Интервью

Новость или репортаж

Начинать в этом жанре сложно, но иногда здесь помогает случай. Просто окажитесь где либо раньше других или узнайте о чем либо больше других. Но учтите, что преимущества сетевой журналистики здесь почти не играют роли (если речь идет не о "сетевом" событии), а конкурировать с крупными агентствами новостей сегодня практически бесполезно. И еще одна деталь: "Волка ноги кормят" это не столько про представителя среднерусской фауны, сколько про репортера.

Интернет, группы новостей Usenet и электронная почта открывают широчайшие возможности для интервьюирования. Кого угодно. Вы можете, даже, предложить интервьюируемому самому написать не только ответы, но и вопросы. Правда, это уже не совсем то. В любом случае, должно полностью исключить возможность искажения текста, иначе интервью может стать первым и последним. При выборе этого жанра Вы столкнетесь с далеко не всегда успешными поисками электронного адреса вашего потенциального респондента, а также с долгими уговорами предмета Вашего журналистского вожделения ответить именно на Ваши гениальные вопросы. Здесь главная проблема для новичка - отсутствие "имени". Вам легко могут предпочесть другого.

Взгляд (мнение)

Наиболее предпочтительный жанр для начинающего. Но его (мнение) надо иметь. Еще более хорошо, если оно представляет интерес еще для кого-то, кроме вас. Для выяснения этого вопроса можно высказать его (свой взгляд) на соответствующем тематике форуме или в группе новостей. Если вас заметят и обругают - есть смысл продолжать. Если промолчат, значит согласны - интересной статьи не получится. Вообще, любая гениальная мысль всегда имеет как сторонников, так и противников. Лучшее соотношение - 50% на 50%. Если ваше мнение совпадает с мнением большинства - пора меняться, или забудьте о журналистике.

Аналитическая статья (обзор, очерк)

Хорошее начало при условии полного владения информацией по вопросу. Необходима кропотливая работа с поисковыми системами, затем приходится "пропускать" через себя большие массивы информации. Когда материал готов, остается отослать его в редакцию и ждать ответа. Не рекомендуется использовать групповую рассылку. Вы рискуете оказаться в неудобном положении, если материал будет принят одновременно в нескольких редакциях. Хотя, это не самая большая неприятность.

Журналистика on-line, несмотря на свою специфику, остается журналистикой, то есть способом влияния на общественное мнение и сознание. Трудно себе представить журналиста, не имеющего личного эмоционального мнения о предмете своей публикации. Даже "чистая" информация, подаваемая безликими агентствами, всегда тенденциозна. Что же говорить о таких жанрах, как очерк или аналитический обзор. Очевидно, что в нашем больном и измученном обществе степень ответственности журналиста особенно велика. Последствия неосторожного слова или непродуманной оценки, растиражированные в сознании тысяч или, даже, десятков тысяч читателей могут оказать непредсказуемые последствия. И здесь не важна ни тема, ни кажущаяся малозначительность публикации. Испорченное настроение или неоправданное беспокойство лишь одного из читателей - это отрицательный результат, который вернется к автору в самый неподходящий момент и потребует оплаты по счетам. И этот счет перевесит гонорар.