Внедрение TQM на российских предприятиях.

Основные положения концепции TQM.

Классификация менеджмента контроля качества.

  1. По месту в технологическом процессе: входной, операционный, приемочный
  2. По исполнителю: самоконтроль, линейный персонал, лаборатория, инспектор по качеству
  3. По инструментальной оснащенности: визуальный, инструментальный
  4. По объему выборки: сплошной, выборочный

 

Элементы Традиционная модель Новая модель
Организационная структура Вертикальная Горизонтальная
Стиль руководства Автократический Кооперативный
Центр внимания деятельности фирмы Прибыль Клиенты
Мотивация Самообслуживание Теория разумного эгоизма
Рынки Внутренние Глобализация
Ресурсы Капитал Информация
Рабочая сила Однородная Разнородная
Ожидания сотрудников Безопасность Профессиональный рост
Организация работы Персональная Командная

Новая система.

1. Основные функции контроля качества идут от руководства.

2. Ориентация на клиента: идентификация его потребностей, определение степени удовлетворенности клиента с помощью системы показателей.

3. Стратегическое планирование: планирование имиджа организации.

4. Вовлечение всех сотрудников в процесс менеджмента качества: максимальное использование их способностей, мотивация на самоконтроль, принцип синергизма при командной работе.

5. Подготовка персонала постоянная, качественная – реальная, а не формальная.

6. Награды и признания, формальные и неформальные. Система менеджмента качества должна быть встроена в систему мотивации.

7. Разработка продукции или услуг: быстрое реагирование на изменение потребностей и сокращение времени от разработки до внедрения.

8. Управление процессом: желаемый результат легче достичь, если ресурсами и всей деятельностью управлять как процессом.

Показатели эффективности:

1) затраты на осуществление

2) продолжительность осуществления

3) показатели качества

9. Качество поставщиков: уровень требований такой же, как к собственной продукции. Оптимизация поставщиков по количеству, отказ от недобросовестных, налаживание отношений с добросовестными.

10. Системный подход к управлению. Реализуется при наличии обратной связи.

11. Постоянное улучшение. Во главе угла степень удовлетворенности заказчика.

12. Сбор, хранение и использование данных.

13. Позитивный опыт. Использование опыта других компаний.

14. Постоянная оценка эффективности системы.

15. Создание службы менеджмента качества и основная ответственность ложится на менеджера проекта.

 

Существует ряд проблем:

1. Необходимость глобальных изменений в организационной структуре и корпоративной культуре.

2. Невыполнение в России правил Журана (Юрана) (85/15) и Деминга (96/4).

3. Неадекватность культурных основ отечественной промышленности системе ISO. Менеджмент “правило силы” должен быть преобразован в менеджмент “силы правила”.

4. Пропущенные этапы развития менеджмента качества, статистические методы, в частности.

 

Что нужно (пути решения):

  1. Освоить производство товаров и услуг, пользующихся спросом.
  2. Создать дилерскую сеть продаж товара и информации о нем.
  3. Минимизировать издержки производства, для чего может потребоваться реструктуризация.
  4. Создать систему управления финансами.