В дополнение к этому — мотовство королевского двора, расшвыри-
вание денег,создание синекур для своих фаворитов. Пенсии современкоролевыЕлизаветы с 18тысяч фунтов выросли до 120тысяч. Расходы на содержаниекоролевского семейства выросли почти вдвое, достигнувсуммы80 тысяч фунтов. И все это шло вперемешку сперманентнымподавлениемрефлексов людей1.
Воистину только самое некомпетентное правительство может столь успешно возбуждать народ против себя самого и оказаться столь неповоротливым, столкнувшись с результирующими беспорядками.
Положение дел с французской аристократией и правительством Людовика XIV накануне революции печально известно... Аристократия была совершенно ре способна сопротивляться и не сделала никаких необходимых уступок. Ришелье систематически ослаблял горделивый норов аристократии; Людовик XVI продолжил его дело. Пребывая в эпикурейской похоти, бессловесная и изнеженная аристократия была совершенно бессильной. Скандальное и безнравственное поведение, дань моде и бессмысленному либерализму, утраченная вера в свои собственные права, паразитический образ жизни и полное непонимание ситуации — вот характерные черты французского нобилитета. Даже в 1789—1790 годах "аристократия продолжала улыбаться", не понимая, что началась революция.
За долгие столетия до того французская аристократия успешно выполняла важные социальные функции, которые достались их предкам Л1цнь как привилегии. Такое положение дел не могло долго сохраняться2. Король может быть, конечно, человеком благородным, добросердеч- и веселым. Но вспомним мудрые слова Наполеона: "Если люди °Рят, что король мил, то это значит, что он дрянной правитель".
замечает» что "тиРания Карла была если не самой жестокой, то, по г ыИ самой несправедливой из всех царствований в Англии". 552-^5544 эн в свосй книге "Происхождение современной Франции" (С. 8, °°вРем веРН0 подмечает: "Какой бы ни был общественный институт, но если Расцен^Нники обозревают его в течение сорока поколений, то их не следует Ность Вать как плохих судей. И если они доверяют ему свою волю и собствен- Нуяело Делают это исключительно пропорционально его достоинствам. Не Не°босн ДаТЬ от человека благодарности за ничто, за ошибку или восхваления И сДиц1*°Ванных привилегий без должных на то причин. Человек эгоистичен к°м завистлив ко всему такому".
10 п
1Итирим Сорокин 289
Людовик XVI не ведал, как повести себя, он не знал даже, 0 помыслить в сложившейся ситуации. Его правительство, возможи^[144]и было честнее всех остальных, но при этом оно было правительств кризиса. В средние века короли династии Капетингов считались "зацц^1 никами народа", хотя на самом деле не были таковыми. Но если кор0 Т больше уже не верховный командующий армией, не высший судья ^ защитник городских коммун, то кто он? ' е
А рядом с ним — Мария Антуанетта и весь "лакированный" свет блестяще знакомый с Вольтером и Руссо, но безвольный, неэнергичный и не желающий вникать в суть обстановки. Беспомощность власти проявилась и в начале революции — 6 мая 1789 года — при открытии Генеральных Штатов, да и во многих других событиях революции Попервоначалу правительство еще пыталось притормозить разворачивающуюся драму революции, но вскоре бросило это дело, своей бездар. ностью лишь дополнительно раздражая народ. То же самое произошло и во взаимоотношениях с армией. Короче, так длилось до самой казни короля. "Дожди шли с первого дня". Людовик XVI весной и летом 1789 года все еще полагал, что он король, хотя далеко уже не был таковым. Он был лишен власти и славы.
А разве то же самое не повторилось в русской революции? Император Николай был буквальной копией Людовика; императрица Александра Федоровна — копией Марии Антуанетты. А придворные? Разве дряхлый Горемыкин, некомпетентный Штюрмер, сумасшедший Протопопов и ненормальный Вырубов и многие другие не были скопированы с придворного круга Людовика XVI? Ни одного министра здравомыслящего и властного. Перед нашими глазами — целая галерея физических и психических импотентов, бесталанных правителей, женственных и циничных карликов'.
Простого сопоставления этой картины с той, что наблюдалась тридцать лет до этого, в правление императора Александра III, достаточно, чтобы увидеть, к каким катастрофическим результатам приводит дегенерация власти и правящих кругов.
Что же происходит при этом саристократией? В былые времена, подобно французской знати, она успешно выполняла важные функции администрирования, суда, защиты отечества, то есть когда она целиком была поглощена государственными делами. Тогда ее привилегии были обоснованными. Но к концу XVIII века, после издания указа о вольности дворянства при сохранении всех привилегий, начался процесс вырождения. Потихоньку класс превращался всоциального паразита, аего претензии — внеобоснованные злоупотребления. Подавляющеебольшинство дворян попросту растрачивали богатства, накопленныеих предками, время от времени выкачивая дополнительные средстваиз государственной казны. Когда же на миг возрастала активность дворянства, как было, кпримеру, в1905 году, ее порождала не столько забота о благополучии страны, сколько примитивно хищнические аппетиты.
Вот почему не следует удивляться приговору истории, вынесенному русской аристократии, и пределу, который был положен этому наросту на теле России. Не удивляет нас также и полное отсутствие энергИ класса в самозащите, в обороне старого режима иего сердцевин — самодержца. Гибель русской аристократии произошла безо вСЯК°0Х героизма. Нечто подобное можно наблюдать и на примереДРУ1^ революций. Все они подтверждают нашу догадку относительно втор
ины революций — вырождение элиты общества. История "терпит"яР ическпе,жестокие, циничные правительства, но до поры до време- ка они сильны, покуда они хотят и знают, как управлять государ- 00* п Несмотряна вре негативные стороны их правления, они полезныство^'
o^fjfcccильные и "добрые", бессмысленные и паразитические, высо-
ерные и бесталанные правительства истории долго не выносит. К°МВьФоЖДение власти правящих классов, если их положение исключило икастообразно, рано или поздно становится неизбежным. Вызва-^ этодействием биологических и социальных факторов1. й° Отпрыски талантливых правителей, как, к примеру, потомки русско-французскогонобилитета, совершенно не похожи на своих отдален- Гух предкови, вместо того чтобы быть правителями "божией мило- Й становятся, вследствие полного отсутствия управленческого та- мнта, " рабами от рождения".
Подобноевырождение всегда очень опасно для любого общества;в периодыкризиса оно предвещает катастрофу. Общее состояние дел в такиемоменты усложняется еще и тем, что все тот же социальныйпроцессдействует ив обратном направлении, то есть среди отпрысков угнетаемой части населения. Их дети иногда рождаются с качествами"прирожденныхправителей".
Если "механизм социального распределения" работает совершенно и размещает первых в подчинительное положение, уступая позициилидерамвторых, то из этого не следует никакого общественного ущерба. Принцип, столь необходимый процветающему обществу, гласит: "Каждому по его способностям (особенно врожденным)". В данном случае он не будет нарушен. Но, увы! До сих пор еще ни одному обществу не удалось продемонстрировать свою способность к подобной циркуляции членов. Множество обстоятельств способствуют тому, что "полноправные правители" остаются у вершин власти, занимая те же позиции, что и их предки. Тоже распределение сохраняется и среди "головастиков" низших классов. Общественный баланс, таким образом, нарушается обоюдоостро.
Когда аристократия сильна и талантлива, то никакие искусственные барьеры не нужны для защиты ее от посягательств со стороны "выскочек". Но когда она бесталанна, то в искусственных препонах ощущается такая же острая необходимость, как костыль инвалиду, что, собственно, и происходит в истории. В периоды застоя в дореволюционные эпохи вырожденцы правящего класса прибегают исключительно к искусственным средствам для предотвращения процесса проникновения в их среду головастиков" из низов и для монополизации всех высоких общественных позиций. Нечто подобное произошло в Древнем Риме, когда в сере- II века до н. э. был принят закон о закрытии всех высших постов стране для инородцев. Иая уЛедование циркуляции элиты во Франции показывает, что начи- об с XVII—XVIII веков проникновение "головастиков" из нижних слоев пРеоТВа В высшие страты сопровождалось громадными трудностямивыпоДОЛения многих барьеров протекционизма, с помощью которых По-fr, Ждаю1Дийся правящий класс пытался сохранить свои монопольныеП0ЗДЧИИ В обществе[145].
aarJ^ подобное мы наблюдаем и в истории Англии, когда накануне некой революции аристократы во главе с королем пытались
прекратить продвижение из нижних слоев общества наверх. Особе это касалось представителей среднего класса, к тому времени д0НН° точно окрепшего. Более того, предпринимались попытки столки^ их еще "ниже", лишая их ранее принадлежащего права соучас^ в правительстве.
То же происходило и с российским обществом накануне револют» 1905 года, когда вырождающийся правящий класс упорно отказын в соучастии талантливым "самородкам", "самоучкам" из других сло^ не желая урезывать себя в правах и готовый отвергнуть любых талан*' ливых "пришельцев", таких, к примеру, как Витте[146].
Нетрудно понять, что благодаря подобным мерам на вершине обще ства аккумулируются "бездарные правители", а "головастиков" у 0с нования пирамиды власти становится все больше и больше.
Давление, которое оказывают первые, возводя все новые и новые барьеры для сохранения за собой высоких общественных позиций, становится все сильнее, равно как и чувство "подавленности" внизу. Рано или поздно эти барьеры должны быть разрушены. Кризис общества лишь ускоряет этот процесс. Когда же наступает революционный взрыв то все барьеры и препоны на пути свободной циркуляции разрушаются одним ударом. Безжалостная революционная метла начисто выметает социальный мусор, не задумываясь при этом, кто виновен, а кто нет. В мгновение ока "привилегированные" оказываются сброшенными с высот социальной пирамиды, а низы выходят из своих "социальных подвалов". В "сите" селекции образуется огромная щель, сквозь которую могут проникнуть все индивиды безо всякой дискриминации. Но на второй стадии революция устраняет свои же собственные ошибки, воздвигая новое "сито", и циркуляция обретает обратное движение. Именно так, а не иначе развивались все революции.
. "Головастики", достигшие вершин, сливаются с"остатками" нераз- ложившейся аристократии, перегруппируя тем самым весь социальный организм. Со временем после "операции" весь общественный агрегат м,ожет вполне успешно функционировать до тех пор, пока не накопятся нбвые "репрессии", "паразитизм" и"разложение", которые приведут к новому революционному взрыву. Но если "головастиков" у основания общественного конуса недостаточно или они отсутствуют вовсе, то есть нет реальной замены выродившейся власти, тогда все общество вновь погрузится в глубокую депрессию. В истории Рима это происходилоне раз. История понуждала знать к постоянному поиску "головастикоз среди вольноотпущенников, плебеев, рабов, варваров. Увы! все их попытки были тщетными. Но вот иэтот источник был исчерпан — то было смертным предвестием гибели западной Римской империи. Таков круговорот истории. Таким был он до Ноя, таким остается исейчас.
Основные причины, порождающие вторую стадию революции. Из всего того, что было сказано, со всей очевидностью явствует,чт вторая стадия революции — контрреволюция — логически вытекае из первой стадии.
Если главная причина первой стадии заключена в "репрессии" баз\ вых инстинктов масс, то можно быть уверенным, что и вторая стади вызывается к жизни той же причиной. 0
Как мы видели ранее, первая стадия всякой глубинной революИ не устраняет самого факта подавления, а, напротив, лишь усилив
Поведение масс, управляемое ныне только элементарнымиef°•овными рефлексами, становится неуправляемым: одни безус- безУсЛс рефлексы подавляются другими, одна личность подавляет ло0нь1^вляет другими и т. п. Голод, вместо того чтобы сокращаться, и ^^ает, в результате пищеварительный инстинкт репрессируется в°3РасИ пьн'ее, чем до революции. Безопасность человека становится еШе ^олее проблематичной; смертность возрастает катастрофически;
ду царят преступность, голод, эпидемические заболевания. П°Втоге рефлекс самосохранения оказывается еще более подавленным. Ви оПриации, начавшись с богачей, распространяются на все деление, возрастают реквизиции и обложение, которые еще сильнее павляют собственнический инстинкт. Сексуальная вседозволенность яавляет половой инстинкт. Деспотизм нового правящего класса подавляет инстинкт свободы.
Короче,какой бы группы инстинктов мы ни касались, за редчайшим сключением, во всех наблюдается возрастание репрессий, причем чем значительнее это подавление, тем глубже революционный кризис общества. Во всем этом "примитивном хаосе" — bellum omnium contraomnes1*— происходит всеобщее подавление всех инстинктов. Именно для этих периодов истории, как никогда, приложима теория Гоббса (который, между прочим, развил ее после опыта английской революции), и этими периодами она подтверждается. Люди становятся все менее адаптивными к окружающей среде и взаимным отношениям. Ихсовокупнуюоценку всего происходящего можно выразить словами: "Дальше так жить невозможно, нужен порядок, порядок любой ценой".
Люди, обученные непреклонным учителем — голодом, холодом, болезнями, нуждой и смертью, стоят перед дилеммой: погибнуть, продолжая революционный дебош, или все же найти иной выход. Горький и трагический опыт принуждает людей взглянуть на мир по-иному. Многое, что ими воспринималось как "предрассудки", многое, от чего они сами себя "освободили", есть всего лишь комплекс условий, необходимых для комфортной социальной жизни, заложенный в существовании и развитии самого общества.
И вот требование безграничной свободы сменяется жаждой порядка; хвала "освободителям" от старого режима сменяется восхвалением 'освободителей" от революции, иными словами — организаторов порядка. "Порядок!" и "Да здравствуют творцы порядка!" — таков всеобщий порыв второй стадии революции. Таковыми были Рим во времена Цезаря и Августа, Богемия под конец революции (гуситских войн), ^нглия во времена протектората Кромвеля, Франция при восхождении Наполеона, таковой является сейчас Россия.
Сумасшедший выход энергии во время первой стадии революции как итог, ускоренное истощение энергетического запаса человечес- п Го °Рганизма. А эти запасы вовсе не безграничны. Человек — не рпетуум мобиле. Усталость усиливается вдобавок голодом и нуждой, Р пятствующими восстановлению затраченной на первой стадии рево- аль JHePrHH- Эта усталость действует изнутри, порождая индивиду- ЙЙИНУ» апатию, индифферентность, массовую вялость. В таком состоя- энепНаХ°Д~ятся все и нет ничего проще подчинения их некой
ПеРв^ЧН°^ гРУпп°й людей. И то, что было практически невозможно на ние °И стадии революции, сейчас осуществляется с легкостью. Населе- ' пРеДставляющее собой инертную массу, — удобный материал для
в°ина всех против всех (лат.).
социальной "формовки" новым "репрессором". Таким образом, име революция неизбежно создает все условия для возникновения деспот тиранов и принуждения масс.