Мая лекции не было

Наука - Целенаправленная деятельность наших представлений о мире.

Человек – мера всех вещей» - Чел судит о вещах в меру своей культурности, человек – центр культуры, он судит о них объективнее.

Лекция-семинар.

25.04

Искусство –

 

16 мая

Культура Латинской америки XX века. В начале 20 века на Латино-американском континенте складываются 2 культурных течения: первое Испанистское, в его арбиту вошли Мексика, Колумбия, Куба и Чили. Второе течение можно условно назвать Общеевропейское. В его влияние попали Аргентина, Бразилия, Венесуэлла и Уругвай. Оба этих течения помогли ЛА приобщиться к новейшим достижениям европейского искусства. Благодаря этому начинается разработка национальных концепций культурного творчества. В 20е годы мексиканские художники предложили новаторскую программу развития искусства. Большинство из них были участниками революционных событий, которые происходили в европе. В 1921 году была опубликована прграмма под названием «Декларация революционного синдиката работников техники и искусства». Идеологами этой программы стала великая тройка художников: Диего Ривера, Хосе Клементо Ороско, Давид Альфаро Сикейрос. Эти художники по направлению своего творчества были монументалистами. Поэтому главной задачей нового искусства они считали росписи общественных зданий. По испански расписаная стена значает мурол, поэтому художников монументалисто называли «Муралисты». Тогда он считали что монументальный жанр выражается в городе. По мнению муралистов новая живопись должна быть публицистичной, И отражать острые политически темы. Кроме того, живопись должна наглядно демонстрировать ключевые моменты социально-исторических процессов.

Хосе Ороско. Начинал с изображения драматических сцен, но при этом был предельно лаконичным. Он не разменивался на детали, работал с четкими формами. Персонажи его произведений это герои, которые живут в мире исторических катаклизмов. Его наиболее знаменитый образ – Христос, который разламывает свой крест. Из-за своих политических убеждений был вынужден уехать в США, где работает в жанре фрески и памфлета. С началом второй мировой войны его работы становятся предельно выразительными (экспрессивными). Он отказывается от привычной палитры и использует только черный, красный и белый.

Диего Ривера. Был художником, который свои эстетические принципы черпал из народногй традиции. В его картинах преобладали оттенки коричневого цвета, кт использовали индейцы для своих национальных традиционных рописях. Центральный образ его произведений – пробуждение земли. Поэтому его персонажи это представители народа, воплощение народного духа. Как и Ороско был вынужден эммигрировать в США. В эмиграции он разрабатывал тему борьбы с колониализмом и империализмом.

Д.А. Сикейрос. В монументальных ромписях стал использовать силикатные краски, кт наносил с помощью распылителя. Это позволяла работать ему очень продуктивно. Кроме того, он использовал метод кадрирования сюжетов(по кадровая расстановка сюжетов). Он считал, что живопись должна быть направлена на динамическое восприятие. Он как бы приблизил живопись к кино.

Литература.

Как и живопись латиноамериканская литература стала развиваться под европейским влиянием. Одним из ведущих писателей был Хуан Карлос Онетти. Уроженец Уругвая он большую часть творческо йжизни провел в аргентине, в Буенос-Айресе. В начале XX века Аргентина переживала мучительную ломку старых патриархальных отношений и переход к новому капиталистическому производству. За счет европейских переселенцев быстро росли аргентинские города. 1852г белое население Аргентины составляло 4%, 1914 – 90%. Первый роман «Бездна», выпустил в 1939 году. Его приятель художник придумал обложку (Человек тонущий в тумане) и подделал подпись Пикассо. Но тираж книги остался не распроданым. Вернувшись в Уругвай становится редактором популярного еженедельника. Но продолжает заниматься литературным творчеством. Главные персонажи его романов это люди, кт утратили родственные и социальные связи. Во многих своих произведениях Анетти продолжал традицию Достоевского , создавая образы подпольных героев, кт хотят сорвать с себя маску, кт им навязало общество. Аннети нельзя полногстью назвать пессимистом. Рождается Аннетианский миф: Для аннети биологическая юность является социальной ценностью. Юность умеет говорить «Нет!».Юность свойственен нонконформизм(отрицание условностей, навязанным обществом), поэтому молодежь обновляет общество.

Хорхе Луис Борхес(!!!) свою молодость провел в Испании и активно участвовал в движении ультраистов. В этот период он занимался поэтическим творчеством и использовал визульные метафоры. (Маяковский близок у ультраистам водосточные трубы - флейты). Вернувшись на родину в Аргентину обрашается к прозе.Публикует сборники своих рассказов. 35г – «Всемирная история бесчестья», 36 – «История вечности», 44 – «Вымыслы». До конца своих дней был директором национальной библиотеки и читал лекции по английской литератре в университете. В своих ультраистских манифестах Борхес объявил метафору первичной ячейкой поэзии. Но в своем зрелом творчестве визуальная метафора превращается в метафору интеллектуальную. В его творчестве метафоры это не отдельные образы, а литературные произведения в целом. У него есть рассказ «Три версии предательства Иуды». Богучеловеком был не Исус, а Иуда. Крестные муки Христа это ничто, по сравнению с душевными муками Иуды. Борхесовский миф: Считал, что машина времени уже изобретена – это книга.

Бразилия. Театр.

Бразильский этнос с самого начала складывался из 3 элементов: индейский, негритянский, португальский. Театр стал формой синтеза трех фольклорных культур. Поэтому он был изначально ориентирован на широкие зрительские массы. Фольклорность стала конструктивным принципом бразильской драматургии. Во второй половине 60х гг в Бразилии возникают 2 театральных коллектива: Театр «Офисина» рководителем которого был Франциско Корреа и театр «Арена» худ рук – Боал. (В это время культурный сумбур в Европе). Успех театра Офисина падает на 1966-68гг. Именно в этот период в Бразилии ультралевыеи элементы хотели поднять революцию, в форме герильи (городской революции).На фоне этих событий Корреа создает свою эстетическую и политическую программу. Театр он рассматривает как самое революционное искусство. И в одном из своих заявлений, он объявляет о том, что современный театр это сплошная революция. Как он мыслил ее себе? Современный театр – это антикультура и полный разрыв с гуманистической традицией.В одном из манифестов писал: «Необходимо насилие искусством без всякой дешевой педагогики. В Бразилии может существовать только театр бразильской жестокости. Причем не только жестокости. Абсурда. Театр бесстыдный. Потому что само буржуазное общестов давно потеряло стыд». На своих репетициях Корреа внушал актерам, что между сценой и зрительным залом должна идти война.Публику следует непрерывно оскорблять. Задача актера состоит в том, чтобы доказать зрителю
, что он негодяй, раекционер, и умственно отсталый тип. Спектакли были переполнены шокирующими трюками и сценами которые постоянно переносились в зрительный зал. На каждом представлении были потасовки между актерами и зрителями. На спектакли ходила достаточно обеспеченая публика. «Цены на билеты в наш театр достаточно высоки. Их купить может позволить себе только средний класс. Именно средний класс и виновен в той политической ситуации
, в которой оказалась Бразилия.» Деятельность театра «Офисина» была ярким проявлением контркультуры, кт стало активно формироваться в Европе ис конца 60х гг.

Театр «Арена» был орентирован на студенчество и рабочую молодежь. Спектакли были посвещены злободневным темам. Главная цель – это мировоззренческие единства актеров и зрительного зала. Боал считал, что театр должен формировать критическое сознание. Но для этого театр должен быть эпическим зрелищем. Он должен рассказывать о главных событиях истории Бразильского народа. Поэтому каждый спектакль – это критический разбор исторического факта.

 

Арабоисламская культурная традиция. Ислам как духовное явление сформировался в Аравии, когда общество переходило от древности к средневековью. Религиозные корни ислама это христианство, иудаизм, зароастризм. В целом ислам это эволюция религиозного сознания коренного населния Аравии, где уже в древности существовали различные формы монотеизма. Культурный мир Аравии 5-6 веков рождался на развалинах древних государств. Новые политические формы возникали в результате контакта кочевников и земледельцев. Заново возникают города. Одним из которых стала Мекка.Важнейшей формой политического общения стали ярмарки. Благодаря этим ярмаркам формируются священные территории(Харам). Эти священные центры были центрами торговли обладали правом убежища. Заповедные территории были очень важным фактором. Культурному развитию способствовало формирование единого арабского языка. Переход к новым культурным ценностям был болезненным И главныи препятствием были родоплеменные традиции. Появились новые люди «Ханифы». Это были носители книжной традиции иудаизма и христианства. Именно они стали элитой новых обществ. И именно они создавали новую городскую культуру. Свою деятельность они связывали с божественным откровением. Мухамед был одним из Ханифов. 5 постулатов: 1. Пост. 2. Налог в пользу бедных. 3. Хадж или паломничество. 4 и 5. Повернуться лицом к мекке и сказать какую-то фразу о признании Мухамеда.

21 мая

Согласно традиции Мухаммед работал пастухом, а потом был посредником в торговых делах богатой вдовы. От брака со вдовой у него родилась дочь Фатима, кт стала женой Али – двоюродного брата Мухаммеда. Бросив торговые дела он стал халифом (проповедником) и заслужил злобу богатых соплеменников, бежал в город Медина, где и был похоронен. Смерть Мухаммеда резко обострила проблему религии и власти, кт прямым образом повлияла на развитие исламской культуры. Вокруг Али сплотилась партия шиитов (сунниты, шииты и хариджиты), он убил османа и стал 4ым халифом. Это положило начало имамату. Во главе государственной власти должен стоять представитель пророка. Только родство с пророком дает духовную власть, в вместе с ней и власть светскую. Поэтому имамат это религиозное государство, а не светское.

Второе влиятельное направление в исламском мире это сунниты. При такой форме власти она осуществляется авторитетными мусульманами, кт тоже должны принадлежать к роду Мухаммеда.

Хариджиты выступают за общинную форму власти (наиболее консервативны) и выборность главы общины.

К халифу предъявляются следующие требования – он должен быть физически здоровым, принадлежать к роду Мухаммеда и отстаивать интересы всего государства.

Проблема власти сделала исламскую культуру дробной и дифференцированной. Кроме того различается ислам бытовой и ислам идеальный (кт изложен в Коране). Есть и еще одно разделение – ислам Соври (ислам бунтовщиков) и ислам Сорви (ислам богачей). Там, где ислам тесно переплелся с местными традициями и обычаями, появляются его новые разновидности. В частности, в Африке, например, существует т.н. «Черный ислам», в Индонезии есть еще одна разновидность, кт не имеет названия.

Для исламской культуры в современном мире огромную роль играет концепция плюрализма. В понимании ислама это значит, что в обсуждении важнейших вопросов политики и культуры может принимать участие не только духовенство, но и политики и представители интеллектуальной элиты. Во внешней политике также возможен конструктивный диалог, но только с теми религиями, кт исповедуют единобожие.

Идеологи современного ислама считают, что будущее человечества это всемирный халифат, в который войдут народы исповедующие единобожие. Халифат они рассматривают как форму договора между властью и народом и ссылаются на то, что концепция общественного договора арабами была реализована еще в средневековье (9-12 вв), а в Европе теория общественного договора появилась только в 18 веке.

Уже в раннем средневековье халифат восторжествовал над имаматом. Поэтому началась быстрая исламизация покоренных народов. Кроме того халифы экономически поощряли зорастрийцев и христиан, но при условии что они принимали мусульманство. Важным фактором для укрепления мусульманской культуры была арабизация. Прежде всего арабизация шла за счет расселения арабских племен на широкой территории. Коран запрещалось переводить на другие языки, поэтому верующим приходилось изучать арабский язык. Коран это символ веры, критерий высшей истины. Чтобы читать Коран, нужно знать его наизусть. Сам Коран разделен на 114 глав, которые называются суры. Внутренней организации нет, они расположены беспорядочно и различаются лишь своим объемом. Есть только суры мекканские (ранние) и суры мединские (поздние), но в самом тексте они перемешаны. Отступление от мусульманства карается смертью. Хотя мусульмане подчеркивают, что ислам должен приниматься без принуждения. В исламе заложена идея предопределенности всех человеческих поступков, именно на этом покоится культ Аллаха.

Важную роль в мусульманской культуре играет сунна – религиозная литература, состоящая из священных преданий о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда (хадисы). Первые появились в 9 веке. Все мусульмане, признающие сунну, считают себя суннитами.

В мусульманской культуре существует понятие прогресса, но сам прогресс понимается весьма своеобразно – ухудшение культурно-политической обстановки. Качество жизни приближает пришествие нового пророка, который принесет всеобщее благоденствие.

Исламская культура предельно полярна. Она не знает середины. Аллах и дьявол бесконечно разделены на духовной вертикали. Добро и зло носят абсолютный характер, между ними не может быть компромисса.

Арабоисламская культура в раннем средневековье (9-12 вв) оказалась более могущественной, чем западноевропейская и византийская цивилизации. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на культурные центры Европы. Основным коридором распространения арабской культуры была Испания. С падением халифата в Испании начинается общее снижение уровня арабской культуры и с 18ого века Европа начинает активно влиять на мусульманский мир. Распространение западной культуры в арабском мире выдвинуло на первый план проблему веротерпимости. Попытки модернизации ислама и исламской культуры в целом начинаются в 19 веке. Появляются реформаторы мусульманской идеологии и возникает концепция восточно-западного синтеза. В первой половине 20 века исламский мир пытались модернизировать с рациональных позиций. Проповеди начали транслировать по радио, на местных языках. С 50х гг 20 века модернизация ислама наиболее сильно шла в экономически развитых странах – Египет, Сирия, Ирак. Именно в этих государствах встал вопрос о реформах, направленных на ограничение собственности, национализацию крупных предприятий и предоставлению прав и свобод всем (включая женщин). Попытки согласовать нормы традиционного ислама с радикальными реформами усилились в 70е гг 20 века. Это было связано с проблемой нефти и соответственно новой расстановкой политических сил. Ислам на данный момент наиболее сильная из всех религий мира, поэтому духовная жизнь в исламских странах не только протекала под контролем ислама, она существовала в рамках самого ислама, даже признав авторитет науки, современный ислам следует своим тысячелетним традициям.