Базовые стратегии фирмы.
Вопрос 21. Базовые стратегии роста фирмы.
В конечном счете, вся деятельность фирмы описывается в координатах «Рост-Конкурентоспособность». Соответственно, и стратегии выбираемые фирмой связаны с изменениями ее позиций по этим направлениям.
1. Стратегии роста.
Рост – это фактор, влияющий на активность фирмы, стимулирующий инициативу и усиливающий мотивацию персонала.
Параметры роста:
─ Объемы продаж;
─ Объемы прибыли;
─ Размеры фирмы и т.д.
Выбор конкретных стратегий роста зависит от состояния базового рынка, на котором работает фирма и от состояния самой фирмы.
1.1.Интенсивный рост.
Применяется фирмой, когда не исчерпаны еще возможности, связанные с проникновением ее товара на рынок.
1.1.1. Проникновение на рынок:
─ Развитие первичного спроса (реклама);
─ Приобретение рынков (покупка фирм, слияние с другими фирмами);
─ Увеличение доли рынка, за счет привлечения клиентов конкурирующих фирм;
1.1.2. Развитие рынков:
─ Выделение новых целевых сегментов;
─ Освоение новых каналов сбыта (опт, сеть магазинов и т.д.);
─ Проникновение в новые географические зоны;
1.1.3. Развитие через совершенствование товаров:
─ Улучшение качества товаров;
─ Добавление новых функциональных характеристик товаров;
─ Восстановление позиций устаревших товаров, за счет их модернизации (частичные улучшения)
1.2.Интегративный рост (объединение).
1.2.1. Интеграция назад:
Предполагает более тесный контакт с поставщиком, вплоть до его поглощения, с целью защиты своего источника снабжения.
1.2.2. Интеграция вперед:
Предполагает более тесный контакт с посредником, вплоть до его поглощения. Применяется для обеспечения контроля над выходными каналами сбыта.
1.2.3. Горизонтальная интеграция:
Это поглощение или контроль определенных конкурентов. Применяется с целью устранения мешающих фирм, получения доступа к хорошо развитой сбытовой сеть и к новым технологическим тайнам.
1.3.Рост через диверсификацию (расширение).
Применяется, когда производственная цепочка фирмы представляет мало возможностей для роста продаж освоенных товаров.
1.3.1. Концентрическая диверсификация:
Представляет собой поиск видов деятельности, дополняющих существующие в плане технологическом или коммерческом (супермаркеты);
1.3.2. Чистая диверсификация:
Это освоение новых видов деятельности не связанных с традиционной деятельностью фирмы (перепрофилирование), т.е. развитие технологий;
1.3.3. Горизонтальная диверсификация:
Это освоение новых не профильных видов продукции, улучшающих реализацию традиционных товаров (сервис).
1.4.Совмещение предприятий.
1.4.1. Соединение дополняющих друг друга технологически, финансово и организационно предприятий (НПО, холдинг и банк);
1.4.2. Объединение нескольких малых предприятий против большой конкурирующей им компании.