Вопрос 23. Стратегия «лидера» и «бросающего вызов».

Вопрос 22. Базовые конкурентные стратегии. Понятие рыночной силы и производительности фирмы.

2. Конкурентные стратегии.

Все стратегии, связанные с областью конкурентной борьбы делятся на две группы:

─ Стратегии достижения конкурентных преимуществ;

─ Стратегии защиты достигнутых конкурентных преимуществ.

В конечном счете, конкурентоспособность фирмы на практике можно определить по 2 показателям:

A. Рыночная сила фирмы – характеризует ее внешние преимущества и измеряется, как максимальная цена продаж товаров фирмы, которую принимает рынок в сравнении с ведущими конкурентами;

B. Производительность фирмы – это внутреннее преимущество фирмы, которое характеризует ее превосходство в отношении издержек производства, позволяющих добиться себестоимости меньшей, чем у самого опасного конкурента.

Выбираемые конкурентные стратегии будут определяться тем, на какое из преимуществ будет опираться фирма, а так же определяться уровнем претензий данной фирмы на своем товарном рынке.

В зависимости от соотношения этих факторов возможны следующие базовые варианты стратегий:

1. Фирма работает на рынок товара и имеет преимущество по издержкам. Основной стратегией является разработка внутрифирменных мероприятий по сохранению этого преимущества (снижение себестоимости):

─ Совершенствование технологий;

─ Совершенствование материала;

─ Подбор персонала;

─ Новый материал и т.д.

2. Фирма работает на рынок товара и имеет преимущества в отличительных свойствах товара. Основой стратегии является создание ситуации монопольной конкуренции по особенностям, в которой фирма имеет значительную рыночную силу;

3. Фирма не может охватить весь рынок и сосредотачивается на отдельных его сегментах. Основой стратегии становится специализация на нуждах отдельных групп потребителей сообразно тому, в чем фирма имеет преимущество.

 

На ряду с различными видами преимуществ для выбора стратегии имеют значение стартовые позиции на рынке, которые определяются долей рынка, приходящейся на продукцию фирмы.

 

 


Исходя из доли рынка, принадлежащей фирме, выделяют 4 типа конкурентных стратегий:

2.1.Стратегия лидера.

Фирма-лидер занимает доминирующую позицию на рынке, при чем это признают ее конкуренты и принимают эту позицию за точку отсчета своих претензий.

В зависимости от рыночной ситуации лидирующая фирма может использовать широкий набор действий:

2.1.1. Расширение первичного спроса:

Данная стратегия связана с основной экономической ролью лидера, т.е. формированием базового рынка и расширением глобального спроса на нем. Действия лидера должны быть постоянно направлены на выявление новых потребностей и на пропаганду существующих товаров. Эта стратегия имеет характер интенсивного роста.

2.1.2. Оборонительная стратегия:

Часто применяется фирмой-новатором, которую атакуют фирмы-имитаторы.

Методы стратегии:

─ Инновация и техническое усовершенствование продукции для дальнейшего отрыва от конкурентов;

─ Прямая атака путем ценовой войны и рекламы;

─ Интенсивный сброс продукции через все каналы сбыта.

2.1.3. Наступательная стратегия:

Применяется в массовом производстве, где наиболее четко проявляется эффект опыта. Основным методом данной стратегии является рост продаж, за счет снижения цен.

2.1.4. Стратегия демаркетинга:

Используется, как защита от обвинений в монополизме.

─ Сокращение уровня спроса за счет намеренного повышения цен на продукцию при уменьшении рекламной компании

2.2.Стратегия «бросающих вызов»:

Цель данной агрессивной стратегии занять место лидера и для ее реализации необходимо:

─ Определить удачный плацдарм для атаки лидера;

─ Правильно оценить его возможную реакцию.

Сама атака противника может носить как фронтальный, так и фланговый характер.

При фронтальной атаке используются те же методы, которые применяет лидер, без выяснения их слабых сторон (мощная реклама, осуществление интенсивных капиталовложений в НИОКР);

При фланговой атаке предусматривается борьба с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб. Это может быть регион, сбытовая сеть, сегмент, где лидер представлен не очень хорошо.