Показатели экономической эффективности инвестиционных проектов

Рис. 1. Эффективная граница инвестиционных портфелей

Количество эффективных портфелей бесконечно. Множество эффективных портфелей представляет собой часть границы допустимого множества, ограниченной самой левой и самой высшей точками допустимого множества.

 

К основным показателям экономической эффективности инвестиционных проектов относят: во-первых, чистую прибыль.

Во-вторых, денежный поток (CF), рассчитываемый как сумма чистой прибыли + все не денежные доходы проекта – все не денежные расходы проекта. Упрощенный вариант расчета CF предполагает сложение чистой прибыли и амортизации.

В-третьих, рента­бельность капитала (простая норма прибыли):

где Рr – чистая прибыль от реализации проекта

I – сумма инвестиционных затрат на реализацию проекта;

Экономический смысл простой нормы прибыли заключается в оценке того, какая часть инвестиционных затрат возмещается (воз­вращается) в виде прибыли в течение одного интервала планирова­ния.

В-четвертых, период окупаемости:

где Р – чистый годовой поток денежных средств от реализации инве­стиционного проекта.

В-пятых, чистая текущая стоимость проекта (NPV – Net Present Value) – это зна­чение чистого потока денежных средств за время жизни проекта, приведен­ное в сопоста­вимый вид в соответствии с фактором времени:

где CF – объем генерируемых проектом денежных средств в пе­риоде t,

i – ставка дисконта;

n – продолжительность периода действия проекта, годы;

I0 – первоначальные инвестиционные затраты.

В случае если инвестиционные расходы осуществляются в те­чение ряда лет, формула NPV примет следующий вид:

 

где It – инвестиционные затраты в период t

Если NPV> 0 – принятие проекта целесообразно; NPV< 0 – проект следует отвергнуть; NPV= 0 – проект не является убыточным, но и не приносит прибыли. При рассмотрении нескольких вариантов осу­ществления проекта нужно выбрать тот, у которого NPV выше.

В-шестых, показатель рента­бельно­сти инвестиций (индекс рентабельности) (PI – profitability index), рассчитывается, когда большее значение NPV соответствует большей сумме инвестиций, путем деления денежного притока за период всего срока проекта на денежный отток. Чем больше индекс рентабельности превышает 1, тем более выгоден проект.

 

 

В-седьмых, внут­ренняя нор­ма прибыли IRR (Internal Rate of Return), соответствует такой ставке дисконта дисконтированного денежного потока, при которой он равен нулю, определяется из уравнения:

 

 

Если IRR превышает сред­нюю стоимость капитала в данной отрасли с учетом инвестицион­ного риска конкретного проекта, то данный проект может быть ре­комендован к реализации.

 

Сущность, цели и механизм антикризисного управления

 

Антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Постоянный мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов позволяет в реальном режиме времени отслеживать состояние производственно-хозяйственной деятельности, своевременно предотвращать кризисные явления и/или снижать риск их возникновения на предприятии.

В условиях существенных изменений среды деятельности предприятий, непредсказуемости ситуации, возникновении новых управленческих проблем и кризисного состояния, антикризисное управление отличается от управления в обычных, стабильных условиях деятельности хозяйствующего субъекта.

Цели антикризисного управления на предприятии заключаются в мониторинге состояния хозяйствующего субъекта, выявлении и анализе факторов возникновения кризисной ситуации и преодолению кризисных явлений, в случае их возникновения. Практическая реализация целей антикризисного управления на предприятии возможна на основе разработки и практического внедрения комплексного механизма антикризисного управления, включающего экономические и правовые компоненты.

Механизм антикризисного управления заключается в сканировании внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения признаков приближения кризиса, оперативной оценки и анализа финансового состояния фирмы и выявления вероятности наступления ее несостоятельности (банкротства) и последующем внедрении экономических мер по преодолению кризисной для предприятия ситуации. Процесс совершенствования и разработки экономического механизма антикризисного управления может быть реализован с помощью следующих основных этапов:

1. Оценка всех направлений и сторон деятельности организации. Данный этап включает в себя:

а) диагностику финансового состояния предприятия, направленную на получение объективной оценки его платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности и эффективности деятельности предприятия (подробно этот этап раскрыт в вопросах «Модели диагностики банкротства на предприятии», «Финансовые показатели предприятия и методика их расчета» и «Показатели экономической эффективности инвестиционных проектов»);

б) оценку бизнеса предприятия, представляющую собой сложный и многогранный процесс по определению стоимости компании как имущественного комплекса, обеспечивающего получение прибыли его владельцу;

в) маркетинг.

2. Определение основных проблем организации.

3. Выработка мероприятий по их устранению. В качестве основных направлений совершенствования деятельности организации можно выделить следующее:

- увеличение доходов (повышение цен, увеличение объема продаж и др.);

- сокращение расходов (оптимизация налогообложения, организация эффективной системы логистики, ужесточение контроля и др.);

- продажа активов;

- реструктуризация задолженности организации (прямая санация (прямое инвестирование в организацию с целью по­гашения имеющейся у него кредиторской задол­женности), изменение первоначальных сроков и условий уплаты задолженности (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, переоформление кредита из краткосрочного в долгосрочный, списание задолженно­сти), отступной и взаимозачет).

4. Создание системы по совершенствованию деятельности и проводимых мероприятий организации. Основной целью данного этапа является то, что результаты деятельности необходимо постоянно контролировать, чтобы замкнуть контур обратной связи. Регулярный мониторинг текущего состояния организации, корректировка ее деятельности нуждаются в процессах и системах менеджмента, с помощью которых можно постоянно проверять правильность траектории движения к поставленным целям. Все это предоставляет возможность своевременного выявления ошибки, и внести соответствующие коррективы в мероприятия, прежде чем будет нанесен непоправимый урон деятельности организации.

В тех случаях, когда предприятие уже находится в кризисном состоянии, наряду с экономическими, применяются правовые компоненты механизма антикризисного управления. К правовым компонентам механизма антикризисного управления относятся процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения (этот аспект также обсуждается в вопросе «Финансовое состояние предприятия, его показатели. Процедуры его банкротства»).

Наблюдение осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. В обязанности временного управляющего входит:

- принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника;

- проведение анализа финансового состояния должника;

- выявление кредиторов должника;

- ведение реестра требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- уведомление кредиторов о введении наблюдения;

- созыв и проведение первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Арбитражный суд одновременно с вынесением решения о введении финансового оздоровления утверждает административного управляющего. При введении процедуры финансового оздоровления должен быть указан срок финансового оздоровления, а также разработанный план финансового оздоровления и утвержденный судом график погашения задолженности. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению, органы управления должника в ходе финансового оздоровления осуществляют свои полномочия с ограничениями.

С момента введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. Это означает приостановку погашения задолженности, возникшей до введения данной процедуры.

Главной целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника, достигаемое на основе организационных и экономических мероприятий, включая продажу части имущества должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Основной целью конкурсного производства является формирование конкурсной массы (представляющей собой все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе его проведения), погашение имеющейся текущей и просроченной кредиторской задолженности в порядке очередности в установленном законодательством порядке. Конкурсное производство вводится сроком на год с возможностью продления его еще на шесть месяцев. При открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.

Мировое соглашение заключается для кредиторов третьей очереди и оформляется в письменном виде. Обязательным условием ведения мирового соглашения является погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди. В тексте мирового соглашения должны быть отражены положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов