Высшее руководство должно использовать корректирующие действия как средство улучшения.

Говоря об улучшении необходимо отметить, что улучшения зависят многих факторов.

Переведем примеры источников информации для рассмотрения корректирующих действий:

- жалобы потребителя;

- отчеты о несоответствиях;

- отчеты о внутренних аудитах;

- выходные данные анализа со стороны руководства;

- выходные данные анализа информации;

- выходные данные измерений удовлетворенности;

- соответствующие записи о функционировании системы качества;

- измерения процессов;

- результаты самооценки.

На основе методов анализа, применяемых на предприятии и освоенных в рамках внедрения системы качества для установления причин выявленных и потенциальных несоответствий, могут и должны рождаться документы различного статуса:

- техническое задание на разработку;

- техническое предложение;

- приказ;

- договор;

- целевые программы;

- методики;

- плановые документы;

- отчеты.

При планировании корректирующих действий производят:

- оценивание важности проблем и влияние на характеристики продукции;

- надежность;

- безопасность;

- удовлетворенность потребителя и других заинтересованных сторон, а так же сравнение цены несоответствия и затраты на реализацию корректирующего действия.

Поскольку в процессе выполнения корректирующих действий участвуют работники различных служб предприятия очень важно правильно задействовать работников соответствующих служб и распределить их ответственность за выполнение тех или иных мероприятий.

Для реализации корректирующих действий могут создаваться целевые группы или группы совершенствования процессов.

Целевые группы- формируются руководителем высшего звена из высококвалифицированных специалистов, когда создаются серьезные проблемы на уровне предприятия касающиеся системы процессов и требующих немедленного решения.

Группы совершенствования процесса - включают сотрудников из каждого подразделения, участвующего в процессе. Анализируют процесс, определяют затруднения и устраняют их.

Корректирующие действия должны привести к каким-то результатам: будь то снижение дефектности или уменьшение стоимости продукции, при сохранении требуемого уровня качества.

Если корректирующие действия не приводят к желаемому результату, то необходимо обеспечить требуемый результат (например уровень дефектности), регулируя другие факторы, которыми мы можем управлять. Однако перед этим мы должны тщательно проанализировать действительно невозможность применения корректирующих действий.

Корректирующие действия могут быть временными или постоянными.

Временные - связаны с конкретной регулировкой, переделкой, ремонтом и направлены на результат какого-либо процесса (состоит из корректировки или повторной обработки результатов процесса, его можно выполнять не задумываясь о причинах появления несоответствия).

Постоянные - заключается в устранении причин, предотвращение последствий, стандартизации и направлены на сам процесс (включает исследование несоответствия и идентификации причин его появления, предотвращения в последующем этих причин - профилактика).

Постоянные корректирующие действия, которые нам приходиться делать ежедневно в нашей конкретной работе, могут вносить очень незначительные улучшения (на первый взгляд), но совокупность таких улучшений может вносить существенный вклад в обеспечение нормального хода процесса.

Существует дополнительный тип корректирующего действия, так называемые "побочное развертывание" постоянного корректирующего действия. Например - аномалия процесса. в подобных процессах может быть такая же аномалия. Применение одного и того же корректирующего действия в отношении сходных процессов дает возможность избежать ошибок, которые возможны в будущем, но надо соизмерять траты времени и усилий с получаемым эффектом.

2. Предупреждающие действия

Предупреждающие действия должны быть запланированы и основываться на данных, полученных посредством соответствующих методов, включая оценку предыдущих сведений по тенденциям и критического состояния деятельности организации и ее продукции.

Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:

- установлению потенциальных несоответствий и их причин;

- оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий;

- определению и осуществлению необходимых действий;

- записям результатов предпринятых действий;

- анализ предпринятых предупреждающих действий.

Для разработки предупреждающих действий используются следующие данные:

- использовании средств анализа рисков (например анализ характеристик и последствий отказа);

- анализ потребности и ожиданий потребителя;

- анализ рынка;

- использование выходных данных анализа, со стороны руководства;

- измерение неудовлетворенности;

- измерения процессов;

- результатов самооценки;

- уроки, извлеченные из прошлого опыта;

- анализ, статистические методы управления процессами.

Разработка корректирующего или предупреждающего действия начинается с выявления несоответствия (рис. 12).

Все данные анализируют для разработки результативного и эффективного плана предупреждения потерь и определения приоритетов, касающихся каждого процесса и продукции.

Очень важно отметить, что проведению предупреждающих действий должно предшествовать объективное установление как приоритетов оценки значений несоответствия, так соотношение стоимости потенциального нарушения и стоимости затрат на предупреждающие действия, а так же значимость и вероятность появления потенциального несоответствия.

Поэтому важно выполнять предварительные проверки, для гарантии исключения несоответствий еще на стадии планирования и выполнения цикла PDCA, чтобы обнаружить любые признаки, указывающие на возможность развития негативных ситуаций:

нормировать условия (причины) и результаты (следствия) процесса на основе четко установленных соотношений и установлению причинно-следственных отношений между ними.

 
 

ВЫЯВЛЕНИЕ
существующего несоответствия

потенциального несоответствия

ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ НЕСООТВЕТСТВИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН НЕСООТВЕТСТВИЯ

РАЗРАБОТКА

корректирующего действия

предупреждающего действия

РЕАЛИЗАЦИЯ

корректирующего действия

предупреждающего действия

ПРОВЕРКА И ОЦЕНИВАНИЕ

корректирующего действия

предупреждающего действия

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕСООТВЕТСТВИЯ

УЧЕТ

корректирующего действия
предупреждающего действия

 

 

           
 
 
 
 
   
 
 
 
 

 


Рис. 12 Схема разработки корректирующих и предупреждающих действий

Выявление несоответствия и причины потенциальных несоответствий анализируются начальником отдела управления качеством и руководителями подразделений.

По результатам анализа оформляется протокол, предусматривающий реализацию организационно-технических мероприятий, а также вносятся необходимые изменения в нормативно-техническую, проектную, внутреннюю, распорядительную документацию, а также документацию по качеству.

Корректирующие и предупреждающие действия проводятся в соответствии с методологической инструкцией. Ответственность за корректирующие и предупреждающие действия несет начальник отдела управления качеством