Оценка источника информации.

Глава 1. Сеть путей к источникам информации.

Тезисы

Ключевые понятия.

Резюме.

Глава 6. Собственная публикация как источник информации

Глава 4. Работа с экспертами

Глава 3. Инструменты поиска

Глава 2. Мир платной информации

Глава 1. Сеть путей к источникам информации

По материалам журнала e-media

 

Интернет-журналистика как технология поиска

Глава 5. Планирование поиска и точки отсчёта при поисковых задачах

Вопросы и задания.

Интернет, веб-технологии для журналистов превратились из обычной реальности в жесткую неизбежность. Однако для многих сеть как средство производства все еще в значительной степени напоминает сталкерскую Зону: хождение туда не всегда продуктивно, а порой и небезопасно.

В онлайновом и офлайновом режимах создаются все более совершенные курсы и пособия по интернет-журналистике и интернету для журналистов. Их применимость на практике зависит прежде всего от собственного опыта автора, от проблем, которые приходилось решать ему при помощи глобальной сети.

Сетевые технологии, как и другие медийные технологии нашего времени, развиваются с такой скоростью, что рекомендованные сегодня ресурсы, приемы работы с информацией и последние разработки в области соответствующего инструментария уже завтра могут оказаться безнадежно устаревшими. Поэтому мы предлагаем считать конкретные примеры ресурсов и ссылки, приведенные в тексте, лишь типовыми образцами того, что может понадобиться журналисту в профессиональной деятельности.

Представляется целесообразным рассматривать сетевые технологии для журналиста в сочетании с другими медийными, средами. Во-первых, комплекс технологий в руках профессионала всегда дает результат более высокий, чем тот, который достигается в рамках одной технологии. Во-вторых, границы между медийными средами весьма условны, а в перспективе могут вообще исчезнуть.

В книге «Реконструкция России. Массмедиа и политика в России девяностых» И.И. Засурский цитирует статью Дж. Хартли «Communicative democracy in the redactional society: the future of journalism studies». В эпоху, когда количество возможностей прямой коммуникации бесконечно увеличивается, «журналисты становятся поисковыми машинами, которые предоставляют услуги по отбору и редактированию материала для других пользователей», – пишет Хартли. По мнению автора, роль журналиста постепенно все больше и больше будет напоминать роль не писателя, а редактора.

В этом ключе и попытаемся познакомить начинающих журналистов с некоторыми профессиональными навыками поиска и обработки информации.

Итак, каждый журналист должен знать следующее.

• Современная телекоммуникационная среда дает одинаковые шансы на получение информации как сотрудникам мировых информационных агентств, так и тем, кто пишет в региональных СМИ. Информация стала равнодоступной.

• Сбор и передача информации перестали быть монополией профессиональных журналистов. Каждый человек, вооруженный мобильным телефоном со встроенной камерой, может оказаться обладателем уникального информационного материала и передать его неограниченной аудитории через интернет.

• Представление о возможностях использования всей коммуникационной среды – одно из важнейших в деятельности журналиста.

• Онлайн и офлайн разделены условно.

• Практически любая информация есть в открытом доступе.

• Информация не всегда доступна в готовом виде. Но для подготовки сенсационного материала часто достаточно восстановить связи между общеизвестными фактами.

• Поиск информации никогда не формализуется настолько, чтобы его можно было осуществлять единожды выбранными способами; поиск информации всегда есть и поиск путей поиска информации.

Типы информационных источников

Информацию для журналиста можно разделить на шесть условных видов[[1]]:

1) фактографическая (фиксация изменений объектов реального мира, их географического и временного положения, структуры их взаимодействия и пр.);

2) комментарийная (характеристика фактов, позиционирование путем прямых или косвенных оценок);

3) аналитическая (сопоставление нескольких фактов с восстановлением причинно-следственных связей и возможным прогнозом последствий);

4) справочная (статичное описание объектов реального мира в их исходной форме, а также наборы характеристик, позволяющих идентифицировать данный объект, и базовые представления о взаимосвязи между объектами);

5) иллюстративная информация;

6) методическая информация (описание путей изготовления информационного продукта, законов его создания и существования, а также отдельных элементов процесса).

Источниками такой информации могут быть:

• СМИ – как бумажные, так и электронные;

• публицистическая литература;

• научная и специальная литература;

• документы официальных учреждений;

• материалы конференций, круглых столов и других форм непосредственной публичной дискуссии – текстовые, аудио и видео;

• чаты, форумы, сайты, контент которых формируется по принципу форума, и другие формы опосредованной публичной дискуссии;

• аналитические исследования, маркетинговые отчеты, обзоры рынков;

• справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;

• графика, видео- и аудиозаписи.

Соотношение видов информации и источников ее получения приводится в таблице ниже.

1. Вид информации.

2. Источник.

3. Факты .

4. СМИ, документы официальных учреждений, материалы публичных дискуссий.

5. Комментарии .

6. СМИ, чаты, форумы, публицистическая литература, видео- и аудиозаписи и транскрипты.

7. Аналитика.

8. СМИ, научная и специальная литература, аналитические исследования, отчеты, обзоры рынков

9. Справочная и методическая информация.

10. Справочники, каталоги, персоналии, энциклопедии, учебная литература.

11. Иллюстрации.

12. Банки видео- и графической информации, объединенные, авторские или принадлежащие одному владельцу; например фотоархивы ТАСС, системы обмена телесюжетами.

 

Журналисту при выборе источника важны следующие параметры – эксклюзивность, авторитетность и актуальность.

Эксклюзивность источника определяется либо доступом его условного автора к первичной информации – будь то факты, документы или комментарии, либо оперативностью трансляции первичной информации (например, информационные агентства), либо наличием качественных аналитиков, которые могут сложить в оригинальную картину фрагментарные факты, почерпнутые из других источников, предлагая читателю оригинальные исследования причинно-следственных связей и прогнозы. Также следует обращать внимание на компетентность авторов, пусть даже имеющих доступ к первичным фактам и аналитические способности.

Авторитетность источника – серьезная проблема для журналиста. Факты – вещь субъективная. Это хорошо видно, например, на том, как освещают военные действия самые что ни на есть авторитетные информационные агентства воюющих сторон. Поэтому приходится считать за истину наиболее распространенное в соответствующей аудитории мнение. Если же общепринятую истину в публикации приходится опровергать, то это следует делать так доказательно, чтобы читатели без колебаний стали вашими единомышленниками, т.е. сделать свою версию событий наиболее распространенной. Авторитет справочников, энциклопедий и других источников как раз и основан на том, что они являются сборниками наиболее распространенных представлений о мироустройстве.

Таким образом, выбор источников в значительной степени диктуется тем, насколько оригинальные факты (в это понятие здесь включены не только события, их детали и хронология, но также комментарии) вам необходимы. Естественно, источники, содержащие авторские, эксклюзивные материалы, ценятся выше. Но при этом требуют отдельного определения их авторитетности. Простейшая проверка – поиск подтверждений найденному оригинальному факту в нескольких источниках.

Инструментом измерения авторитетности источника в сети могут также служить разнообразные рейтинги: готовые, составленные по определенным формальным признакам; случайные, например чужие списки готовых источников по теме, рекомендуемых ссылок, а также уникальные, составленные, например, на основе анализа статистики посещений нескольких сайтов вкупе с характеристиками аудитории, на основе отдельных экспертных оценок или с применением специальных инструментов. С профессиональной точки зрения наибольшее доверие вызывают источники с высоким индексом цитирования.

Например, в Национальной электронной библиотеке, ныне входящей в «Интегрум», для оценки влиятельности СМИ по аналогу с оценкой влиятельности научных журналов был разработан соответствующий инструмент. Он позволяет определять ссылки на конкретное издание в текстах других СМИ. Для исследуемого издания по архивам библиотеки могут быть выявлены все СМИ, ссылающиеся на него за определенный период времени, количество ссылок в каждом издании, даты ссылок. На основании этой информации вычисляется так называемый импакт-фактор издания – характеристика его авторитетности. Импакт-фактор тем выше, чем больше цитат из статей данного издания встречается в прессе. Легко представить, что импакт-фактор, а значит, и авторитетность РИА «Новости» как информационного агентства в целом выше, чем, например, РБК. При этом вычисление импакт-фактора РБК как источника экономической информации покажет его превосходство над РИА, тогда как традиционное сравнение источников по охвату аудитории здесь показательным не будет. Кроме того, важна оценка информации, которую содержит источник, по признаку актуальности. Следует отметить, что упомянутые здесь характеристики источников весьма изменчивы, поэтому выбор постоянного круга источников информации особого смысла не имеет. Кроме того, новые источники появляются с огромной скоростью. Поэтому важен не список источников как таковой, а лишь представление о том, какого рода информация, где содержится и как можно сравнить источники с точки зрения ценности информации и удобства пользования.

Источники также можно классифицировать по их генезису в обществе. Они могут быть результатом деятельности органов власти, силовых структур, государственных предприятий, коммерческих компаний, финансовых структур, партий и общественных организаций, СМИ и частных лиц.

При такой классификации на популярность источников среди журналистов влияет степень доступности, активности, компетентности и информационная открытость структур, в которых они возникли. Поскольку эти характеристики динамичны, меняется и картина востребованности таких источников. Вот, например, данные, которые приводит Комиссия по свободе доступа к информации:

Данные об основных источниках информации, используемых журналистами, % всех опрошенных представителей массмедиа[[2]]