Контроль качества и методы оценки качества продукции на отечественных предприятиях

Историческую последовательность развития управления качеством в Россииможно проследить путем следующего расположения таких взаимосвязанных вопросов, как:

    • контроль качества продукции;
    • оценка качества продукции;
    • становление и развитие (этапы) системного подхода в управлении качеством продукции;
    • процесс возрастания роли управления качеством (внимание со стороны органов государственной власти, внедрение единой государственной системы стандартизации, работа по ее адаптации, интеграции в систему международных стандартов и т.д.).

Данные об объекте управления приведены в определении ГОСТа 15467-79: "Управление качеством продукции - установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции".

Контроль качества (технический контроль) - необходимое составляющее любого способа управления качеством. При этом под техническим контролем понимаетсяпроверка соответствия продукции принятым техническим требованиям.

Виды технического контроляможно классифицировать следующим образом:

    • по этапам процесса производства (входной, операционный и приемочный);
    • по охвату контролем (сплошной, выборочный, оперативный, периодический и непрерывный);
    • по отношению к объекту контроля (контроль качества продукции, товарной и сопроводительной документации, процесса технологии, контроль средств технологического оснащения и технологической дисциплины, соблюдения условий эксплуатации, реализации рекламаций и контроль уровня квалификации исполнителей;
    • по уровню технической оснащенности (ручной и механизированный труд, автоматизированные и автоматические системы, активный контроль);
    • по организационной структуре (самоконтроль, одноступенчатый контроль, включающий контроль исполнителя и приемочный контроль ОТК, и многоступенчатый контроль, состоящий из контроля исполнителя, операционного, специального и приемочного контроля);
    • по воздействию на возможность дальнейшего использования продукции (разрушающий и неразрушающий).

Контроль качества представляет собой систему технических и административных мероприятий для обеспечения производства продукции в полном соответствии с требованиями нормативной документации. Организация контроля качества включает в себя проведение замеров количественных и качественных характеристик продукции или процесса, влияющего на качество изделий, в соответствии с установленными техническими требованиями.

Цель контроля качества- получение информации о состоянии объекта контроля и сопоставление полученных результатов с предъявляемыми требованиями, которые могут быть отражены в стандартах, ТУ, договорных обязательствах, чертежах и др. подобных документах.

Перечислим основные термины и определения контроля качества, зафиксированные ГОСТом 16-504-81:

    • объект контроля;
    • метод контроля;
    • исполнители контроля;
    • документация на проведение контроля.

Современные условия организации службы качества предприятия характеризуется комплексным подходом, суть которого сводится к объединению усилий не только подразделения, отвечающего за технический контроль, но и подразделения, охватывающего всю работу по обеспечению и анализу качества, а также привлечение методов стимулирования качества.

Организация работы в области качествакрупной производственной компании включает в себя три блока основных задач:

    • планирование и разработку методов обеспечения качества:
    • контроль качества;
    • стимулирование качества.

Планирование качестваначинается на стадии проектной разработки изделия, планируются качественные характеристики, надежность продукции. Общий план должен учитывать элементы планирования качества, предпринимаемые поставщиками-смежниками. В подготовительный период должное внимание уделяется и подготовке контроля применения контрольных средств. В течение всего периода (разработка, запуск, производство) повышенное внимание уделяется аналитической работе с целью обработки, систематизации и анализа данных по качеству и затратам на его обеспечение, выработке соответствующих рекомендаций.

В свою очередь в планирование и разработку методов обеспечения качества входят:

    • планирование качества и планирование контроля качества(планирования качества и надежности, контроля качества и планирования внедрения средств контроля);
    • управление качеством(управление качеством продукции поставщиков и управление качеством продукции собственного производства);
    • информация об уровне качества(информация о затратах на обеспечение и поддержание качества, систематизация и анализ данных о качестве, получаемых из процесса производства и эксплуатации, ведение соответствующей документации о качестве).

Непосредственно процесс контроля качества включает:

    • лабораторный контроль качества, включающий контроль используемых материалов, контроль внедряемых моделей и образцов, испытание продукции на надежность;
    • проверку качества, предусматривающую входной контроль, контроль процесса производства и контроль на выходе;
    • использование измерительной техники(электронная измерительная техника, прецизионные средства измерений и контроль средств измерений).

Стимулирование качества предусматривает:

    • организацию процесса обучения и повышения квалификации персонала;
    • активное использование методов и средств мотивации в области обеспечения качества;
    • постановку специальных задач в рамках системы качества.

Важнейшими составляющими организации работы по контролю качества являются:

    • контроль закупаемых изделий;
    • входной контроль на всех участках технологической цепи;
    • операционный контроль;
    • контроль готовой продукции (контроль на выходе).

При этом обеспечение эффективной функции контроля не возможно без применения современного метрологического обеспечения, которое позволит обеспечить разработку, качественную проверку, эксплуатацию в оптимальном режиме и контроль средств измерений и электронных устройств.

Если руководство средних предприятий ограничивается услугами инженера по качеству, время от времени прибегая к услугам консультационных и инжиниринговых фирм, то на крупных предприятиях в систему контроля качества включаются подразделения, специально занимающиеся контролем материалов, стендовой отработкой и проверкой макетов, проведением испытаний на надежность, в том числе и опытных образцов.

Важную роль в системе контроля качества играют организация обучения персонала и подготовка программ, направленные на повышение квалификации кадров, без которых сегодня уже не возможно поддержание производства на высоком технологическом уровне.

Нельзя забывать и о таком необходимом составляющем, каким является разработка, и внедрение системы мер по стимулированию действий сотрудников в области успешного решения вопросов, связанных с управлением качества.

Современной особенностью технического контроля является применение математико-статистических методов контроля. Методы управления качеством продукции можно разделить на операции по разбраковке изделий и меры, предпринимаемые для повышения технологической точности. При разбраковке изделий в процессе массового производства давно уже отказались от сплошного контроля, требующего содержания огромного контрольного аппарата, и перешли на выборочный контроль, который характеризуется применением статистических методов обработки результатов. В то же время эффективность данного метода зависит, прежде всего, от точного, стабильного функционирования технологических процессов, способных обеспечить гарантированный выпуск бездефектных изделий в автоматическом режиме. В этом случае на первый план выступает проблема стабилизации процесса производства, которая обеспечивается созданием системы качества, ее последующей сертификацией.

Основные области применения статистических методов управления качествомвключают:

- статистический анализ точности и стабильности технологических процессов и качества продукции;

    • статистическое регулирование технологических процессов;
    • статистический приемочный контроль качества продукции;
    • статистические методы оценки качества продукции.

Основные этапы управления качеством продукции с применением статистических методов:

    • проектирование функции качества(перевод требований потребителя в соответствие с требованиями к разработке изделий и технологических процессов для организации выпуска продукции);
    • разработка качественных изделий и процессов(с применением метода планирования экспериментов, характеризующихся минимальным отклонением от заданных величин и устойчивых к внутренним и внешним воздействиям);
    • управление технологическим процессом(мониторинг всех сколько-нибудь значительных явлений с помощью контрольных карт, выявление и устранение причин спорадических отклонений);
    • меры, направленные на совершенствование процесса(мониторинг всех данных, в том числе контрольных карт, для дальнейшего анализа характера последствий сбоев и отказов с целью формулирования гипотезы причин, оказывающих влияние на качественные характеристики; разработка и конкретных предложений по совершенствованию процесса).

Считается, что статистическое регулирование процессов может обеспечитьсистематический подход к оптимизации процессов, помогая при этом:

    • снизить объем потерь (отходов);
    • обнаружить проблемные участки (области);
    • стабилизировать параметры технологического процесса;
    • сделать процесс принятия решений более объективным.

До последнего времени разработка методов оценки качества продукции сталкивалась с наличием большого количества видов оценок, что в свою очередь было обусловлено сложностью самой проблемы оценки и отсутствием на протяжении довольно длительного времени единых достаточно объективных методов по количественной оценке качества. Отечественными специалистами были предприняты усилия по разработке объективных количественных оценок качества продукции. Появляется новое научное направление - квалиметрия ,занимающееся выявлением количественной оценки качества, в том числе потребительской стоимости и полезности.

Квалиметрия начинает оперировать такими понятиями показателей качества продукции как:

    • единичный;
    • комплексный;
    • групповой;
    • обобщенный;
    • относительный;
    • интегральный.

Следует отметить, что квалиметрия дает определение качества, опираясь на относительные оценки, только по отношению к изделию, принятому за единицу сравнения, а, не оперируя отношением к некоему абсолютному качеству.

При проведении оценок качества продукции учитывались лишь важнейшие свойства продукции:

    • надежность;
    • технический уровень качества
    • технико-экономический уровень качества.

Обязательным предварительным условием оценки качества продукции было определение номенклатуры показателей качества. В 1979 году ВНИИ Стандартизации Госстандарта ввел номенклатуру из 10 видов данных показателей. Каждый вид показателей включал в себя целый набор частных (конкретных) показателей.

В свою очередь методы измерения показателей качества в зависимости от применения тех или иных средств бывают:

    • регистрационные;
    • расчетные;
    • измерительные;
    • органолептические;
    • экспертные и т.д.

С целью получения относительных показателей качества, наряду с единичными (дифференцированная оценка), применяются и обобщенные показатели (комплексная оценка). В то же время за исходную единицу измерения взята как существующая, конкретная, так и гипотетическая базовая модель. Она может отражать различные уровни качества, например:

    • экономически оптимальный;
    • перспективный народнохозяйственный;
    • перспективный мировой;
    • средний достигнутый народнохозяйственный;
    • высший достигнутый народнохозяйственный и др.

Необходимо подчеркнуть, что данный подход к оценке качества продукции не имеет аналогов за рубежом, в современной отечественной практике применяется лишь в единичных случаях, например, для оценки уровня конкурентоспособности продукции.