Особенности развития ребенка дошкольника.

Особенности развития ребенка раннего возраста.

Особенности интенсивного развития малыша в этот период во многом определяются социальной ситуацией развития младенца, для которой характерно неразрывное единство ребенка и взрослого.

Специфика социальной ситуации приводит к зарождению особого вида деятельности - непосредственного эмоционально-личностного общения, - ведущей в этот период. «Комплекс оживления» - важное приобретение в этом русле. Активно развиваются в этом возрасте движения и органы чувств. При этом развитие сенсорных процессов протекает активнее, нежели моторики. Возникает реакция на новизну (4 мес.), способность к длительному удержанию взгляда на новом предмете. Развиваются слуховые ощущения и восприятия (6 мес.). Возникновение предметного восприятия (5 мес.), первые функциональные действия с предметами (открывание, закрывание коробочек, катание мяча и т.п.); овладевает такими сложными и важными движениями, как ползание, приседание и вставание, начальная ходьба (к году).

Основные морфофункциональные звенья дыхательной и сердечно-сосудистой систем сформированы уже к моменту рождения ребенка. Терморегуляция организма в этом возрасте еще несовершенна, перегревание младенец переносит хуже, чем переохлаждение. Совершенствуется ЦНС малыша.

На протяжении 2-3 года жизни ребенок испытывает потребность в разнообразных движениях. Такая двигательная активность развивает моторику, способствует выработке точности и координации движений, ведет к развитию органов чувств, сенсорики. Предметная деятельность является ведущей. Появляется и активно развивается ситуативно-деловое общение. В процессе взаимодействия со взрослыми у ребенка формируется как пассивная, так и активная речь. Создаются психологические предпосылки для возникновения игровой деятельности. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность.

В конце раннего детства происходит осознание ребенком своей индивидуальности, образа «я». Общается не только со взрослыми, но и с ровесниками. Особенность этого возраста – интерес к движениям, потребность в них. Это период интенсивного физического роста. Повышается сопротивляемость организма, становится более устойчивой НС. К трем годам на доступном ребенку уровне происходит его социализация: он выделяет свое «я».

Ребенок (дошкольник) становится более самостоятельным, все чаще проявляет инициативу в своих поступках, в познании окружающей действительности, себя. Большое значение имеет игра; активно развивается познавательно-практическая деятельность. Начинаю формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности детей в сфере самообслуживания.

Преобладает ситуативно-деловое общение. Возникает желание быть похожим на взрослых. В процессе деятельности, общения формируется целенаправленность, формируется и интенсивно развивается воображение, фантазия, произвольное внимание. Формируется представление о своем внешнем облике, интенсивно развивается сознание себя как субъекта деятельности. Развиваются эстетические чувства. Изменяется физическое развитие детей: рост, масса тела, окружность грудной клетки о головы. Физическое развитие характеризуется большой гармоничностью. К концу пребывания в детском саду ребенок уже пропорционально сложен. Функциональные системы сложены еще неокончательно. Продолжается формирование мускулатуры как верхних, так и нижних конечностей.

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем физического развития и здоровьем, работоспособностью и функциональным состоянием организма.

Отмечается высокая ДА, функциональная перестройка организма и его психологическое взросление. Формирование психологической готовности к школе. Предпосылки к учебной деятельности. Еще больше развивается художественное творчество дошкольника. Стремится быть похожим на взрослых. Развивается волевая сфера, познавательная, возникает произвольная память, активно «работает» непроизвольная, активизируется развитие воображение. Интенсивно развивается общение и речь дошкольников.