ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Готическая архитектура - это искусство периода роста средневе­ковых городов и борьбы горожан с феодалами. Готический стиль син­тезировал черты романских и византийских храмов /соборы Парижа и Реймса во Франции, Страсбурга и Кельна в Германии, костел св. Анны в Вильнюсе, здание ратуши в Таллинне/.

Самые ранние произведения христианской живописи - это росписи стен в римских катакомбах, где нередко рядом с героями античной мифологии предстают ветхозаветные и евангельские святые. Античные мотивы наполняются новым содержанием /например, мотив пастуха превратился в исполнен­ный глубокого смысла сюжет "Добрый пастырь" - Христос, пасущий свою паству/.

Кроме сюжетных, появляются изображения символического характе­ра, полные тайных намеков и сложных ассоциаций. Символические изо­бражения покрывают декоративными узорами стены и потолок.

Живописные образы в мозаиках и фресках постепенно отходили от принципа "похожести", все чаще нарушались античные пропорции. Изо­бражение становилось все более плоскостным и схематичным, однов­ременно усиливался контраст цветов, смещалась перспектива. Эти из­менения, вначале не очень заметные, создавали основу для будущей абсолютно новой формы живописи - иконописи.

Схожие изменения претерпевала и скульптура. Так, произведения больших форм вообще перестали интересовать мастеров Византии, ко­торые опасались "идольской" природы скульптурных изображений.

Музыкальное искусство играло в жизни церкви важную роль. И это не случайно, ведь язык звуков доступен всем, он говорит порою бо­льше слов. Музыкальное сопровождение было неотъемлемой частью дре­вних языческих культов, и церковь, в свою очередь, искала новые музыкальные формы. В западноевропейской культуре церковная, куль­товая музыка была противопоставлена светской. Христианские подвижники Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Дамаскин прекрасно понимали важность музыкального искусства для христиан­ской культуры. Ими многое сделано для упорядочения музыкального сопровождения богослужения. Иоанну Златоусту предание приписыва­ет введение в обиход музыкальных номеров, содержание которых при­урочено к определенным праздникам /акафисты и тропари/. Также нужно упомянуть творчество Ефрема Сирина, сочинившего более 10 тысяч торжественных гимнов.

Говоря о народном искусстве Средних веков, необходимо остановить­ся на понятии "карнавальная" /"смеховая"/ культура, ис­следовать глубинные связи средневекового карнавала с древними куль­турами, элементами родо-племенной магии. Народный смех и его формы - специфическая область народного твор­чества, которая привлекла внимание ученых-культурологов в 20-е годы прошлого столетия /см. работы М.М. Бахтина/. Объем и значение этой культуры в эпоху Средних веков были огромны. Площадные празднест­ва карнавального типа, смеховые /пародийные/ обряды и культы, шу­ты и скоморохи разного рода, пародийная литература - все эти формы обладали своеобразным стилем и противостояли по содержанию и тону официальной /церковной/ культуре Средневековья.

Все многообразные проявления и выражения народной смеховой ку­льтуры можно дифференцировать следующим образом: праздники карна­вального типа, различные площадные действа; устная и письменная па­родийная литература на латинском и народном языках; формы и жанры площадной речи /ругательства, божба, клятвы и пр./.

Далее, обращаясь к светскому искусству Средневековья, нужно дать характеристику жанра рыцарского романа, остановившись предва­рительно на следующем. В ХI-XII веках рыцарство было особой сословной организацией во­енно-феодальной знати со своими обычаями и уставом. К членам ры­царских объединений /орденов/ предъявлялись особые требования. Ры­царь обязан был защищать церковь, бороться с неверными, хранить верность своему сюзерену, оберегать слабых. Идеальный рыцарь был мужественным, справедливым, правдивым и щедрым человеком. Сущест­венную роль в создании такого идеала играла рыцарская поэзия и роман.

Первые рыцарские романы возникли в Европе в 200-м году. Содер­жанием этих произведений были рассказы о героических приключени­ях и авантюрах, о битвах с фантастическими чудовищами, о подвигах во имя личной славы.

Интересным художественным памятником той эпохи является собрание легенд о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В основу рассказов положены исторические хроники об одном из князей бриттов, Артуре, который в V-VI веках защищал от англосаксов еще не захвачен­ные ими области Англии.

В ХI-ХII веках на юге Франции, в Провансе, ярко проявило себя другое направление светского искусства - лирическая поэзия. Высокий уровень экономического развития Прованса, соседство с Италией, ара­бской Испанией, переплетение культур определили жизнерадостность сти­ля, пристальное внимание к совершенству техники и мастерству тру­бадуров, провансальских поэтов-певцов. Излюбленными жанрами творчества были канцоны /лирические любовные песни/, пасторали, альбы /песни рассвета/.

Культивируемые в феодальной среде идеальные рыцарские качества /благородство, щедрость, изящные манеры/, увлечение музыкой, танцами и поэзией обусловили возникновение так называемой салонной культуры и особого стиля искусства - куртуазно-рыцарского. В осно­ве стиля - мотивы идеализации любви, идеи служения прекрасной даме, представления о любви как о чувстве, облагораживающем человека, влекущем к прекрасному и доблестному.

Украина на протяжении тысячелетий была связана с культурами восточных и западных народов. Поэтому вполне закономерно, что с самого начала украинская культура и украинское искусство приобретали сложное, многосоставное содержание.

Формирование украинской народности и её духовной культуры связано с истоками древней славянской истории, с теми цивилизационным процессами, которые определили переплетение культур в Киевской Руси. Напомним, что к началу первого тысячелетия нашей эры в различных географичес­ких зонах Украины проживали отличающиеся друг от друга по языку и культуре народы.

Кочевники господствовали на степных просторах. Стремясь к захвату новых территорий, эти пришельцы с востока стремились к созданию политических структур /Геродот упоминает о "царских" скифах, кото­рые собирали дань со скифов-земледельцев/. Но племена враждовали между собой и разрушали в бесконечных войнах собственные политичес­кие образования. На юге, на узкой полосе Черноморского побережья, развернули го­родскую цивилизацию греки. В IV столетии до н.э. для греческих городов на украинском побережье Черного моря, вдоль Буга и Днест­ра наступило время расцвета. Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей способствовали культурному развитию периферии, но тем не менее на протяжении веков оставались греческими колониями. Северо-восток, защищенный лесами и болотами, населяли земледе­льческие племена. Население этого края не знало политической орга­низации, было слабым в военном отношении. Тем не менее, начиная с VI в. н.э., вместе с перемещением центра исторических событий из Причерноморья и степей на лесистые равнины, эти земледельческие племена становятся все более заметными.

В VII в. н.э. восточные славяне сосредоточились на правом берегу Днепра. Со временем они образовали около 14 племенных союзов, важнейшими среди племен были поляне, древляне, северны, уличи, тиверцы и др. Вначале восточные славяне не имели централизованной власти. Племена и роды, во главе которых стояли патриархи, объединялись благодаря поклонению общим богам, а жизненно важные вопросы реша­ли путем соглашения. Первый толчок развитию культурных и торговых связей восточных славян дали купцы с востока, в частности, арабо-мусульмане. Далее, в VIII столетии к торговым отношениям со славянами присоединились тюркские племена хазаров. Постепенно выходя из изоляции, восточнославянские племена открывали новую страницу собственной истории. Происходившие торгово-экономические, политические и военные .про­цессы требовали централизации в виде политической власти, госуда­рственности. Централизованная власть возникает у восточных славян в виде демократии греческого типа, когда во главе государства стоит талантливый полководец либо князь.

Искусство Киевской Руси обращает внимание на те особен­ности культурно-исторического развития Киевской Руси, которые опре­делили специфику ее художественной культуры и оригинальность искусства.

Государство Киевская Русь просуществовало с конца V до XIII века. В ХI-ХII веках Киевская Русь становится одним из могущественнейших государств Европы с высоким уровнем самобытной культуры. Контакты со странами Запада и Востока значительно обогатили племенные обычаи и обряды. Благодаря своему географическому поло­жению Киев был крупнейшим транзитным узлом на огромнейшей террито­рии, прилегающей к Днепру. Путешествуя вниз по Днепру, можно было достичь Черного моря и далее Константинополя, богатейшего города во всем христианском мире того времени /этот путь в летописях назывался "дорогой из варяг в греки"/.

Благодаря успешным походам влияние киевских князей было огром­ным. Так, завоевания князя Святослава /957-972/ открыли для славян­ской колонизации земли между Волгой и Дунаем.

В IX-X веках Русь традиционно была связана с Константинополем и со славянами Центральной Европы и Балканского полуострова. Эти связи в значительной мере определили ориентацию Киевской Руси на восточно-христианский мир. Крещение Руси, которое обычно связывают с именем киевского кня­зя Владимира /988 г./ началось еще в IX веке, а обращение народа в христианскую религию продолжалось до ХIV века. Христианство в условиях славянской Руси, преломившись сквозь призму национальных обычаев и языческих верований, приобрело особый облик.

Жизнь земледельца, как известно, тесно связана с природой. Язы­ческие богидревних славян /Перун, Даждьбог/ олицетворяли власть стихий, и отказаться от них означало поставить под удар собствен­ное существование. Тем не менее, как отмечается многими исследова­телями, переход к новой религии осуществился безболезненно - христианство не уничтожило язычество, а скорее приспособилось к нему.

Говоря о киевском периоде, необходимо отметить просветительскую деятельность многих киевских государей. Так, опытный правитель Яро­слав Мудрый /978-1054/ был тесно связан с королевскими домами Европы. Ярослав основал большую публичную библиотеку, ко времени его правления относится древнейшая рукопись Евангелия. Сын Ярослава Мудрого Святослав /1027-1076/ выпустил в свет "Изборник" - книгу, составленную из переводов на славянский язык произведений Отцов церкви /виднейших теоретиков христианского учения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Августина и др./.

Особо нужно остановиться на храмовом зодчестве Киевской Руси. Как правило, в многочисленных монастырях концентрировались основ­ные силы ученых-теологов того времени, над украшением храмов paботали известнейшие строители, архитекторы, художники-мастера ико­нописи. Вначале церковные зодчие приезжали из Византии и передавали секреты мастерства местным строителям. Вскоре киевские мастера са­мостоятельно воздвигали храмы, писали фрески и иконы, которые вошли в золотой фонд мировой культуры /храм св. Софии в Киеве, 1037 г./. Также костелы Кракова, Люблина, Сандомира были украшены киевскими мастерами.

Для становления культуры огромное значение имели летописи. Летописание в Киевской Руси было проникнуто стремлением осознать те­кущие события через обращение к прошлому. Летописцы обращались к самым различным источникам - устным преданиям, фольклору; для сти­ля летописаний характерны прямая речь героев, публицистические при­емы, использование пословиц и поговорок. В Киеве летописи записывались игуменом Киево-Печерской лавры Никоном; появились летопис­цы и в Новгороде. B XII веке киево-печерский монах Нестор собрал ле­тописные своды воедино. Это произведение получило название "Повесть временных лет".

Вершиною литературного творчества того времени считается "Слово о полку Игореве" /конец ХII века/. В этой героической поэме, связан­ной с поэтикой украинской культуры, отражена народная символика, мифология, раскрыты обычаи, на основе которых утверждались мораль­ные требования и рыцарские традиции защитников Отечества.

 

 

Тема 5. „Искусство периода Возрождения”

· Основные общественно-политические изменения, которые происходят при переходе от Средних веков к Возрождению.

· Сущность гуманистического учения периода Возрождения

· Три периода Возрождения в Италии

· Северное Возрождение

· Возрождение в странах Восточной Европы

· Традиции В.озрождения в украинском искусстве

Для развитых стран Европы эпоха Возрождения /ХIV-ХVI века/ была временем зарождения капиталистических отношений, формирования абсолютных монархий и первых буржуазных республик. Это было время, когда впервые наметился кризис религиозного сознания и возникли но­вые представления о величии и гармонии мира, о красоте человека. Особо нужно подчеркнуть, что Возрождение было не просто реставраци­ей античности, но переворотом в оценке мира и человека. Философию Возрождения отличает ярко выраженная гуманистическая направленность. В это время пересматриваются вопросы о положении человека в мире, о достоинстве личности. Ценностно-моральный акцент философии подтверждается наличием таких сочинений как "О преиму­ществе и превосходстве человека" /Фацио/, "О достоинстве" /Манетти/, "Об истинном и ложном благе" /Лоренцо Валла/.

Духовные преобразования кардинально воздействуют на все сферы жизни - на производство, общение, политику, повседневный быт. Личные размышления философов отмечены идейным противоборством с уходящим средневековьем /Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола/.

Развитие научного знания также связано с решительным пересмот­ром основ науки. Великие географические открытия привели к изменению традиционных представлений об устройстве мира, а ХVI век был ознаменован "коперниканской революцией"' - созданием новой ко­смологии. Ученые Возрождения /математики, строители, медики, астрономы, архитекторы/ стремились к изучению фактов, к обобщению данных на основе наблюдений и экспериментов.

Характерной чертой культурной жизни было возникновение новых нау­чных и философских идей вне традиционных официальных учебных заведений, "в стороне" от схоластики. Носителями новой идеологии были известные ученые, политики, дипломаты, художники, богатые меценаты - знатоки и покровители искусства. Зачастую /и это также было приметой времени/ многие из этих качеств объединялись в одном человеке /можно привести примеры жизни и деятельности Лоренцо Медичи, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолы, Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Джордано Бруно, Микельанджело Буонаротти/.

В процессе эволюции основных научных и философских представлений, на волне духовной оппозиции церкви возникает гуманистическое учение, сущность которого помогает понять художественные идеи и эстетические устремления величайших мастеров искусства того времени.

Основа философии гуманизма была заложена в творчестве Данте Алигьери, Франческо Петрарки, идеях Флорентийской Платоновской акаде­мии /"вольном объединении" ученых, писателей, философов и художни­ков/.

Величественная фигура Данте Алигьери /1265-1321/ стояла у исто­ков художественной культуры Возрождения. Мировоззрение Данте нашло отражение как в научных формулировках его трактатов, так и в образной системе основного произведения его жизни - "Божественной комедии". Благо­родство человека, согласно Данте, заключается в его деянии; поль­зуясь данной ему свободой, человек способен к исполнению своего земного предназначения, к свершению подвига.

Начало гуманизма связано также с творчеством итальянского поэта Франческо Петрарки /1304-1374/. Петрарка был создателем новой евро­пейской лирики, автором всемирно известных сонетов, "Книги песен" на родном языке - итальянском. Обращенность к себе, к своим внут­ренним стремлениям составляет главное содержание многообразного творчества поэта. Но внимание автора устремлено к проблеме чело­веческого достоинства, к мыслям и переживаниям человека "нового", со всеми его земными страстями.

Проблема человеческого достоинства - центральная в творчестве философов-гуманистов. Согласно гуманистическому учению, достоинство заключается в деятельности, в творчестве. Работая над собою, занимаясь науками, возвышаясь до богатств мировой культуры, земной человек возвышается до божественного уровня, становится универсальным человеком, человеком-титаном. Таким образом, гуманисти­ческий идеал человека- идеал героический, "вобравший" в себя лучшие духовно-нравственные цели Возрождения.

Говоря об искусстве Возрождения прежде всего нужно отметить, что эта эпоха отличатся невиданным взлетом художественного мастер­ства, аналог которому может быть найден только в античности. Но виды искусств Возрождения развиваются не параллельно. В каждой стране, в силу различных причин, доминировал определенный вид ис­кусства. Многообразие видов художественного творчества породило целый ряд новых жанров, сохраняющих свое значение и в наше время /новелла, сонет, портрет, натюрморт, опера, оратория, мадригал и многие, мно­гие другие/. Реалистическая природа искусства Возрождения стремится преодолеть религиозный канон средневекового искусства и свободно использовать народно-светские традиции. Но если в искусстве итальянского Возрождения достигли высочайших вершин живопись, скульптура, архитектура и литература, в других европейских странах не менее стремительно развивались му­зыка, графика, искусство театра.

Так, обращаясь к искусству Нидерландов ХV-ХVI веков, можно отметить творчество композиторов нидерландской школы полифонистов, художников братьев ван Эйк, Питера Брейгеля старшего, Иеронима Босха; на примерах из творчества Дюрера, Грюневальда, Лукаса Кранаха можно увидеть особенности искусства живописи, графики и гравюры Германии.

К наиболее поздним процессам Возрождения относятся культуры Испа­нии и Англии периода ХVI-ХVII веков. Испанское Возрождение отмече­но глубокой связью с народно-демократическими традициями. Именно в испанском театре был выдвинут на сцену герой, в котором выражал­ся гуманистический ренессансный идеал /творчество Лопе де Вега,героическая драма "Фуэнте Овехуна"/, пропагандировалась идея соци­ального равенства людей /комедия "Собака на сене"/.

Своеобразие развития английского искусства не позволяет выделить в нем период, равнозначный эпохе Возрождения в Италии, Франции, Гер­мании и других странах Западной Европы. Но эпоха, связанная с позд­ним Возрождением, выдвинула в английской литературе гигантскую фи­гуру В.Шекспира, создателя национального театра, автора всемирно известных трагедий. Говоря о творчестве В.Шекспира, нужно подчеркнуть следующее. Ан­глийский театр эпохи В.Шекспира занимал одно из ведущих мест в худо­жественной культуре страны. Театр был "проводником" новой идеологии, воплощал в живом действии гуманистический идеал Возрождения. В то же время позднее Возрождение придает образу человека-титана трагические черты. Эпоха постепенно осознавала, что человеческая одаренность и талант, благородство и огромный потенциал творческих сил не яв­ляются гарантией защиты от социальных потрясений, гибели отдельных людей и целых стран. Таким образом искусство позднего Возрождения приходит к основ­ному духовному противоречию своего времени - диалектике титаничес­кого и трагического. Зрелый английский театр обобщил и воплотил в живом действии об­разы героев Возрождения, конкретизировал характерные черты, их тра­гическую судьбу /трагедии В.Шекспира "Гамлет", "Отелло", "Король Лир"/.

Украинская культурав ХІУ столетии развивалась в сложных условиях. Тем не менее это было время формирования украинского народа, активизации освободительных движений, время формирования самобытного феномена украинского казачества. Важнейшими факторами развития украинской национальной культуры были развитие украинского языка, народного искусства. Возрождение героического эпоса, исторических песен и дум. Период ХУ – ХУІ столетий в украинской культуре называют периодом раннего гуманизма. Деятельность учёных того времени, выходцев из Украинских земель, отмечена новым гуманистическим пониманием человека, интересом к естественным науким, пропагандою идей справедливости и толерантности. Центрами культурной жизни в Украине того времени были Львов, Острог, Киев, Замостье. Именно в этих центрах формировалось украинское гуманистическое движение, здесь творили представители европейской ренессансной культуры, возникали научные объединения, культурно-просветительские центры со школами, типографиями, научными кружками

Тема 6. „Искусство Нового времени (ХУП -ХУШ века)”

  • Основные общественно-политические движения Нового времени.
  • Сили искусств – барокко, маньеризм, классицизм.
  • Просвещение как идейное течение ХУШ века.
  • Виды и жанры искусства ХУШ века
  • Украинское искусство ХУП -ХУШ веков

Победа капиталистических отношений и гибель феодального строя в ряде стран определили специфику культурной жизни, духовные приоритеты общества. 17 век - это время, когда можно говорить о станов­лении единой европейской культуры, но единство это осложнялось целым рядом противоречий религиозно-политического характера. Кризис ренессансного мироощущения, разрушение наивной веры во врожденную доброту и благородство человека укрепили религиозное чувство в массе рядовых людей. Это усиливало кипение страстей вокруг двух течений религиозной мысли в Европе - католической и протестантской. В столкновении идейных противоречий родилось движение Конрреформации, усилилась борьба за восстановление феодальных порядков в ряде стран Европы /Франция, Италия/. В северных странах набирало силу движение за национальную независимость, назревали буржуазные революции.

Одновременно усложнялось и дифференцировалось общественно-политическое устройство мира. Открытие новых земель /Северная Америка/ освоение новых морских путей означало оживление торговли и выдвижение новых стран - лидеров /Англия, Голландия, Португалия, Франция/ с одновременным упадком традиционных центров мировой торговли /Венецианская республика/. Налаживались торгово-экономические связи с Россией и рядом восточнославянских стран /Украина, Польша, Чехия/.

Торговый обмен стимулировал рост культурных связей, обогащал представления европейцев о далеких странах. В это время появляются новые географические карты, описания быта и нравов жителей "заморских" городов.

Особенности философской мысли во многом определялись развитием естествознания. В данном случае следует упомянуть о создании микроскопа, волновой теории света, разработке основных положений классической физики /И.Ньютон/.

Философская мысль и научное знание 17 века переживали интеллектуальную революцию, приходя к идее приоритетного значения разума во всех видах духовной деятельности, в том числе и в художественном творчестве. Соответственно, ученые-философы 17 века /Р.Декарт, Ф.Бэкон, Б.Спиноза/ занимались поиском специфических законов мышления, "выведением" критериев достоверности научного метода.

Говоря далее о состоянии искусства 17 века, необходимо уяснить понятие "стиль искусства". Применительно к изучаемому периоду слож­но говорить об общих идейно-эстетических основаниях художественного творчества даже в искусстве одной страны. В художественной культуре европейских стран мы наблюдаем доминирование не столько вида искусства, сколько стиляискусства: в 17-м веке это барокко, мань­еризм, классицизм. Понятие стиля искусства в данном случае обозначает определенные устойчивые общности, свойственные творчеству раз­личных авторов: эстетические принципы, особенности художественного языка, тематику произведений.

События 16-17 веков, как известно, многое изменили в мироощущении людей того времени. Кризис гуманистического учения проло­жил путь либо к духовной капитуляции перед церковью, либо к новому типу гуманизма - трагическому. Этот гуманизм исходил из понимания неупорядоченности мира, неоднозначности и противоречивости человека, но по-прежнему исполнен веры в человеческое достоинство. В этих условиях возникло новое направление в художественной куль­туре, которое определило собою новый стиль и новый язык искусства - барокко.

Барокко 17 века вбирает различные идеологические оттенки: разли­чали аристократические и католическое барокко, буржуазное и протестантское барокко. Стиль отражал и демократические настроения, существовало "народное'", "казацкое" барокко. Стиль барокко охватывал различные виды искусств: литературу и живопись, музыку и архитектуру. Примерами может служить творчество Л.Бернини /Италия/, П.Рубенса /Фландрия/.

Барочной стихийности, динамике, конфликту эмоций и разума в 17 веке противостоял другой идеал - уравновешенности и меры, господст­ва разума и нравственного чувства. Речь идет об искусстве классицизма, стиль которого сложился позднее, а распространение было меньшим по сравнению с барокко. Центральное положение программы классицизма - требование разумнос­ти, нормативности, естественного следования законам реального мира. Классицистическое искусство стремилось к подражанию античным образ­цам, к синтезу античной культуры с национальными традициями. Основателями классицистического стиля в искусстве были известные художники Франции Н.Пуссен /"Смерть Германика", "Спящая Венера"/ и П.Корнель, драматург, создатель трагедии "Сид".

18 век в истории Европы - переломная эпоха, которая отмечена от­миранием многих устоявшихся форм жизни и рождением новых художест­венно-эстетических направлений.

Многие социально-политические изменения того времени связаны с выдвижением новой политической силы - "третьего сословия".

Просвещение было идейным течением, необходимой ступенью в жизни европейских стран, которые расставались с феодальным прошлым. В то же время Просвещение не было принципиально новым явлением, оно опи­ралось на сложившуюся традицию европейской мысли. Просветители /Во­льтер, Дидро, Руссо, д’Аламбер/ продолжали дело гуманистов Возрождения: им также были свойственны борьба с духовной диктатурой цер­кви, вера в салу человеческого разума, доверие к природе, исторический оптимизм.

Все эти элементы идеологии настойчиво проводились в жизнь, в пра­ктический план. С этой точки зрения можно вспомнить коллективный труд просветителей, многотомную "Энциклопедию", которая включала научную информацию по различным отраслям знания. Специальные раз­делы энциклопедии были посвящены выработке основ развития будущего общества.

Культ Разума определял идеологию Просвещения, диктовал законы художественного творчества. Какое же содержание заключало в себе понятие "разум" в 18 веке? Разум - это интеллект, функция человеческого сознания, тождественная природе. Природа - разумная и благая сила, которая ведет человечество по пути счастья и добродетели. Идеология Просвещения выразила себя в художественной культуре через ряд направлений, которые не сводимы к единой эстетической платформе, к единому стилю. Эти направления имеют различные истори­ческие корни, взаимопересекаются и влияют друг на друга.

При всем разнообразии художественных школ 18 века ведущая роль принадлежит Франции, родине Просвещения и классицизма. Ни одно ев­ропейское искусство не было так связано с философской мыслью как искусство Франции. Произведения энциклопедистов заложили основы эстетики классицизма. Н.Буало разработал основные положения классицистического театра, которые нашли воплощение в драматургии Корнеля и Расина. Демократизм французского театрального искусства с блеском проявился в творчестве Мольера, чьи комедии неотделимы от музыки и явились прототипом французской оперы.

Многогранность изобразительного искусства Франции 18 века про­является в творчестве различных по стилю художников /Пуссен, Ватто, Давид/.

Достижения французского классицизма в зодчестве столь же велики, как и в литературе, живописи, музыке. Представления классицизма о прекрасном как разумном и гармоничном воплотились в одном из архи­тектурных шедевров Франции - ансамбле Версаля

Важнейшим отличием итальянского искусства 18 века от современного ему искусства Франции является, с одной стороны, связь с искусством Возрождения, а с другой стороны его глубокая народность, вы­зывающая к жизни мотивы национального фольклора /например, творческое переосмысление традиций жанра комедии дель арте в пьесе К. Гольдони "Слуга двух господ"/.

Своеобразно складывалось развитие испанского искусства. Общест­венные процессы в Испании развивались под знаком ослабления испан­ской монархии и роста демократических тенденций. В изобразительном .искусстве конец 18 века ознаменован появлением Франсиско Гойи, рас­цвет его творчества приходится на начало 19 века и подводит итог "золотому веку" испанской живописи.

Возникшее на сугубо национальной почве, искусство Гойи отражает события французской буржуазной революции и наполеоновских войн /серия офортов "Бедствия войны", "Расстрел повстанцев"/.

Английское искусство 18 века характеризуется кратковременным подъемом изобразительного искусства /Хогард, Рейнолдс, Гейнсборо/ и музыки /творчество Перселла/. Подлинным средоточием достижений английской культуры в этот период была многообразная по жанрам, злободневная по содержанию английская литература /драматургия и проза Филдинга, поэзия Мильтона, баллады Бернса, сатирические пам­флеты Свифта/.

18 век был особенным для искусства Германии. С именем Г.Э.Лессинга связана литературная революция, суть которой заключалась в создании нового жанра - "мещанской трагедии", посвященной судьбам простых людей /"Мисс Сара Симпсон", "Минна фон Барнхельм"/.

Настроения тираноборчества, протест против гнета власти свойственны творчеству группы молодых поэтов, объединившихся в литера­турно-общественное движение "Буря и натиск".

Социально-политическая направленность творчества "штюрмеров", идеи превосходства чувства над разумом позволяют усматривать в шттюрмерской литературе прообразы будущего романтического метода.

Со второй половины ХУП столетия начинается период расцвета в украинском искусстве стиля барокко.Особенности украинского барокко выражались в стремлении авторов к напряжению сюжета, к художественной игре, в желании художника заинтересовать зрителя. Литературу украинского барокко представляли произведения на религиозные темы, дискуссионно-полемические произведения (трактаты, диалоги, диспуты), жанры басни. Жемчужиною украинской барочной литературы было творчество Григория Сковороды (сборник «Басни харьковския», поэтический сборник «Сад божественных песней»).

 

Тема 7. „Мистецтво Х1Х столетия”

· Формирование романтического стиля в искусстве Х1Х столетия.

· Виды и жанры искусство романтизма.

· Романтизм в украинском искусстве Х1Х столетия.

· Реалистическое направление в искусстве Х1Х столетия.

· Импрессионизм в искусстве Х1Х столетия.

Изучая искусство ХІХ столетия, нужно обратить особое внимание на содер­жание романтического метода в искусстве и историко-культурные ос­нования романтического миросозерцания. Для этого необходимо вспомнить основные события общественной жизни Европы того времени, проанализировать революционные события во Фра­нции и сделать вывод о влиянии идей Великой французской революции /1789 г./ на умонастроения и мироощущения современников. Романтизм в европейской культуре был порождением бурного переход­ного периода на рубеже ХУШ-ХІХ веков, духовной реакцией на смену формаций и окончательную победу буржуазии.

Обыденным стало утверждение, согласно которому основные черты романтизма связаны с разочарованием в идеалах революционного пере­устройства общества, лозунгах свободы, равенства, братства. На этой основе делается вывод о том, что художнику-романтику, как никакому другому, свойственны уход в воображаемый мир, погоня за призрачными мечтами, индивидуализм.

Нужно особо подчеркнуть, что романтизм - это искусство великой жизненной правды, связанное с именами Дж.Байрона и М.Ю.Лермонтова, раннего А.С.Пушкина и Т.Г.Шевченко, Г.Берлиоза, Ф.Листа, В.Гюго, А.Мицкевича и многих, многих других. Творчество художников-роман­тиков устремлено к разгадке тайн жизни, принцип правдивости искус­ства непременно наличествует в творческой программе романтического искусства /см.: Литературные манифесты западно-европейских роман­тиков. - М.,1980/.

Особенность романтического метода в искусстве состояла в том, что он не избегал правды, но шел к ней особым путем, используя необычный комплекс выразительных средств художественного языка.

Художественные произведения, появившиеся в конце 18 века в ли­тературе и музыке можно обозначить как "преромантические", стремящиеся к идеализации средневековья в противовес утверждающемуся бур­жуазному миропорядку. К началу 19 века романтизм складывается как целая культура, гос­подствуя в искусстве, философии, психологии.

В этот период возникает общее для различных видов духовной дея­тельности миросозерцание, в основе которого комплекс представлений о мире как целостном организме, пребывающем в постоянном движении и изменении. Человек - составная часть мирового единства, в нем "живут" силы Космоса. Важным отличием романтического мышления было понимание жизни как непрерывной борьбы противоположностей. Но про­тиворечия у романтиков не перерастают в конфликт, они взаимно до­полняют и обогащают друг друга и способны к слиянию в высшем син­тезе.

Из этих положений вытекает отношение к искусству как органическому целому, которое естественно вырастает из народной почвы и формируется всеми без исключения факторами истории и культуры.

Новое понимание искусства вызвало новый подход к художест­венному творчеству. Решающая роль в творчестве отводится художнику (автору), его творческому воображению, способному создать и перевоссоздать целый мир. Для романтиков неприемлема нормативность, внешние законы и правила художественного творчества, «наука» поэзии. Романтическое искусст­во требует свободного самовыражения художника, поэтому оно всегда индивидуально и неповторимо, для него нет образцов.

Анализируя далее романтический метод в искусстве, нужно подчер­кнуть, что новаторская программа романтиков имела вполне определенные историко-культурные основания, а именно средневековый тип художественного мышления. Доказательством того служит романтический принцип "двоемирия" - разлад мечты и действительности и связанная с ним поэтика конт­растов, решающая роль фантазии и воображения в процессах творчест­ва. В новых исторических условиях эти черты стали элементами новой художественной системы, обогатились новыми идеями.

Опорой романтического мышления был историзм. Историзм связан с романтическим представлением о мире как живом организме. Историзм романтиков - это обостренное внимание к своеобразию этапов истории, ко всему индивидуально неповторимому. Время, история, со­бытия наполняются конкретным содержанием, характерными деталями /история Шотландии в романах В.Скотта, украинский национальный колорит в ранних повестях Н.В.Гоголя, приметы российской старины в творчестве раннего М.Ю.Лермонтова/.

Историзм романтиков наполнен глубоким социально-нравственным смыслом. Обращаясь к истории, художник пытается найти ответ на вопросы современной жизни /В.Гюго, "Собор Парижской богоматери", "Человек, который смеется"; А.С.Пушкин, "Борис Годунов"; Ф.Шуберт, вокальный цикл "Прекрасная мельничиха"/.

Романтический герой, как правило, сочетает внутреннюю свободу и раскованность с глубоким пониманием и уважением ко всему "иному". индивидуальному: к человеку, народу, ко всему человечеству.

В связи с новыми историческими событиями классицистический метод и связанная с ним нормативность, строгость, тяготение к антич­ным образцам утрачивают ведущее значение в искусстве. На смену классицизму приходит искусство романтического направления, более соответствующее общественному содержанию эпохи.

Определяющие позиции в искусстве нового направления занимает ху­дожественная культура Франции, родины буржуазной революции евро­пейского масштаба. В 19 веке Франция становится центром европейс­кого искусства. Литература этого периода представлена именами В.Гюго и А.Стен­даля, творивших в рамках эстетики романтизма. В то же время твор­ческое наследие писателей повлияло на становление реалистического направления французской литературы /романы Оноре де Бальзака, Г.Фло бера, Э.Золя/.

Романтический стиль привел к резкому обновлению средств художе­ственного языка живописи и поэзии. Поиски воплощения художествен­ной целостности через фиксацию мгновения, передачу состояний жи­вой природы, уход в стихию народного языка свойственны зарождающемуся направлению импрессионизма в живописи и поэзии /Мане, Дега, Ренуар, Верлен, Бодлер, Малларме/.

Наиболее ярко синтез романтических и реалистических тенденций французского искусства проявился в музыке /симфоническое творчество Г.Берлиоза, музыкальный театр Ж.Бизе/.

Для Германии первая половина 19 века была временем становления немецкой национальной художественной культуры. В этот период разрабатываются крупнейшие философско-эстетические концепции, дающие обоснование романтического искусства, генезиса и эволюции различных видов художественного творчества /работы Г.Гете, Ф.Шлегеля, Г.Э.Лессинга, Ф.Шеллинга/.

Говоря об искусстве Англии и Италии нужно отметить, что для этих стран свойственно доминирование одного вида искусства. В Англии это реалистическая проза /Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей/ и романтическая поэзия /Дж.Байрон/; в Италии формируется наци­ональная оперная школа /Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Вер­ди/.

Многообразие стилистических направлений в западноевропейском ис­кусстве 19 века, его противоречия и идейно-эстетические искания об­условили еще более пеструю картину искусства конца 19 столетия.

Для русского искусства Г9 век был временем высокой идейно конце­нтрации. Закладывался фундамент всех видов национального классичес­кого искусства, что привело к значительному подъему художественной жизни в конце столетия.

Крупнейшие события общественной жизни начала века /Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года/ стимулировали поя­вление гражданских и социальных мотивов во всех видах русского искус­ства. Непосредственным отражением передовых идей своего времени ста­новится литература /творчество Н.Карамзина, В.Жуковского, А.Пушки­на/ и тесно связанная с ней философско-критическая мысль /В.Белинский, Н.Добролюбов/.

Удивительным жанровым разнообразием характеризуется русская живо­письпервой половины 19 века /В. Тропинин, О.Кипренский, А.Венецианов, К.Брюллов, В.Федотов/; скульптура /П.Клодт, И.Витали/; архитектура/А.Воронихин, А.Захаров, К.Росси/. Зарождается русская клас­сическая музыка /М.И.Глинка/.

Романтическое направление возникает и в украинском искусстве /30-40-е годы 19 века/. К романтическому направлению принадлежало творчество Т.Г.Шевченко /романтическая баллада "Причинна", "Топо­ля", "Утоплена"/. С романтическим направлением связано творчество Л.И.Боровиковского, М.И.Костомарова.

В экономическом, социальном, идеологическом и культурном отноше­ниях конец 19 века был периодом нарастающих изменений. Традиционные устои общества расшатывались, и повсюду ощущались признаки ин­тенсивного поиска новых путей развития. В искусстве этого периода громадное значение сохраняют классические традиции художественного творчества, целый ряд новых напра­влений вырастает из романтического метода. Но одним из доминирующих направлений в искусстве конца 19 века был реализм.

Быстро меняющаяся действительность ставила перед художниками новые задачи, зачастую требовавшие новых решений. Отсюда неизбеж­ность напряженных творческих исканий, борьба направлений в искус­стве, поляризация стилей /реализм - модернизм/.

Сегодня, в начале ХХІ столетия, стано­вится все более очевидным, что проблема реализма является централь­ной как для эстетической мысли, так и для художественной практики последних двух столетий. Это явление обусловлено всем ходом художественного развития, начиная от искусства эпохи Возрождения. Для возникновения реализма как законченной художественной систе­мы необходимы серьезные предпосылки. В первую очередь необходим значительный уровень социального самосознания, наличие общереалистического /основанного на данных опытной науки/ мировосприятия. Все это складывается на относительно высокой стадии обществен­ного развития, в процессе становления буржуазной цивилизации. Во второй половине 19 века реализм наиболее соответствовал духу своего времени, но все же его распространение в искусстве не носило характера триумфального шествия. Все было намного сложнее.

Так, весьма противоречивым было соотношение двух основных худо­жественных систем 19 века - романтизма и реализма. В музыке вто­рой половины 19 века романтизм был доминирующим направлением /тво­рчество Ф.Листа, Р.Вагнера, Дж.Верди, П.И.Чайковского/.

В то же время для реализма с его трезвой социальной аналитичностью, свободой от каноничности оказались очень ценными такие свойст­ва романтического мышления как историзм, особое внимание ко всей напряженности духовной жизни героев, устремленность к высокому, совершенному. К концу 19 века реализм стремится охватить всю сферу искусства, однако проявляется по-разному в различных видах художественного творчества.

Наиболее мощно реалистические тенденции заявили о себе в проза­ических жанрах литературы/роман, повесть, новелла/. Масштабное за­воевание реализмом театрабыло осуществлено на Западе Г.Ибсеном /Норвегия/. В других жанрах литературы /лирическая поэзия/ долго сохранял свои позиции романтизм. Так, в поэзии середины 19 века ведущими поэтами были романтики Г.Гейне, Г.Гервег /Германия/; А.Теннисон, Р.Браунинг /Англия/.

Более равномерным было движение реализма в русской литературе, где с середины 19 века им охватывается не только проза, но и лири­ческая поэзия /Н.Некрасов и его школа/, драматургия /Н.Гоголь, А. Островский/.

В украинской литературе становление реализма происходило через творчество Т.Г.Шевченко, прозу И.Нечуй-Левицкого, П.Мирного, А.Сви-дницкого, драматургию И.Карпенко-Карого, И.Франко.

В изобразительном искусстве реализм активно проявился уже в живописи 18 века /У.Хогарт/. В начале 19 века в европейской живописи до­минировал романтизм, но процессы формирования реализма не прекраща­лись. Показательны в этом отношении английская пейзажная живопись в творчестве Д.Констебла, жанровая живопись В.Федотова. Можно сказать, что для изобразительного искусства вся первая по­ловина 19 века была временем "накапливания сил" для решительного разрыва с классицистическими традициями академической /официальной/ живописи, безнадежно, устаревшей и отставшей от жизни.

В 1870 году передовые художественные силы Москвы объединились в "Товарищество передовые художественных выставок". Инициатором объ­единения был художник Мясоедов, его поддержали Перов, Ге, Крамской, Саврасов, Шишкин, братья Маковские. В 80-х годах к ним присоединились Репин, Суриков, Васнецов, Ярошенко, Серов, Левитан, Поленов. Объе­динение "передвижников" просуществовало свыше 50-ти лет, социальная направленность и высокие гражданственные идеи выделяют его в европей­ской живописи XIX века.

Для изобразительного искусства Франции вторая половина 19 века была временем возникновения импрессионизма. Как и русских "передви­жников", французских импрессионистов объединяло несогласие с офици­альным искусством, желание найти новые формы и новый художественный язык. Формирование художников-импрессионистов началось вокруг живопис­ца Э.Мане. Громким скандалом сопровождалось появление на одной из парижских выставок знаменитого "Завтрака на траве" /1863/, "Олимпии" /1865/. Мане стал центральной фигурой прогрессивной художест­венной интеллигенции Франции, вокруг него объединились молодые художники К.Моне /ставший затем истинным главой импрессионистической школы/, Сезанн, Ренуар, Дега. С 80-х годов 19 века импрессионизм распространился на другие ви­ды искусств: поэзию П.Верлена, музыку К.Дебюсси и М.Равеля.

В России и на Украине импрессионизм не вылился в целостную художественную систему и проявлялся в творчестве отдельных художников в русле различных направлений /музыка А.Скрябина, проза позднего М.Коцюбинского, В.Стефаника, О.Кобылянской/.

Характерной чертой импрессионистов был решительный отказ от раз­личных теоретических споров, пристальное внимание к особенностям ху­дожественного видения, способам его воплощения. Но это не говорит об отсутствии у художников этой школы идей и идеалов, творческой программы. Импрессионисты исходили из доверия к природе и жизни, из невозможности разделения мира и восприятия. Сле­довательно, лишь передача впечатлений во всей конкретности и богат­стве красок может быть правдивой.

Для архитектурыпоследние годы 19 - начало 20 века были временем господства модерна. В этот период архитекторы убедились в том, что в использовании исторических стилей архитектура зашла в тупик, нуждаясь в осмыслении того нового, что возникло в среде стремительно растущего капиталистического города. Стиль модерн прекрасно представлен в архитектуре Москвы. В кон­це 19 века здесь строятся вокзалы, гостиницы, банки, доходные дома, особняки богатой буржуазии. Типичным примером русского модерна бы­ло творчество архитекторов Ф.О.Шехтеля /здание Ярославского вокзала в Москве/ и А.В.Щусева /здание Казанского вокзала в Москве/.

Модерн был одним из самых значительных стилей, завершающих 19 век и открывающих новое столетие. Со времени господства классицизма в архитектуре модерн, возможно, один из самых последовательных стилей по своему целостному подходу, ансамблевому решению внешнего убранст­ва и внутреннего интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, тканей, керамики, витражей, стекла и мозаики, он узнается сво­ими специфическими линиями и контурами, особой гаммой блеклых то -нов, общим духом, предвещающим декаданс.

Тема 8. „Искусство ХХ столетия”

· Искусство на рубеже Х1Х-ХХ столетий: обновление жанров и видов искусства

· Украиское искусство начала ХХ столетия.

· Украиеское искусство 20-30 годов ХХ столетия.

В искусстве ХХ столетия происходят глубокие качествен­ные изменения, действительная природа и масштабы которых и в настоящее время ещё не осозна­ются нами до конца. Возможно, сегодня мы присутствуем при грандиоз­ном сдвиге в эстетическом сознании человечества, художественном пе­ревороте, подобном некогда пережитым людьми при переходе от антич­ности к средневековью либо в эпоху Возрождения. Речь идет о стремительном обновлении и создании новых структур художественного мышления, о невиданном обновлении художественного языка, изменении жанров и видов искусств, возникновении новых стилей и направлений

Было бы упрощением полагать, что изменения, начавшиеся в искус­стве начала 20 века, касались лишь модернистских течений, которые действительно были охвачены духом экспериментаторства, поиском невиданных ранее художествен­ных решений. Модернизм и авангард начала века в немалой степени были связаны с качественными изменениями в культуре и сознании общества, но не менее интенсивно изменялось и реалистическое искусст­во.

Громадное значение в этот период сохраняет классическая реалис­тическая традиция, представленная в литературе /романы Д.Голсуорси, Т.Драйзера, творчество М.Горького, драматургия Б.Шоу и К.Гамсуна/.

В то же время внутри реализма, в системе его течений происходят существенные сдвиги. Начиная с рубежа веков возникает литература, которая стремится к воссозданию социального бытия, используя значительный элемент условности, фантазии /романы Г.Уэллса, К.Чапека/. В это же время активизируется психологическое течение в реалистической литературе, которое получило мощный стимул в творчестве писате­лей 19 века /Л. Н. Толстой, Ф.М.Достоевский/.

Можно упомянуть и о документальной литературе, в которой нашла отражение тенденция отражать жизнь "в формах самой жизни". Докумен­тальная литература 20 века не есть нечто новое. "Литература факта" существует давно /мемуары, дневники, воспоминания/. 20 век лишь про­должает традицию, но в новом качестве и в различных видах и жанрах искусства /к примеру, радио- или телерепортаж, публицистика, документальный фильм и пр./

Говоря о других художественных направлениях первых двух десятиле­тий 20 века, нужно упомянуть о модернизме, подчеркнув, что модернизм был не только порождением кризиса буржуазного общества, "болезнью духа", поразившей определенные слои общества, но включал в себя и бунтарское, стихийно-революционное искусство, нереалистическое по природе.

Различные модернистские течения /символизм в поэзии, экспрессионизм в литературе и живописи, фовизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм в изо­бразительном искусстве, атональная музыка/ сложно взаимодействовали друг с другом, вы­растали на различной культурно-исторической почве, содержали возможности как упадка, так и творческого роста.

Так, символизм был одним из первых крупных движений декадентского толка, особенно в русской поэзии /ранний А.Блок, В.Брюсов, А.Белый/. С общим направлением символизма можно соотнести творчество художника М.Врубеля. Творчество этого мастера в определенном смысле противоречит импрессионизму, поскольку художник не стремится к фиксации непосредственного впечатления. М.Врубель тяготеет к историческим сюжетам, которые толкует отвлеченно, стремясь к созданию вечных образов-сим­волов, наполненных огромной духовной силой /"Демон сидящий", "Демон поверженный"/.

В 1898 году возникает объединение "Мир искусства", куда вошли мастера высочайшей культуры, художественная элита России начала века. В объединении участвовали известнейшие художники Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Головин, Врубель, Добужинский, Серов, Нестеров, Ре­рих, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин. Огромное значение для формирования объединения имела личность Сергея Дягилева - мецената, талантливого организатора, импрессарио гаст­ролей русского балета и оперы за рубежом. Знаменитые "Русские сезо­ны", организованные С.Дягилевым, познакомили европейских зрителей с искусством Ф.Шаляпина, А. Павловой, С. Лифаря, В. Нижинского.

Музыкальное искусство начала века весьма разнообразно и богато име­нами молодых музыкантов, чье творчество прокладывало пути в будущее. Десятилетие 1900-1910 годов было десятилетием А.Скрябина и С.Рахмани­нова /Россия/, К.Дебюсси и М.Равеля /Франция/. В это же время бурно входило в жизнь новое поколение: И.Стравинский, С.Прокофьев, Н.Мясков­ский. А.Шенберг разрабатывает новую музыкальную систему, додекафонную /двенадцатиступенную/, которая определит собою новое направление в музыкальном творчестве - комбинаторику /"сериальную музыку"/.

Особо следует сказать о новом направлении в искусстве 20-х годов - конструктивизме. Конструктивизм как новаторское творчество возникает в различных видах искусства - литературе, архитектуре, живописи, теа­тре. Появление нового направления было вызвано напряженными поисками новых средств искусства, адекватных изменениям в общественной жиз­ни. Элементы конструктивизма появляются на рубеже веков, когда в про­изведения художников входит образ города. Отношение к новому герою вначале было неоднозначным. Ведь урбанизация /характерный для ХХ-го века процесс промышленного развития и сосредоточения населения в крупных городских центрах/ несла с собою "сглаживание" субъективно-личностного начала, отрицание романтического восприятия жизни.

Понимание урбанизма как явления оправданного, созидательного формировалось с большим трудом. Но именно урбанизм и связанные с ним новаторские архитектурные решения /работы Ле Корбюзье, Франция/ по­зволили показать и новый антиромантический образ города, и настроения восторженности перед будущим.

Конструктивистские средства использовались в различных видах ис­кусства и были общими в своей основе. Их отличает прежде всего пре­дельная функциональность всех слагаемых элементов и тщательный отбор только самого важного, конструктивно необходимого. Кроме того, конструктивизм исходил из провозглашения приоритета действия, энергии. Отсюда активное передвижение участников в дейст­вах /массовые театрально-музыкальные действа первых лет революции в России/, закрученные спирали в архитектуре, движение фигур по кругам в живописи, остинатные формулы и ритмы в музыке.

В украинской литературу в начале ХХ века работали писатели старшего и среднего поколений Иван Франко, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский Ольга Кобылянская. В 20-е годы прошлого столетия приступили к творчеству младшие писатели и поэты Максим Рыльский, Павел Тычина, Николай Бажан, Миъхаил Семенко, Владимир Соссюра, Михаил Зеров и многие другие. На период 20-х годов ХХ столетия приходится начало творческой деятельности классика украинского кино, режиссера и сценариста, писателя и публициста Александра Довженко; в этот же период продолжается творческий путь Александра Курбаса, развивается его новаторский театр «Березиль». Значительный вклад в развитие украинского искусства живописи внесли художник-график Григорий Нарбут, художники - авангардисты Александр Богомазов, Александра Экстер, художник-монументалист Василий Бойчук. Молодые представители украинского искусства представляли разные стилевые направления, неоромантизм, неоклассицизм, импрессионазм, символизм, футуризм - авангард, конструктивизм, монументализм. Поначалу многие из них поддерживали власть Советов в Украине, связывали с новой властью надежды на расцвет украинского национального искусства.

В 1934 году в Москве на Первом съезде писателей в качестве основного метода советского искусства был принят метод социалистического реализма. Подобное решение было вызвано политическими соображениями. Новый метод был искусственным и требовал от художников полного единомыслия, подчинения творчества политическим задачам. Таким образом на смену стилевому разнообразию искусства пришло единство идейного содержания. Новаторские поиски, произведения многих украинских авторов были забыты на долгие годы, художественные произведения уничтожались, а сами авторы, среди которых были режиссёр А. Курбас, В. Бойчук и его школа художников-монументалистов, писатели Михаил Хвылевой, Михаил Семенко, Гео Шкурупий и многие другие подверглись политическим репрессиям и погибли.

Типическими представителями искусства социалистического реализма в бывшем Советском Союзе в 30-е годы ХХ столетия стали Максим Горький, Алексей Толстой (романы «Хмурое утро», «Сёстры», «1918 год», «Пётр 1»), Михаил Шолохов (романы «Поднятая целина», «Тихий Дон»). Классикой советского киноискусства сегодня считаются фильмы «Броненосец «Потёмкин» режиссера С. Эйзенштейна; один из первых звуковых фильмов «Чапаев» режиссёров братьев Васильевых; музыкальные комедии «Весёлые ребята», «Волга-Волга» режиссёра Г. Александрова с актрисою Л. Орловой в главных ролях.

 

Тема: „Искусство в начале ХХ1 столетия”

· Искусство авангарда и его основные направления.

· Украинский авангард.

· Искусство модернизма, его представители.

· Постмодернизм в ХХ – начале ХХ1 столетий.

· Виды и жанры искусства начала ХХ1 столетия

В современной научной литературе существуют различные определения художественной ситуации, которая сложилась на рубеже ХХ-ХХІ столетий. В данном случае, говоря об искусстве указанного периода, нужно начать с разъяснения смысла понятий модернизм – постмодернизм. В эстетике и искусствознании понятие модернизм используется для обозначения большого круга художественных направлений, которые возникли в начале ХХ столетия, начиная с импрессионизма и символизма. Модернизм наследует различные достижения и находки искусства авангарда,но отказывается от бунтарских и эпатажных мотивов. Другими словами, модернизм – это искусство кубизма, абстракционизма, экспрессионизма, сюрреализма, конструктивизма, в лучших своих образцах ставшее классикой ХХ столетия, естественным продолжением истории мирового искусства (живопись А. Матисса, П. Пикассо, В. Кандинского, К. Малевича, С. Дали, музыка А. Шёнберга, «театр абсурда» Э. Ионеско, С. Беккета, литература М. Пруста, украинский футуризм-авангард 20-30-х годов пришлого столетия). Принято считать, что расцвет искусства модернизма в мировой культуре приходится на 1940-1970 годы.

Подчеркнём ещё одну характерную черту искусства модернизма. Лейтмотивом деятельности молодых художников начала ХХ столетия было стремление к открытию новых горизонтов творчества, новых возможностей искусства. В этом инновационном потоке, который порою «размывал» границы искусства, воплощался дух революционной эпохи. Именно люди искусства, как правило, наиболее чутко ощущали грядущие изменения основ жизни: новые веяния давали художнику чувство свободы, обогащали переживаниями мира, принципиально незавершённого и открытого для творчества.

Термин «постмодернизм» в буквальном переводе означает «после- современность». Условной датой рождения этого понятия стал 1949 год, когда архитектура постмодернизмапротивопоставила себя абстрактным, функциональным формам строительства. В 1970 году понятие «постмодернизм» вошло в теорию искусства, эстетику и историю культуры. Ведущими теоретиками постмодернизма стали учёные Франции (Деррида, Лиотар, Барт, Фуко) и Германии (Хабермас).

Принципы и правила искусства постмодернизма на первый взгляд предельно парадоксальны. В условиях сознательного отказа от всех традиционных ценностей европейской культуры, классических основ прекрасного, возвышенного, трагического художник стремится реализовать принцип игровой, иронической ностальгии относительно прошлого культуры. Отсюда возникает приёмнарочито серьёзного, бережного перенесения элементов классического/неклассического искусства в новое смысловое поле и создания утончённых и замысловатых объектов. Так, например, специфическая среда - энвайронмент,создаётся усилиями архитекторов, специалистов по истории культуры, искусствоведов и дизайнеров. Энвайронмент – это музейная или выставочная экспозиция современного искусства. В данном случае экспозиция призвана решить более глобальные задачи, чем простое знакомство с художественными произведениями. Благодаря концептуальному решению авторов проекта арт-пространство (среда) обладает собственной энергетикой, которая, по замыслу устроителей, призвана активизировать восприятие зрителей и помочь, таким образом, пережить принципиально новый эстетический опыт.

Среди художественных акций подобного рода можно указать также на хэппенинги и перформансы.По замыслу организаторов хэппенингипринципиально неповторимы и уникальны. Цель хэппенинга – введение искусства в жизнь, слияние с жизнью: любой фрагмент обыденной жизни может быть переосмыслен, «эстетизован», случайный прохожий может стать участником игры, принять участие в художественной акции.

Перформанс – это акция, которая совершается согласно разработанному сценарию, она объединяет различные виды искусств и стремится способствовать контакту участников с «новыми», как правило, сакральными реальностями. Таким образом в некоторых случаях перформанс приближается к обрядовому (магическому) действию, возрождает/симулирует древние формы народной культуры.

К сожалению, у нас нет возможности проследить всеосновные тенденции движения жанров и видов искусства ХХ – начала ХХІ столетий, «игру» стилей и творческих направлений постмодернизма. Тем не менее на отдельных примерах мы постарались показать, что художники-экспериментаторы и теоретики постмодернизма осуществили «прорыв» на некий «иной» уровень художественной практики, который, возможно, соответствует «иному» уровню сознания и бытия современного человека. Хочется выразить уверенность в одном: при всех самых «жёстких» авангардных практиках и «продвинутых» художественных стратегиях эстетическое измерение творчества-восприятия сохраняется. Важно, что различными приёмами (деконструкции, фрагментарности, мозаичности, иронического жеста, игры) современное искусство всё-же старается достичь главного - привести человека к внутреннему контакту с собой, с природой, с «Другим», так или иначе помочь установлению гармонии человека с Универсумом.