Внедрение TQM на российских предприятиях.
Основные положения концепции TQM.
Классификация менеджмента контроля качества.
- По месту в технологическом процессе: входной, операционный, приемочный
- По исполнителю: самоконтроль, линейный персонал, лаборатория, инспектор по качеству
- По инструментальной оснащенности: визуальный, инструментальный
- По объему выборки: сплошной, выборочный
Элементы | Традиционная модель | Новая модель |
Организационная структура | Вертикальная | Горизонтальная |
Стиль руководства | Автократический | Кооперативный |
Центр внимания деятельности фирмы | Прибыль | Клиенты |
Мотивация | Самообслуживание | Теория разумного эгоизма |
Рынки | Внутренние | Глобализация |
Ресурсы | Капитал | Информация |
Рабочая сила | Однородная | Разнородная |
Ожидания сотрудников | Безопасность | Профессиональный рост |
Организация работы | Персональная | Командная |
Новая система.
1. Основные функции контроля качества идут от руководства.
2. Ориентация на клиента: идентификация его потребностей, определение степени удовлетворенности клиента с помощью системы показателей.
3. Стратегическое планирование: планирование имиджа организации.
4. Вовлечение всех сотрудников в процесс менеджмента качества: максимальное использование их способностей, мотивация на самоконтроль, принцип синергизма при командной работе.
5. Подготовка персонала постоянная, качественная – реальная, а не формальная.
6. Награды и признания, формальные и неформальные. Система менеджмента качества должна быть встроена в систему мотивации.
7. Разработка продукции или услуг: быстрое реагирование на изменение потребностей и сокращение времени от разработки до внедрения.
8. Управление процессом: желаемый результат легче достичь, если ресурсами и всей деятельностью управлять как процессом.
Показатели эффективности:
1) затраты на осуществление
2) продолжительность осуществления
3) показатели качества
9. Качество поставщиков: уровень требований такой же, как к собственной продукции. Оптимизация поставщиков по количеству, отказ от недобросовестных, налаживание отношений с добросовестными.
10. Системный подход к управлению. Реализуется при наличии обратной связи.
11. Постоянное улучшение. Во главе угла степень удовлетворенности заказчика.
12. Сбор, хранение и использование данных.
13. Позитивный опыт. Использование опыта других компаний.
14. Постоянная оценка эффективности системы.
15. Создание службы менеджмента качества и основная ответственность ложится на менеджера проекта.
Существует ряд проблем:
1. Необходимость глобальных изменений в организационной структуре и корпоративной культуре.
2. Невыполнение в России правил Журана (Юрана) (85/15) и Деминга (96/4).
3. Неадекватность культурных основ отечественной промышленности системе ISO. Менеджмент “правило силы” должен быть преобразован в менеджмент “силы правила”.
4. Пропущенные этапы развития менеджмента качества, статистические методы, в частности.
Что нужно (пути решения):
- Освоить производство товаров и услуг, пользующихся спросом.
- Создать дилерскую сеть продаж товара и информации о нем.
- Минимизировать издержки производства, для чего может потребоваться реструктуризация.
- Создать систему управления финансами.