В. С. Сухомлинского
Возрождение идей гуманизма в педагогическом наследии
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – бессменный директор Павлышской средней школы, автор многих педагогический произведений, наиболее известны из которых: Сердце отдаю детям, Рождение гражданина; Письма к сыну и др.
Сухомлинский разработал новый исследовательский метод в педагогике — эксперимент, характеризующийся единством трех главных особенностей: цельности, коллективного творчества, длительности.
Выдающийся педагог исходил из диалектико-материалистического представления о личности как целостном и системном образовании.
Всестороннее гармоническое развитие личности осуществлялось им в единстве решения проблем: нацеленность всей учебно-воспитательной работы на привитие школьникам высоких нравственных качеств путем нравственного самосовершенствования; превращение образования в важнейшую жизненную ценность; воспитание культуры духовных и материальных потребностей; воспитание готовности к труду; формирование потребности в самовоспитании и самообразовании; высокая пед. культура семьи; воспитание моральной зрелости.
Принципы воспитательной системы, выдвинутые и обоснованные Сухомлинским: гармония педагогических воздействий и целостность актов, из которых складывается повседневная жизнь школы, в том числе и в конкретных действиях каждого учителя.
Педагогические взгляды Сухомлинского строилисьна следующих основаниях:
— любовь к ребенку — как сила, способная влиять на духовный мир др. человека;
— защитное воспитание — защищать ребенка от окружающего его зла;
— понимание ребенка — как сущность воспитания;
— учить учиться — как ведущая задача обучения.
Сухомлинский ввел понятие: духовная жизнь ребенка — способность ребенка к самовоспитанию, преодолению трудностей и собственной лени, чувство долга и ответственности перед товарищами, трудолюбие на основе «гармонии трех начал: надо, трудно и прекрасно».
Глубочайший гуманист выдвинул приоритет человека в процессе его воспитания: «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека».
В перечне нравственных качеств личности особый акцент Сухомлинский делал на человечности, доброте, чуткости, отзывчивости, сострадательности, любви к матери и др. членам семьи. Педагогика должна стать наукой для всех, считал он.
К заслугам Сухомлинского можно отнести разработку вопросов дифференцированного и индивидуального подходов, выделение категории «незаметных детей в коллективе» как самой трудной.
Развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке — стержневая идея всей педагогической системы Сухомлинского.
Ему же принадлежит новаторство в воспитании патриотизма и гражданственности как основополагающих личностных качеств, идеи коллективного воспитания, но с большим акцентом на внимание к отдельному ребенку, мысль об огромном значении в воспитании природы и красоты.
Теория и практика обучения и воспитания шестилеток также впервые предпринята Сухомлинским.
***
По «Закону об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (24.12.1958) главной задачей советской школы была объявлена подготовка учащихся к жизни, общественно-полезному труду, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы науки, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства (Ст. 1).
В этот же период в Казахстане освоение целинных и залежных земель (с 1954) вызвало значительный приток новосёлов из многих республик СССР; для их детей открывались школы главным образом с обучением на русском языке. В 1959-60 завершено введение 8-летнего всеобуча. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее среднее образование молодёжи. При росте числа общеобразовательных учебных заведений доля нерусских школ в 60-80-х гг. снижалась.
В кон. 80-х гг. возрождается обучение на родном языке для многих этнических групп, проживающих в Казахстане.