Нормы управляемости

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ НОРМИРОВАНИЯ И ОПЛАТЫ ТРУДА

 

5.1 Сущность и содержание законодательного нормирования труда.

Нормирование труда предполагает определение меры затрат труда по количеству и качеству, по каждому участку производства и виду работ. Такой мерой труда является рабочее время, необходимое для выполнения каждой отдельно взятой работы (операции) в существующих организационно-технических условиях.

Мера труда, как абсолютное количество совокупного рабочего времени, необходимого для производства единицы определенного вида продукции, или выполнения определенной работы на конкретном предприятии приобретает специфическую форму, которая находит свое выражение в норме труда.

Норы труда устанавливаются с помощью методов нормирования. Следовательно, нормирование труда представляет с собой процесс установления величины затрат рабочего времени в виде нормы труда на выполнение определенной работы в наиболее рациональных организационно-технических условиях.

Законодательное предоставление нормирования труда в Трудовом Кодексе РФ, в главе 22, статьях 159-163.

В современных условиях состояние нормирования труда резко ухудшилось, практически прекращена деятельность по экономии затрат труда и пересмотру норм, отсутствует норм, отсутствует единая политика в организации труда на предприятиях, не входящих в бюджетный сектор экономики. При таком положении дел нормирование труда и повышение производительности труда должны рассматриваться как важнейшие составляющие в организации производства.

Законодательно определены:

-нормы времени;

-нормы выработки;

-норма обслуживания.

Норма времени(Нt)- это величина затрат рабочего времени(в н, м), установленная для выполнения единицы работы (производственной операции, комплекса операций, одного изделия и т.д.) одним работником, или группой работников(бригады) определенной квалификации в данных организационно- технических условиях.

В соответствии с нормами времени рассчитываются другие нормы труда.

Нормы выработки (Нв)- это установленный объем работы в натуральных единицах (шт, м, т и т.д.), который должен быть выполнен в единицу рабочего времени- рабочую смену, час и т.д. работником или группой работников (бригадой) определенной квалификации в данных организационно- технических условиях.

Такие нормы выработки для работников, производящих продукцию (сдельщиков), поддающуюся количественному контролю и учету, если одна и та же работа систематически выполняется в течении всей сменыи при неизменном количественном составе исполнителей.

Норма обслуживания - это установленный объем работы по обслуживанию работником, или группой работников (бригадой) определенного количества объектов (единицу оборудования, производственных площадей, рабочих мест и т.д.) в течении рабочей смены, рабочего месяца или иной единицы рабочего времени в данных организационно- технических условиях.

Эти нормы предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, рабочих мест и т.д. Кроме того, нормы обслуживания разрабатываются для установления норм времени (выработки) при многостаночной работе, а также в тех случаях, когда нецелесообразно нормирование труда работников на основе норм времени (выработки), т.е. при полной автоматизации работы, на аппаратных процессах и т.д. Величина нормы обслуживания производна от установленной нормы времени на единицу обслуживаемых объектов и от нормы продолжительности рабочего времени.

Нормы могут устанавливаться на неопределенный срок или временно. Нормы труда, установленные на неопределенный срок, действуют до момента их пересмотра или замены в связи с проведением организационно-технических мероприятий.

Временные нормы устанавливаются на период освоения продукции, техники3, технологии или организации производства и труда при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.

Нормы могут устанавливаться на отдельные работы, носящие единичный характер (аварийные, случайные и другие, не предусмотренные технологией или планом), и действовать пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы. После выполнения работы, на которую установлена разовая норма, утрачивает значение.

В ст.160 ТК названы не все нормы труда. Не упоминаются нормативы численности, а также нормативные задания. Однако это не означает, что такие нормы труда утратили свое существование. Видимо, в данном случае законодатель пошел по пути перечисления тех видов норм труда, которые имеют наибольшее распространение.

Нормированное задание это установленный при повременной оплате труда суммарный объем в часах или натуральных показателях (штуках, тоннах и др.), который работник или группа работников (в частности, бригада) обязаны выполнять за рабочую смену, рабочий месяц (соответственно сменное и месячное нормированное задание) или иную единицу рабочего времени.

В нормированных заданиях для рабочих повременщиков указываются объем работ, зона обслуживания, регламент выполнения заданий исходя из технически обоснованных норм и нормативов трудовых затрат.

Нормированные задания необходимо отличать от применяемых на практике производственных заданий, устанавливаемых рабочим – сдельщикам дополнительно ук нормам выработки (времени). Производственные задания не являются нормами труда, а служат в качестве показателей нормирования, учитываются обычно при премировании.

Норма численности работников – это установленное их число соответствующего профессионально-квалифицированного состава для выполнения определенных производственных управленческих функций или объемов работ.

По нормам численности определяются число работников для обслуживания оборудования, рабочих мест, производственных площадей и т.п., а также затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям в целом по предприятию или цеху.

 

Норма управляемости (диапазон контроля)- число работников, которыми может эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства - это 3-5 человек. На среднем- 10-12 человек. На низшем - до 25-30 человек. Норма управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет на число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления.

 

Так, узкой специализации работ в организации соответствует низкая норма управляемости. Соответственно организация имеет “высокую” организационную структуру, управленческая иерархия имеет много уровней (руководитель организации - руководитель управления - руководитель отдела - исполнитель).

 

Важно сознать, что в крупных организациях административный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.

Имеется два понятия, которые относятся к координации и линейным полномочиям. Этот принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.

Согласно ПРИНЦИПУ ЕДИНОНАЧАЛИЯ, работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед этим человеком. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего начальника к руководителю высшего ранга по данному вопросу. Также руководитель высшего ранга не может выдать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. Конечно, благодаря власти и неформальным отношениям, людям удается иногда обойти цепь команд даже в организациях типа вооруженных сил, где жестко обеспечивается соблюдение этого принципа. При большой длине цепи команд соблюдении е принципа единоначалия может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений в некоторых случаях. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма. Поэтому большинство организаций пытаются его применять.

ОГРАНИЧЕНИЕ НОРМЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ. Норма управляемости, определяется количеством работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю, устанавливается посредством делегирования линейных полномочий. Неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает координацию почти невозможной.

Теоретики управления значительное внимание уделили определению того, какой должна быть идеальная норма управляемости. Особенно была заинтересована этим вопросом “административная ” школа управления. Предлагается широкий диапазон чисел, причем ряд авторов считал наилучшей норму от 7 до 10 подчиненных. Однако, современные исследования показывают, что величина нормы широко варьируется. Уровень управления, характер выполняемых задач, характеристики подчиненных и относительные способности руководителя- все это играет роль в определении количества людей, непосредственно и эффективно контролируемых руководителем.

Если не удерживать нормы управляемости на достаточно низком уровне, руководство будет не в состоянии не только выполнять обязанности по координированию, но и контролировать деятельность, повышать квалификацию и мотивацию подчиненных.

Сущность команд и длина их цепи должны соответствовать конкретной ситуации. Наилучшим способом обеспечения эффективности управления является единоначалие, когда каждый подчиненный имеет одного начальника, получает от него указания и отвечает только перед ним. Принцип предполагает подачу команд по цепи соподчинения и руководитель низового звена не может решать производственные вопросы с самым высоким начальником, минуя промежуточных. Точно также руководитель высшего звена управления не может отдавать приказы низовым звеньям, минуя какие-нибудь промежуточные. Соблюдение этого принципа жестко обеспечивается и в армии.

Путем делегирования линейных полномочий устанавливается также норма управляемости. Стремясь к наибольшему объему контроля, руководители путаются сохранить за собою наибольшее количество подчиненных. Но многолетний опыт показал, что чем меньше норма управляемости, тем выше уровень координации.

 

На многих предприятиях стремились установить постоянную норму управляемости. Но исследования показали, что величина нормы в каждом конкретном случае зависит от множества факторов. На нее оказывают влияние уровень управления, характер выполняемых задач, уровень общего развития и профессионализм подчиненных, управленческих качеств руководителя.

Общим является только то, что необходимо стремиться к минимальной норме управляемости, что способствует эффективной координации действий и постоянному контролю за подчиненными.

Объем полномочий, которым наделяется руководитель на определенном уровне управления, определяется в соответствии со следующими принципами:

1. Характером решаемых проблем. Чем больше их важность и разнообразие, тем значительнее полномочия у данного руководителя.

2. Развитостью системы коммуникаций. Предполагает , что чем легче установить связь с руководителем , тем меньше подчинены требуется полномочий.

3. Личными особенностями исполнителей. Данный принцип заключается в том, что чем выше образование, опыт, ответственность, тем больше сотруднику может быть представлено полномочий.

4. Морально- психологическим климатом организации. В соответствии с данным принципом объем полномочий тем больше, чем благоприятнее морально-психологический климат, так как в этом случае меньше вероятность , что сотрудники будут ими злоупотреблять.

 

Распределение полномочий осуществляется исходя из:

 

1. Достаточности их для решения возникающих вопросов;

2.Четкой определенности полномочий по взаимодействующим должностям;

3.Обязанности исполнителя самостоятельно принимать соответствующие решения и нести за них ответственность в рамках своих полномочий.

Нормы управляемости, отражая прогрессивные тенденции совершенствования управления производством, позволяют рационально и эффективно организовать работу аппарата управления.

Норма управляемости - это установленная численность работников или структурных подразделений, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.

Разработка норм управляемости основывается на изучении влияния различных факторов на трудоемкость управления подчиненными работниками и их фактической численности.

Последовательность разработки норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений организаций можно изобразить в виде схемы.

 

 

1. В подготовительный период определяют показатели, на основании анализа которых проводится выбор базовых организаций для разработки норм управляемости. Показателями, используемыми для отнесения организаций к числу базовых являются: рентабельность, прибыль, рост объемов производства и производительность труда.

Анализ показателей производится не менее чем за 3 года, что позволяет установить динамику показателей и исключить тем самым возможность случайного отбора организаций в качестве базовых.

2. Параллельно с выбором базовых организаций на основе логического анализа определяют факторы, влияющие на трудоемкость управления подчиненными работниками. При выборе факторов целесообразно в качестве основных принимать те из них, числовые величины которых могут быть точно определены из статистической и бухгалтерской отчетности. Следует отказываться от факторов, требующих проведения специальных расчетов для их определения.

При разработке норм управляемости для мастеров в качестве факторов могут быть приняты:

- численность рабочих в цехе (участке);

- объем выполняемых работ в натуральных измерителях;

- номенклатура выпускаемой продукции;

- средний разряд работ (рабочих);

- количество смен работы;

- количество рабочих мест на участке;

- тип производства;

- количество технологических операций;

другие факторы.

Кроме факторов, установленных на основе логического анализа, для расчета норм управляемости используют также следующие исходные данные:

- общие сведения об организации (наименование, местонахождение, подчиненность, основные виды продукции в абсолютных величинах и т.п.).

- штатное расписание руководителей, специалистов и других служащих в разрезе функциональных и производственных структурных подразделений.

- среднесписочную численность работников по категориям.

- должностные инструкции руководителей производственных структурных подразделений, а при необходимости и функциональных подразделений.

3. Составляется баланс рабочего времени путем сбора, систематизации, анализа и обобщения исходных данных. Исходными материалами для построения рационального баланса служат данные о затратах рабочего времени, полученные методом выборочного наблюдения – фотографии и самофотографии рабочего дня, а также моментных наблюдений.

4. На основе данных о численности рабочих, закрепленных за одним мастером и численных значений факторов путем применения корреляционно – регрессионного анализа выводятся нормативные формулы для определения норм управляемости в виде степенных или линейных уравнений регрессии.

 

где Н – норма управляемости

х, х……х – численные значения факторов, определяющих норму управляемости;

а ,1 а1

 

 

Существуют объективные пределы расширения сферы ответственности руководителя без потери управляемости системы. То есть оптимальная норма управляемости, которая в свою очередь зависит от целого ряда факторов. Сюда относятся:

1.Важность выполняемой работы: чем ответственней работа сотрудника, тем большего внимания заслуживает его деятельность. Поэтому в непосредственном подчинении президента компании находится меньше людей, чем у управляющего нижнего уровня, принимающих менее ответственные решения.

2.Уровень стандартизации трудовых процессов: чем больше организация полагается на стандартизацию трудовых процессов, тем выше может быть норма управляемости. Это связано со снижением потребности в прямом контроле со стороны менеджера. В качестве примера можно взять организационные звенья на предприятиях массового машинного производства, где используется труд низко квалифицированных рабочих и на одного бригадира, таким образом приходится от 50 до 90 рабочих. Отсюда вытекает следующий фактор

3. Уровень профессиональной подготовки работника: чем более обучены работники, тем меньше вниманию они требуют от руководителя и тем больше может быть норма управляемости.

4. Личные способности руководителя и его стремление к власти также влияют на норму управляемости. Например «прирожденный» руководитель может значительно превышать рекомендуемые значения, разработанные для менеджеров со средними способностями.