Концентрация СМИ

Мировой медиарынок

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАРЫНКА

 

Отметим основные тенденции, характерные для развития мирового медиарынка:

1. концентрация финансового капитала на информационном рынке (или процесс концентрации СМИ)

2. коммерциализация СМИ

3. глобализация СМИ

4. бурное развитие национальных рынков развивающихся стран

5. развитие ИКТ, создание национальных

6. увеличение аудитории Интернет-изданий

 

Конкуренция на медиарынке приобретает все более острые формы и неизбежно приводит к концентрации медиасобственности на информационном рынке.

Концентрация – увеличение размеров капитала в результате накопления и капитализации прибавочной стоимости и доходов. У ряда медиарпредприятий в результате успешной деятельности формируется достаточно крепкая финансовая база, отмечается постоянная прибыль, и наличие свободных средств, достаточных для расширения и укрепления их производственной и коммерческой деятельности. Как правило, в результате перекрестного сливания капиталов, то есть объединения капиталов медиаиндустрии с финансовыми ресурсами банков или промышленно-энергетических предприятий возникает такая форма концентрации медиасобственности, как медихолдинг.

От английского hold – захват, владение. Коллективная форма управления медиабизесом, при которой некое множество СМИ (телеканалов, радиостанций и печатных изданий), принадлежит одному и тому же собственнику. Холдинговая система обладает достоинствами, которые позволяют владельцам крупных капиталов добиваться успеха на медиарынке. Это, прежде всего, возможность в процессе конкурентной борьбы увеличивать размеры холдинга, включая в него экономически слабые ре дакции СМИ, или доводя их до банкротства.

С другой стороны, холдинг позволяет владельцу экономить на управлении всеми элементами холдинговой системы. Управляющий центр обеспечивает редакции различных СМИ техникой, договаривается с типографиями, передающими теле- и радиоцентрами. Он обеспечивает редакции значительной частью информации и, что не менее важно, рекламой (зачастую в структуру медиахолдинга входит рекламное агентство).

Медиахолдинг привлекает рекламодателей, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей. Поскольку владелец медиахолдинга, стремясь охватить как можно более широкую аудиторию, может создавать в его структуре СМИ, резко различающиеся по типу – качественные газеты и деловые журналы, бульварные еженедельники, радиопрограммы для молодежи – можно провести рекламную акцию, ориентированную на различные слои населения.

Помимо этого – снижается риск разорения редакций, входящих в состав холдинга: возможно перераспределение ресурсов внутри медиахолдинга с прибыльных производств на убыточные.

Процесс концентрации медиасобственности подрывает одну из основ рыночной экономики – свободную конкуренцию, способствуя формированию монополии на рынке.

Рыночная конкуренция – на рынке представлено множество производителей товаров и услуг, при этом ни одна фирма не доминирует на рынке. Экономические силы действуют свободно, входных барьеров на рынок практически нет.

Олигополия - на рынке представлено только ограниченное число производителей, но еще сохраняется конкуренция между товарами. Отличительные черты – большая степень контроля за экономическими силами рынка, чем при рыночной конкуренции. Входные барьеры на рынке высокие, но все-таки преодолимые.

Для монополии характерна ситуация, при которой существует единственный производитель или продавец товаров или услуг, который осуществляет полный контроль за экономическими силами, действующими на рынке, делая входные барьеры на рынок непреодолимыми.

Итак, процесс концентрации СМИ на медиарынке ведет к их монополизации, к его разделу между крупнейшими медийными конгломератами. В 1960 году в мире насчитывалось около 700 крупных электронных медиакомпаний, сегодня их остается около 10, а к 2010 году, по некоторым прогнозам, может остаться не больше трех. При этом речь идет не только о разделении капитала, обращающегося на этом рынке, сколько о превращении СМИ в средство монопольного идейно-политического влияния на общество и государство. Отсюда необходимость на законодательном уровне сдерживать рост концентрации капитала на медиарынке. В этой связи речь идет о разнообразных антитрестовских, антимонопольных законах и различных законодательных мерах, ограничивающих концентрацию медиасобственности в одних руках или присутствие наиболее крупных медиапредприятий на национальных рынках СМИ. Государства устанавливают некоторые ограничения на одновременное владение различными СМИ, определяют количественный предел общенационального/местного тиража, максимально допустимую долю охвата общенационального/местного рынка для доминирующих компаний. Это позволяет косвенным образом поддерживать конкуренцию и способствовать сохранению экономически слабых компаний.

Конкурентная борьба в электронном медиабизнесе идет между крупнейшими международными корпорациями:

«Виаком»: годовой доход более 24 миллиардов, лидирует на рынке реклам в США, охватывает все электронные СМИ, занимает лидирующие позиции на рынках США, Европы, Бразилии, Мексики, Японии.

«Ньюс корпорэйшн» (Мэрдок): годовой доход более 21 миллиарда, начинала в газетном и издательском бизнесе, в настоящее время владеет мировыми телесетями «Скай Телевижн» и «Фокс», а также киностудией «ХХ век Фокс». Имеет рынки в Австралии, Новой Зеландии, США, Европе и Азии.

«Дженерал Электрик» (годовой доход свыше 131 миллиарда), сконцентрирована в США, но включает такие компании, как «Эн-би-си», «Паксон Коммюникейшн», «Си-эн-би-си» (с филиалами в Азии и Европе), и «Эм-эс-эн-би-си» (кабельные и интернетные сети новостей совместно с «Майкрософт»).

«Бертелсманн» годовой доход 18 миллиардов, лидирует на немецком рынке. Но активна и на мировых рынках через децентрализованную сеть дочерних компаний, охватывающих как радио и телевидение, так и печатный бизнес, видео и музыку.

«Вивенди Юниверсал» - годовой доход более 58 миллиардов долларов. Несмотря на финансовые потери последних лет, продолжает занимать лидирующие позиции во Франции и Европе, в США и Азии, охватывая практически все электронные медиа, связь, книгоиздательство, музыку и кино.