Западная педагогика XX века

В первой половине XX в. в зарубежной педагогике прослеживаются две основные парадигмы. Одна из них – педагогический традиционализм – продолжение прежней педагогической мысли. Другая – новое воспитание или реформаторская педагогика – определенная альтернатива традиции.

К традиционализму относились социальная педагогика, религиозная педагогика и педагогика, ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования. Подчеркнем, что все педагоги-традиционалисты, так или иначе, мыслили в русле этих педагогических течений.

В начале XX в. новая теоретическая база для деятельности школы была выработана так называемой реформаторской педагогикой (новое воспитание).

Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленны интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционалисты искали пути формирования личности на протяжении всего периода детства. Один из них бельгийский педагог Овид Декроли (1871-1932) – писал в этой связи, что педагогическая деятельность должна способствовать осознанию ребенком собственного "Я", познанию среды обита­ния, где ему предстоит реализовать свои идеалы, цели и жела­ния. Мы хотим воспитывать не сухих интеллектуалов, а живых людей, которые успешно действуют во всякой социальной сре­де, – писал другой антитрадиционалист – швейцарский педагог Адольф Ферьер (1879-1960). Реформаторская педагогика провозглашала идею развития личности прежде всего на основе врожденных способностей.

Антитрадиционалисты выдвинули свои педагогические кон­цепции и идеи: свободное воспитание, экспериментальная пе­дагогика, прагматистская педагогика, педагогика личности, функциональная педагогика, воспитание посредством искус­ства, трудовое обучение и воспитание и др.

Так, кредо антитрадиционализма нашло отчетливое выра­жение в идеях свободного воспитания. Манифестом после­днего стала книга шведского педагога Эллен Кей (1849-1926) "Век ребенка" (в русском переводе вышла в 1905 г.). В ней была заявлена педагогическая формула Vom Kinde aus – ис­ходя из ребенка. Приверженцев свободного воспитания объе­диняли отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.

Заметным событием в антитрадиционном воспитании ста­ло рождение экспериментальной педагогики. Ее представи­тели – А. Лай и Э. Мейман (Германия), А. Бине (Франция), О. Декроли (Бельгия), П. Бове и Э. Клапаред (Швейцария), Э. Торндайк, У. Килпатрик (США) и др. – провели иссле­дования, которые, по убеждению А. Бине, позволили "выдви­нуть на первый план психологию ребенка, чтобы из нее с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить".

Представители нового воспитания полагали, что обучение должно исходить из интересов учащихся, поощрять самосто­ятельность и активность школьников.

Возникнув и развиваясь в процессе пересмотра традици­онных педагогических установок в сторону обогащения содер­жания и активизации учебного процесса, рефоматорская пе­дагогика служила важным обоснованием для реформ школь­ного образования в первой половине XX столетия.