Педагогические взгляды и педагогический опыт С. Т. Шацкого

Педагогические взгляды Н. К. Крупской

СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА

Итоги школьных реформ к середине XX века

В течение первой половины 1900-х гг. произошли серьезные изменения в образовательных институтах, прежде всего в общеобразовательной школе. Была предпринята перестрой­ка школ первой и второй ступеней, значительно изменились система управления учебными заведениями, сроки обязатель­ного обучения, социальный состав и контингент учащихся ча­стных учебных заведений. Особенно отчетливо характерные тенденции перестройки мировой школы проявились в ведущих зарубежных странах.

В результате школьных реформ были укреплены основы обязательного бесплатного начального обучения и платного (за исключением США и Франции) государственного средне­го образования; была сохранена система частного образова­ния; сохранилась привилегия состоятельных слоев общества на полноценное образование; утвердились две модели управ­ления школой – централизованная и децентрализованная; форсированно развивалось среднее профессионально-техничес­кое образование; была расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ между на­чальным и средним образованием; увеличился объем естествен­нонаучного среднего образования.

Эти общие тенденции реформирования школы получили в отдельных странах специфическое выражение.

 

 

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939)дала марксистский анализ педагогическому наследию. Она выступала за коллективное воспитание. Разрабатывала вопросы самоуправления в школе. Уделяла большое внимание личности учителя. Крупская являлась теоретиком политехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Она также – организатор и теоретик дошкольного воспита­ния и пионерского движения.

Крупская считала, что школа должна научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, разви­вая максимум инициативы и самодеятельности. Обучение необходимо связывать с жизнью, личным опытом учащихся, учить применять знания в жизни. Перед учениками надо ставить цель урока, рас­крывать перспективу движения вперед. Задания учащихся надо индивидуализировать с уче­том их знаний, способностей и сил.

 

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) создал 1-ю опытную станцию по народному образованию. Особое внимание уделял трудовому воспитанию, соединению обучения с трудом.

Шацкий – теоретик клубной работы и эстетического воспитания. Он занимался изучением особенностей детского возраста, определением основных видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие детей; вопросами «возвращения детям детства», развития детского самоуправления. Значительное место в педагогическом наследии Шацкого занимают вопросы дошкольного воспитания, внешкольной работы и педагогического образования. Он много писал о том, как надо и как не надо учить.