Вальдорфская педагогика

Джон Дьюи (1859-1952)

Американский философ, педагог и психолог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической философии и педагогики педоцентризма.

Дьюи резко критиковал схоластическое, оторванное от жизни образование в современной ему школе. Главное место в педагогическом процессе он отводил деятельности детей, труду. Дьюи исключал из образовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности.

Обучение «путем делания» – вот что определяет педагогику Дьюи. Всякая теория лишь средство приспособления, «инструмент для действия», критерием ее является практическая полезность. «Унция опыта значит больше, чем тонна теории» – заявлял Дьюи. «Труд — центр всей школьной работы».

Педагог в его системе выступал лишь как консультант, организующий самостоятельное решение учеником возникающих на практике познавательных задач узкопрактической направленности. Ребенок же является истинным исследователем.

В методике Дьюи большое место занимают игры, импровизация, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство.

Воспитанию дисциплины Дьюи противопоставлял развитие индивидуальности ребенка.

Педагогические идеи и реализованный в конкретной практической деятельности опыт Дьюи был необыкновенно популярен в первой половине XX века не только в США, но, например, в советской России в 20-е годы.

 

Рудольф Ште(а)йнер (1861-1925) — теоретик и организатор вальдорфских школ. Разработал методы познания духовного мира человека и на их основе свое философское учение — антропософию. В эвритмии (новый вид искусства) дети выражают в художественном движении силы языка и музыки.

В организации В. школы заложено основание для сотрудничества учителей, родителей, старшеклассников в различных органах самоуправления школы. Р. Штейнер считал, что самоуправляемая школа как часть свободной культурной жизни имеет особое значение для общества в целом. Фунда­мент такой школы — внутренние законы и условия разви­тия человека.

Коллегиальное руководство школой реализуется на еженедельных конференциях педагогической, административно-организационной и внутренней части, в которых равноправно участвуют все учителя. Директора в такой школе нет. Общий статус учителя без каких-либо рангов и привилегий выражается в одинаковой зарплате. Большинство В. школ устраивают для родителей общешкольные и классные вечера и доклады по различным темам.

Учебный план учитывает возрастные особенности детей, поэтому детей никогда не оставляют на 2-й год. Каждое достижение учащихся поддерживается. Вместо отметок — свидетельства-характеристики. В. школы встречаются и поныне в разных уголках Европы и Северной Америки.