Анализ внутренней среды предприятия
Стратегическое ядро фирмы
Для компаний всех типов, но в особенности для патиентов и виолентов, принципиальное значение имеет достижение преимущества над конкурентами в сфере основного бизнеса (т.н. стратегического ядра) фирмы. Компании, не следующие этому правилу, постепенно теряют конкурентоспособность, а в наиболее неблагоприятных случаях и погибают (что характерно для патиентов, чьи ограниченные финансовые ресурсы часто не позволяют пережить даже один крупный провал их продукции на рынке.).
Состав стратегического ядра:
· Производства, на которые приходится наибольшая часть оборота фирмы;
· Производства, с которыми фирма связывает свое будущее;
· Производства, определяющие имидж фирмы (те продукты, которые сыграли особую роль в истории фирмы, с которыми большинство клиентов отождествляют ее, которые являются предметом гордости коллектива компании.
Сильное стратегическое ядро имеют те фирмы, у которых оно совпадает с т.н. ядром компетентности.
Ядро компетентности –совокупность умений, знаний, технологий и т.п., которые обеспечивают конкурентные преимущества данной фирмы по сравнению с другими.
Тема 5. Анализ внутренней среды предприятия
Внутренняя среда предприятия — это та часть общей среды, которая находится в пределах предприятия. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на его функционирование. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяют тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие.
Срезы внутренней среды:
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
* взаимодействие менеджеров и рабочих;
* наем, обучение и продвижение кадров;
* оценка результатов труда и стимулирование;
* создание и поддержание отношений между работниками и т.п-
Организационный срез включает
* коммуникационные процессы;
* организационные структуры;
* нормы, правила, процедуры;
* распределение прав и ответственности;
* иерархию подчинения,
В производственный срез входят:
* изготовление продукта;
* снабжение и ведение складского хозяйства;
* обслуживание технологического парка;
* осуществление исследований и разработок,
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
* стратегия продукта, стратегия ценообразования;
* стратегия продвижения продукта на рынке;
* выбор рынков сбыта и систем распределения-
Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
* поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
* создание инвестиционных возможностей и т.п-
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.