Городской изобразительный фольклор.

Фольклор это не профессиональное и не народное искусство, хотя генетически городской фольклор связан с народным творчеством. В отличие от крестьянского искусства городской изобразительный фольклор более динамичен, поскольку он связан с подвижной городской средой. В нем достаточно выражено индивидуальное начало, что абсолютно не характерно для народного искусства. Расцвет русского изобразительного фольклора приходится на рубеж XIX- XX века. Его жанровый диапазон был достаточно широк, но основную роль в жанровой системе играла лубочная картина. По большей части это жанровые сцены или стилизованный пейзаж. Лубочная картина, будучи городским видом творчества распространялась преимущественно в крестьянской среде. В изобразительном фольклоре важное место занимал примитивный портрет, который пользовался широким спросом у мещанского сословия. Городская среда – потомственные и личные граждане. + разночинцы. Он появился в связи с размытостью сословности русского общества. Это население, которое не попадало под сословную принадлежность. Мещане – это описательный термин. Границы между сословиями были тоже достаточно прозрачными.

Разновидностью примитивного портрета был портрет по фотографии. Уже с 60х гг XIX века фотографические снимки и искусство фотографии стали важной частью городской культуры. Успех фотографии подготовил будущий успех кинематографа. Фотография представляла собой художественный синтез различных видов творчества. В городском изобразительном фольклоре сложилась особая область, которую условно можно назвать театрально-декоративной. Это афиши и театральные декорации в балаганах. К монументально-декоративной сфере относятся интерьеры общественных заведений. Это трактиры, чайные, лавки и магазины. Малярные цеха выработали типовые проекты оформления подобных помещений.

Важной частью городского фольклора были вывески. Они участвовали в формировании и организации архитектурного пространства русских городов. Вывеска сочетала в себе 2 функции – декоративно-оформительская и рекламно-информационная (русские горожане учились читать благодаря вывескам, обыграно в романе Булгакова «Собачье сердце»). К слову о рекламе, на рубеже XIX-XX веков существовала «ходячая реклама», когда несколько человек выстраивались гуськом и прохожие читали рекламу на каждом из них. Ярким представителем городского фольклора был Пирэс Манишвили.