А. С. Макаренко и советская педагогика

Научный вклад в развитие педагогики П. П. Блонского

Павел Петрович Блонский (1884-1941)написал за свою жизнь свыше 200 работ по психологии, педагогике, философии, в том числе: Трудовая школа, Педагогика, Основы педагогики, Задачи и методы народной школы, Очерки детской сексуальности.

Он выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы. Значительная часть его психологических трудов имеет педагогическую направленность. Блонский разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Он выступал за новую школу с трудом и самообразованием.

Большую роль Блонский отводил умственному труду, эстетическому, нравственному и атеистическому воспитанию.

 

В. Н. Сорока-Росинский – русский и советский педагог-гуманист

Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960) считал, что основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье: через религиозное воспитание и трудовое воспитание на традициях устного народного творчества.

Сорока-Росинский выступал за демократизацию воспитания и обучения. Он отстаивал принцип коллективного воспитания с учетом индивидуальности каждого воспитанника. Ученый ратовал за переход от принуждения к принципу добровольчества на осно­ве самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности.

По словам Сорока-Росинского, необходимо всякое знание превращать в деяние. Им тщательно разработан принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учебы. Принципы суворовской педагогики, были положены В.Н. Сорокой-Росинским в основу воспитательной системы: «Глазомер, быстрота, натиск», «Тяжело в учении, легко в бою».

Сорока-Росинский решительно выступил против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. Он считал, что это вполне нормальные дети, попавшие в тяжелые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции.

В работе с трудными подростками, по его мнению, «лучшим орудием воспитания является лич­ность педагога, его при­мер...».

 

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) выдвинул в качестве основного принципа воспитания: диалектическое единство личности и общества.

Его педагогика – реализация идей социалистического гуманизма: вера в творческие силы человека, возможность проектировать в человеке будущее. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

Макаренко критиковал мелкобуржуазную теории воспитания, ориентированную на авторитарность и анархизм. Он считал педагогику самой сложной и диалектической наукой. «Ребенок — это живой человек... Это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».

Такие его произведения, как Педагоги­ческая поэма, Флаги на башнях, Книга для родителей, Методика организации воспитательного процесса, Марш 30-х годов и др. широко известны широкому кругу читателей.

Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. Он соединил обучение и воспитание детей с производительным свободным творческим трудом.

Великий педагог развивал и теорию семейного воспитания: состав семьи, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье. Занимался вопросами полового воспитания, считая, что их не надо выделять из общей системы воспитания гражданина. Целью нравственного воспитания Макаренко считал воспитание чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.

Главной заслугой Макаренко считается разработанная им теория коллектива. «В простейшем определении, - писал Макаренко, - коллективизм означает солидарность человека с обществом». Закон жизни коллектива — движение!

Принципы:

— воспитание в коллективе, через коллектив;

— уважение и требования к личности;

— принцип парал­лельного дей­ствия.

Понятия: коллек­тив, признаки коллектива, система перспективных линий, традиции в коллективе, стиль, тон в коллективе, виды детских коллективов.