Типы субъектов и стратегий экономического сообщества.
Вопрос 24. Стратегия «следования за лидером» и «специалиста».
2.3.Стратегия следующих за лидером.
Используется чаще всего в ситуации олигополии, когда фирмы стараются сохранить «мирное сосуществование» в рамках осознанного раздела сфер влияния между более мелкими фирмами.
Методы:
─ Творческая сегментация рынка – раздел групп потребителей;
─ Эффективное использование НИОКР, совместные разработки и возможность получения данных от других;
─ Специализация в области технологии и в области рентабельности;
─ Использование деловых связей руководителей.
2.4.Стратегия «специалиста».
Эта конкурентная стратегия, используемая фирмой не могущей претендовать на заметную роль на рынке. Заключается она в выборе своей продуктовой «ниши», не используемой другими. Для того, чтобы данная стратегия была рентабельна, ниша на которой происходит концентрация усилий фирмы должна удовлетворять следующим условиям:
─ Должна соответствовать специфическим особенностям фирмы;
─ Быть малопривлекательной для конкурентов;
─ Обладать достаточным потенциалом прибыли;
─ Иметь потенциал роста;
─ Иметь устойчивый «барьер входа» для других фирм.
Среди всех субъектов экономического сообщества выделяют следующие типы:
1. Виоленты (силовые) – это мощные фирмы, работающие в массовом или крупносерийном производстве («Гордые львы», «Слоны», «Бегемоты»). Стратегически стремятся доминировать на обширном стабильном рынке. Покупателей привлекают сравнительно дешевой и добротной продукцией. Сильный козырь этих фирм – мощное высокопроизводительное оборудование, которое проявляет свои положительные качества лишь в случае полной загрузки. Такие фирмы стараются работать на рост и расширение рынков, где будет покупаться их продукция.
2. Патиенты (нишевые) – это фирмы, которые предпочитают нишевую специализацию («Хитрые лисы»). Это узкоспециализированные фирмы, ориентирующиеся на сегменты, которые не устраивает стандартная продукция (Дома мод). Эти фирмы вносят на рынок разнообразие, активно выискивая и формируя специальные потребности.
3. Эксплеренты (пионерные) – это фирмы, занимающиеся исследованиями («Первые ласточки»). Стратегически связаны с созданием принципиально новых (прорывных) решений и, соответственно, с образованием новых или преобразованием старых сегментов рынка. Для их деятельности характерен высокий риск, который в случае успеха гарантирует высокий финансовый результат. Как правило, это мелкие и часто юридически не организованные предприятия, работающие на свой «страх и риск», связанный с попыткой реализации новых научных и технических идей. Деятельность фирм-эксплерентов весьма кратковременна, хотя их роль в обществе огромна. Идеи часто продаются патиентам как интеллектуальная собственность, или эксплеренты входят в состав патиентов как подразделение.
4. Коммутанты (приспособленцы) – «Серые мыши». Эти предприятия преобладают в обычном бизнесе, осуществляемом в местных масштабах. Их деятельность направлена на удовлетворение конкретных потребностей. Им все равно, чем заниматься, именно поэтому они обладают повышенной гибкостью. Это мелкий бизнес, в котором в наибольшей степени проявляется дух свободного предпринимательства, с его постоянной нацеленностью на получение прибыли любыми средствами. Эти фирмы появляются там, где:
─ Другие предприятия не эффективны;
─ Где их просто нет;
─ Прочие фирмы не обеспечивают достаточного индивидуального подхода к клиентам.
Все эти субъекты не конкурируют друг с другом, а наоборот взаимно дополняют.