Причины изменений окружности головы

Причины увеличения окружности головы Причины уменьшения окружности головы
Гидроцефалия первичная, вторичная (связанная с заболеваниями ЦНС, например, недостаточностью развития Арнольда-Киари) Краниосиностоз
Мегалоэнцефалия первичная, вторичная: – связанная с заболеваниями ЦНС (например, нейрофиброматозом или туберозным склерозом); – связанная с болезнями накопления (например, заболеванием Краббе) Пренатальный инсульт вследствие алкоголизма или наркомании у матери, материнской инфекции, осложнений беременности и родов
Хромосомные дефекты

Движение какого-либо из антропометрических показателей в сторону отставания или опережения позволяет врачу заподозрить развитие патологии уже на ранних стадиях, зачастую, в случаях, когда она ещё не столь заметна: формирующуюся задержку или опережение роста, развитие дистрофий различного происхождения, ожирения, узкогрудости, нередко сопровождающейся различными аномалиями развития лёгкого, с недоразвитием отдельных его зон, широкогрудости как проявления увеличения объёма лёгких, микро- и макроцефалии, обусловленной, в части случаев, гидроцефалией и др. Ведущим критерием в оценке индивидуальных показателей физического развития ребёнка являются стандарты как отражение оптимальных значений исследуемых антропометрических показателей.

Методика оценки физического развития детского коллектива. Физическое развитие детского коллектива (популяции) является одним из важнейших показателей здоровья. Оно служит объективным критерием при оценке санитарного состояния детского населения, так как появление дисгармоничности физического развития или отставания биологического возраста от паспортного, зависит от влияния конкретных факторов окружающей среды, прежде всего, таких, как образ и условия жизни. Для оценки физического развития коллектива необходимо провести индивидуальную оценку физического развития его членов и дать итоговую оценку по удельному весу установленных степеней физического развития.Собственно оценка степени и гармоничности физического развития производится с использованием разработанной нами оценочной шкалы физического развития (табл. 4), где выделяются 3 степени физического развития, вытекающие из соотношения веса и окружности грудной клетки индивидуума с ростом.

Расширение границ нормы веса и окружности грудной клетки с возрастом связано с имеющим место правосторонним эксцессом в статистическом распределении признаков и возможностью нивелирования его влияния у детей дошкольного возраста – учащением проведения антропометрии, а у школьников – расширением границ нормы вправо.

Методика оценки физического развития. По оценочной таблице соответствующей возрасту и полу исследуемого, поочередно определяются степени (I-II-III)физического развития для соотношения веса с ростом, и окружности грудной клетки с ростом, а затем выводится общая оценка по худшему оценочному показателю. При этом, II и III степени физического развития могут быть обусловлены опережением или отставанием значений веса и окружности грудной клетки по отношению к данным стандарта, что в итоговом символе, выражающем степень физического развития, обозначается знаками «–» или «+» перед цифрой символа (±II; ±Ш) при отставании или опережении веса, и такими же знаками после цифры символа (П±; Ш±) – при отставании или опережении окружности грудной клетки.

Если вес и окружность груди находятся в одинаковых по знаку и степени оценочных группах, физическое развитие оценивается как пропорциональное, если в разных по степени (один показатель опережает или отстаёт от стандарта больше, чем другой) – как диспропорциональное. Если же диспропорция веса и окружности груди оценивается разными по знаку степенями (один показа­тель отстаёт, другой – опережает), то физическое развитие оценивается как атипичное, или резко диспропорциональное.

Методика оценки физического развития детского коллектива. Физическое развитие детского коллектива (популяции) является одним из важнейших показателей здоровья. Оно служит объективным критерием при оценке санитарного состояния детского населения, так как появление дисгармоничности физического развития или отставания биологического возраста от паспортного, зависит от влияния конкретных факторов окружающей среды, прежде всего, таких, как образ и условия жизни. Для оценки физического развития коллектива необходимо провести индивидуальную оценку физического развития его членов и дать итоговую оценку по удельному весу установленных степеней физического развития.

Физическое развитие коллектива считается удовлетворительным, если не менее 68% детей имеют нормальное, хорошее, гармоничное физическое развитие (I степень).

Выводы:настоящие методики осуществляются медицинским персоналом при активном участии воспитателя ДОУ.

Тема 1.3. Способы педагогического контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении.

Значение профилактического контроля за здоровьем детей. Основные задачи профилактического контроля за здоровьем и развитием детей. Методы контроля за физическим и нервно-психическим развитием каждого ребенка в условиях образовательного учреждения. Современные подходы к классификации здоровья детей, критерии определения группы здоровья ребёнка.

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников составляет около 10 % от контингента детей, поступающих в школу[5].

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний 50 %, физиологической незрелости — 60 %. Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60—70% детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

С 1 сентября 2000 г. в дошкольных учреждениях введена «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений» (форма 026/у-2000). В соответствии с этим документом во всех дошкольных образовательных учреждениях проводится скрининг-программа, которая включает в себя базовую и расширенную виды программы[6]. Первая из них осуществляется медицинской сестрой, вторая - педиатром и врачами — специалистами различного профиля.

В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют шесть основных показателей (критериев) здоровья.

Первый критерий - особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.

Генеалогический анамнез отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер. Биологический анамнез включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.

Основными показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.

Второй критерий - уровень физического развития и степень его гармоничности. Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на регионарны стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, используя центильные таблицы. Принято считать вариантами нормы такие показатели, которые относятся к 3—6-му интервалам, т.е. в зоне от 10 до 90 центилей. Положение результата в зоне 2-го интервала свидетельствует о «сниженном» показателе, в зоне 1-го — о «низком», соответственно в 7-м интервале — о «повышенном», а в 8-м — о «высоком» показателе.

Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР). Он зависит как от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, так и, в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР является основой воспитательной и оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Этот контроль осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Контроль НПР позволяет проводить своевременную и правильную коррекцию педагогических воздействий. Сведения об уровне и динамике ПНР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.

Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма. О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:

1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);

2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).

Пятый критерий — уровень функционального состояния организма. Этот критерий оценивается по совокупности результатов лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.

Функциональное состояние органов определяют клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб.

Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачиваться, внимание, утомляемость. Важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.

Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из пяти «групп здоровья». В соответствии с предложенной схемой дети зависимости от состояния здоровья, делятся на следующие группы:

1) здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций

2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3) дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;

4) дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

5) дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

К 1-й группе относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функционалъных отклонений.

2-ю группу составляют дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Сюда же следует относить переболевших детей, особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (четыре раза в год и более) болеющих. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Распределение детей по указанным группам в некоторой степени условно. Однако выявлена необходимость такого разделения на группы для характеристики санитарного состояния детского населения и при изучении влияния на здоровье различных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климатических, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности различных методов воспитания и оздоровительных мероприятий.

Работникам дошкольных учреждений надо всегда помнить, что быстрый рост и развитие, созревание морфологических и функциональных структур в раннем и дошкольном возрасте определяют большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к положительным, так и к отрицательным воздействиям окружающей среды. даже слабые раздражители, не вызывающие видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда проходят бесследно. Они изменяют функциональные свойства тканей организма, и на этом фоне безвредный для него фактор среды может в отдельные критические периоды в т.ч., поствакцинальный, адаптации и т.д., стать решающим, привести к более длительному и неблагоприятному течению острых заболеваний, т. е. сказаться на состоянии ребенка не только в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровня здоровья, готовность к общественно-социальным воздействиям. Уровень заболеваемости, распространенность патологических отклонений не везде одинаковы. Они зависят от организации и качества проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий.

Большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети 1-й и 2-й групп здоровья, при этом основная масса — это дети, относящиеся ко 2-й группе — группе риска. Эти дети требуют к себе индивидуального подхода при назначении и выполнении оздоровительных мер и в осуществлении педагогических воздействий. Прогноз здоровья детей на ближайшие годы будет зависеть от ряда определяющих его факторов, претерпевающих значительные изменения в новых экономических условиях. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению дефицита массы тела, отставанию в росте, повышению распространенности анемии. Снижение резистентности, иммунного ответа может привести к дальнейшему росту как острых, так и хронических заболеваний. В связи с резким увеличением стрессовых воздействий можно ожидать ухудшения нервно-психического здоровья дошкольников. Нарастающее ухудшение эколого-гигиенической обстановки в ряде регионов может увеличить рост как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических. Сохранению и укреплению физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья дошкольников во многом может способствовать программа преобразования основ дошкольного и школьного образования, разработанная под руководством проф. В. Ф. Базарного. Эта Программа доведена до уровня технологий и технических средств, которые защищены 44 патентами. Практическое внедрение программы в ряде регионов России показало ее высокую эффективность. Она находит все большее число сторонников среди педагогов и медицинских работников.

Тема 1.4. Организация и проведение наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении

Организация педагогического наблюдения за самочувствием и состоянием здоровья каждого ребенка. Использование донозологических критериев здоровья.

Сегодня, видимо, уже не совсем корректно определять индивидуальное здоровье только через противоположное ему явление – болезнь, поэтому акцент безоговорочно сдвинут с констатации лишь наличия или отсутствия болезненных симптомов, на определение возможности оптимального функционирования организма в полном «согласии» с окружающей средой, без которой его существование немыслимо. Во всех случаях, если интенсивность и длительность внешних или внутренних факторов является биологически значимой, в организме (биосистеме) возникает перестройка деятельности, в результате чего формируется состояние адаптированности, т. е. способности продолжать жизнедеятельность в новых, необычных условиях.

Здоровье (по В. В. Парину) характеризуется способностью организма сохранять адаптированность, т. е. основные параметры гомеостазиса в условиях изменений его внутренней среды, противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов, являясь интегральным показателем жизнедеятельности организма как в данный конкретный момент, так и на протяжении всей жизни

Функциональное напряжение адаптационных механизмов в организме отражает стадии его здоровья:

■ если функционирование организма протекает без напряжения адаптационных систем, мы можем говорить о полном здоровье (от понятия «абсолютное» здоровье стоит воздержаться, поскольку абсолютность предполагает тот «потолок» здоровья, к которому мы призваны стремиться). Это состояние не требует активного вмешательства по коррекции и нуждается лишь в контроле за протеканием физиологических процессов в организме;

■ если функционирование протекает в режиме незначительного напряжения адаптационных систем при сохранении гомеостазиса основных жизненно важных систем организма, может идти речь о донозологических проявлениях нездоровья с благоприятным прогнозом и даже о хронической патологии в компенсированном состоянии;

■ выраженное напряжение адаптационных систем и снижение функциональных возможностей организма, но ещё носящее компенсаторный характер, характеризует преморбидные состояния с благоприятным прогнозом, а также хроническую патологию в стадии субкомпенсации; или при хронической патологии в декомпенсированном состоянии) характеризует состояние болезни.

Переход от здоровья к болезни не является внезапным и справедливо рассматривается многими авторами как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться (адаптироваться) к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим условиям, что приводит к возникновению различных пограничных состояний (донозологических, преморбидных), а затем и к блезни.

Болезнь – это состояние декомпенсации функций организма (дизадаптации), не способное обеспечить гомеостазис организма в полном объёме. Очень редко болезнь приходит внезапно. Болезнь, чаще всего, накапливается постепенно в течение нескольких месяцев, и даже лет. День за днём курильщик отравляет себя никотином, пока «внезапно» при оче­редной флюорографии не обнаружится подозрительная тень в лёгком. День за днём испы­тывает свою поджелудочную железу любитель жирной или острой пищи, пока «внезапно» не обнаружится высокий уровень сахара в крови. День за днём напрягает свою печень любитель выпить, пока не заработает цирроз, не совместимый с жизнью. «Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тишине наших тканей при погашенных свечах, – писал французский хирург Р. Лериш. – Когда же появляется боль или другие неприятные явления, это почти всегда второй акт».

Таким образом, организм человека обладает собственными мощными систе­мами формирования и поддержания здоровья. Это, прежде всего, системы детоксикации, самоочищения, самозащиты, самовосстановления и саморегуляции. От того, насколько чётко работают эти системы, зависит состояние нашего здоровья и наша способность наилучшим образом взаимодействовать с окружающим миром, находиться в состоянии активного равновесия с окружающей средой при сохране­нии гомеостазиса внутренней среды.

Необходимо помнить, что человек – это саморегулирующаяся, самонастраивающаяся и самовосстанавливающаяся система, чётко следящая за всеми отклонениями в функционировании организма, и предпринимающая, в необходимых случаях, меры для коррекции этих отклонений. С этих позиций, наш собственный организм – это самый лучший доктор. Он лучше всех докторов, профессоров и академиков, вместе взятых, знает, что и как ему делать.Но, как всякая система, он требует тщательного ухода. Если такой уход есть, то организм работает исправно. Если ухода нет, то он начинает давать сбои и выходит из строя. Наша задача заключается только в том, чтобы создать все необходимые условия для того, чтобы он сам справился со всеми отклонениями.

Тема 1.5. Взаимодействие воспитателя с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей и учет конституциональных особенностей организма