Опорно-двигательный аппарат

Нервная система

Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста

Для изучения теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют знания о возрастных особенностях физического развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменений мышечной системы.

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, основные дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, новые, белее сложные условные рефлексы образуются на основе уже имеющихся. Следует учитывать особенность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания. Причем очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно.

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. В это время почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения - бег, лазание, прыжки — стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.