ЛЕКЦИЯ I.
Введение в методику преподавания географии.
План:
1. Методика преподавания географии как наука, предмет, задачи, структура.
2. Источники развития методики преподавания географии.
3. Научные основы специальной методики преподавания географии, взаимосвязь с другими науками.
I. Методика преподавания географии (специальная) - сравнительно молодая и мало разработанная, стоит в ряду педагогических наук.
Это прикладная наука, поскольку, опираясь на теорию, она решает практические задачи обучения, воспитания, развития и коррекции интеллектуальных и речевых недостатков у детей с нарушением интеллекта.
Преподавание географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, так же как и в массовой, решает общие учебно-воспитательные и специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с нарушением в развитии и спецификой самого предмета.
Предметом изучения методики преподавания географии является процесс обучения географии, формирование элементарных географических представлений и понятий у детей с нарушением интеллекта, способствующего формированию гуманистических представлений об окружающем мире, воспитанию и развитию личности, коррекции познавательной деятельности.
В процессе изучения элементарного курса географии ученики специальной (коррекционной) школы VIII вида приобретают определенную систему знаний, представлений, понятий, суждений.
Географическое представление - это воспроизведение в сознании ученика образа географического объекта, который возникает в процессе непосредственных наблюдений школьников за предметами и явлениями, а также при использовании наглядных пособий.
Объект исследования это учебные планы, программы, учебники, организационные формы и закономерности обучения.
Говоря о задачах специальной методики преподавания географии, как прикладной науки, выделяют следующие задачи:
1. Определение основной направленности обучения географии детей с отклонением в развитии.
2. Установление объёма и содержания естествоведческого (географического) образования, доступного, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, для данного контингента детей.
3. Разработка содержания обучения методических принципов обучения и определение условий реализаций дидактических принципов применительно к данному учебному предмету.
4. Исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, способствующей эффективной организации уроков географии, коррекции речевых недостатков и интеллектуальному развитию.
5. Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами содержания предмета географии.
II. Методика преподавания географии – как и любая другая наука иерархическая, состоит из трех ступеней.
I. Система понятий, в которой отражаются основные теоретические концепции. Методические закономерности обучения географии, научно теоретические положения системы преподавания географии. |
II. Цели, задачи содержания учебного процесса, методы и средства обучения. |
III. Методические рекомендации к изучению программных тем. Практика. |
Методика обучения географии - наука иерархическая, разнопорядковая. Ее первую ступень составляет система понятий, в которой отражаются основные методические концепции. Сюда входят методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения географии и сформулированные на их основе научно-теоретические положения системы обучения географии, чтению географической карты. Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
На второй ступени иерархии располагаются цели, задачи, содержание учебного процесса, методы и средства обучения, виды практических упражнений по географии. Все эти методические категории формируются на основе теоретических концепций науки. Так, с учетом особенностей умственно отсталых школьников и методических закономерностей их обучения выдвигаются конкретные задачи пропедевтического периода при изучении природоведения, определяются основные методы обучения детей на данном этапе (5 класс).
Третья, последняя ступень методики представлена методическими рекомендациями к программным темам, например, система изучения природных зон, животный мир и растительность Африки и др. Все ступени этой иерархической лестницы тесно связаны друг с другом, взаимообусловлены. Чем детальнее, стройнее разработана концептуальная система науки, тем точнее ставятся цели, тщательнее отбирается учебный материал, целенаправленнее используются методы и приемы обучения, тем больший эффект дают методические рекомендации по отдельным темам программы.
Недооценка одного из звеньев методики преподавания географии приводит к хаотичности в поиске приемов работы и случайности их выбора, к неумению правильно определять цели уроков, обосновывать отбор средств обучения и видов занятий. Методическая практика может стать эффективной, только если она будет постоянно опираться на методическую теорию. В этом случае методическая практика окажется и мощным средством для развития методики как науки.
Подобное взаимопроникновение теории и практики, их постоянная взаимосвязь особенно важны для методики преподавания географии в специальной школе, поскольку она является достаточно молодой отраслью знаний.
III. Источники развития методики преподавания географии:
Изучение и обобщение передового опыта учителей – предметников (географии).
Педагогический эксперимент.
Наблюдение.
Метод изучения детских практических работ.
Изучение и анализ научно – методической литературы.
Ученые и методисты НИИ дефектологии (в настоящее время НИИ коррекционной педагогики) и кафедр олигофренопедагогики педагогических вузов России проделали большую работу по улучшению качества программ, созданию учебников по географии для специальной (коррекционной) школы VIII вида, методических пособий в помощь учителю (Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина) Но еще больше предстоит сделать. В совершенствовании специальной методики как науки должно проявиться содружество вузовских методистов и учителей.
Не случайно одним из главных источников ее развития и методом научного исследования является изучение опыта учителей, а также обобщение ими собственной практики работы. Анализ прогрессивного опыта одного учителя или коллектива преподавателей, выявление основных закономерностей обучения географии, их психологическое обоснование, установление логики взаимодействия выявленных закономерностей и используемых методов и средств обучения нередко приводят к созданию определенных методических концепций, действующих в рамках одного раздела программы, всего курса или обучения географии в целом. Именно таким путем была создана и теоретически обоснована методическая система работы с географической картой на уроках географии А.С. Баркова, которая в дальнейшем получила развитие в трудах Т.И. Пороцкой, а позднее и в работах других методистов.
Наиболее важным методом исследования и средством совершенствования методики считается педагогический эксперимент. Этот метод ценен тем, что обладает высокой степенью доказательности. Эксперименту предшествует выдвижение рабочей гипотезы, которая уточняется и развивается в процессе его организации. Различают два вида эксперимента: естественный, осуществляемый в ходе обычной классной работы, и лабораторный, который проводится в специально созданных условиях.
Лабораторный эксперимент используется в методике реже, чем естественный. Вместе с тем посредством лабораторного эксперимента легче определить, например, степень эффективности приемов индивидуального подхода, способов объяснения условных обозначений на географической карте. Как правило, лабораторный эксперимент дополняет естественный.
В качестве метода научного исследования используется и наблюдение за процессом обучения школьников на уроках географии. Научные сведения этот метод дает только в том случае, когда им пользуются систематически и достаточно длительное время. С его помощью можно получить необходимые сведения о работоспособности различных групп учащихся или отдельных учеников в процессе выполнения практических работ по географии, самостоятельной работы с контурными картами и сделать вывод о допустимом объеме учебного материала; можно определить степень активности школьников при использовании игровых приемов, рассчитанных на детский коллектив. Данные наблюдений очень строго и последовательно фиксируются в виде протоколов, магнитофонных записей, фотографий. Наблюдение, также как лабораторный эксперимент, применяется в совокупности с другими методами (с обучающим экспериментом, обобщением передового опыта работы).
В научном поиске наряду с наблюдением широко применяется метод изучения детских работ и документации. Анализ письменных упражнений, тестов и изложений, контрольных и проверочных работ дает богатый материал для оценки эффективности того или иного способа подготовки учащихся к выполнению различных видов заданий, возможностей детей в самостоятельной работе, степени продуктивности их деятельности на различных этапах урока географии. Разбор ошибок в детских работах и изучение медицинских и анамнестических документов помогают определять особенности отдельных групп учащихся, выявлять характер их затруднений, намечать пути коррекционного воздействия.
Как и наблюдение, метод изучения детских работ и документации применяется во взаимодействии с другими методами исследования.
Большое значение для роста научного потенциала методики имеет анализ научно-методической литературы.Изучение литературных источников дает возможность знакомиться с тем, как освещалась та или иная тема в методической литературе прошлого и как она отражена в современных публикациях. В зависимости от состояния вопроса литература выдвигает те или другие проблемы научного исследования.
Анализ литературы способствует выявлению основных подходов к предмету исследования, осознанию того, как решить поставленную проблему. На основе изучения литературы, а также имеющегося у исследователя опыта работы оформляется рабочая гипотеза. Анализ методической литературы всегда предшествует проведению самого исследования и продолжается в процессе экспериментальной работы.
Главная задача настоящей методики заключается в изучении закономерностей, которые проявляются в процессе обучения школьников географии, и создании на этой основе собственной концептуальной системы.
IV. Взаимосвязь с другими науками.
Однако методика представляет собой сложную отрасль знаний, сформировавшуюся во взаимодействии с другими науками - такими, как специальная психология, олигофренопедагогика, естествознание, методика географии в массовой школе. Именно данные этих наук, прежде всего, учитываются специальной методикой географии. Из них она черпает информацию об общих объектах исследования. Полученные сведения преломляются через собственный предмет исследования, трансформируются в собственные методические факты и включаются в понятийный аппарат данной науки.
В первую очередь научные поиски связывают методику географии с олигофренопедагогикой.
В соответствии с рекомендациями олигофренопедагогики, методика определяет содержание материала по географии и придает ему коррекционную и практическую направленность, при создании системы работы по тому или иному разделу учебной программы; опирается на дидактические принципы, содержание которых отработано олигофренопедагогикой; использует методы обучения с учетом тех специфических требований к ним, которые также сформулированы специальной дидактикой.
Методика географии в коррекционной школе широко опирается на данные об умственно отсталом ребенке, которые предоставляет психология. Психологические исследования познавательных процессов и особенностей речевого развития учащихся помогают определять оптимальные пути обучения географии, предусматривать возможные трудности, отбирать материал, дифференцированно планировать приемы работы, виды заданий.
В свое время специальная психология выявила такую особенность умственно отсталых детей, как смешение зрительных представлений о предметах, которые имели как сходные, так и отличительные признаки, и предложила рекомендации по созданию условий, закрепляющих их стабильность. С помощью этих рекомендаций в методике географии была разработала система заданий, помогающих школьникам запоминать условные обозначения географической карты. Географическая карта отличается от других наглядных пособий (например, от картин) тем, что природные явления и объекты показаны на ней, но в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Школьные географические карты приспособлены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством их упрощения и увеличения наглядности.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида, как и в массовой, работа с картой проводится при изучении всего учебного материала, составляющего курс географии. Учитель должен научить школьников читать карту, свободно в ней ориентироваться. Знать карту - значит владеть картографической грамотой, представлять по памяти взаимное расположение, форму и названия определенных географических объектов, уметь воспроизводить живую местность при помощи символов на бумаге. Знание карты тесно связано с умением ее читать. Уметь читать карту - это значит уметь уяснить, понимать географическую действительность по сочетанию условных знаков, т. е. видеть местность так, как она есть на самом деле. В специальной (коррекционной) школе VIII вида используется несколько видов географических карт, в том числе контурные карты, предназначенные для обучения учащихся массовой школы, глобусы разной величины, рельефные карты и глобусы, изготовляемые для слепых школьников.
В методике преподавания географии в специальной школе используются также результаты естествоведческих исследований. В качестве закономерностей обучения географии принимаются такие положения естествознания, как связь языка и речи, языка, мышления и действительности. Благодаря учету этих связей методика обеспечивает развивающий и коррекционный характер обучения. Так, основой для развития устной речи школьников на специальных уроках в 1- 4-м классах служат предметы и явления окружающего мира.
В исследовательских работах об особенностях детей-олигофренов отмечаются значительные трудности умственно отсталых учащихся в пространственной ориентировке и в усвоении ими географических названий, связанных с картой (географической номенклатуры), в цветоразличении и другие.
Большой коррекционный смысл содержится в таких упражнениях, как составление учащимися словесных описаний тех или иных объектов при чтении географической карты, который имеет практическое значение для формирования речи учащихся.
Поэтому в комплексе практических работ на уроках географии программой для специальной (коррекционной) школы VIII вида предусматриваются разнообразные работы с картой. Этому предшествовало проведение экспериментальной проверки, направленной на выявление уровня знаний карты, географической номенклатуры умственно отсталыми учащимися.
Таким образом, первоначальные сведения о предметах и явлениях, об их простейших взаимосвязях находят отражение в соответствующих языковых формах. По мере углубления и расширения представлений и знаний детей об окружающем мире усложняется и их речевая деятельность, обогащаясь новыми структурами (сложные предложения) и новыми формами (монологическая речь).
В своей практической сфере специальная методика использует рекомендации, разрабатываемые методикой географии для массовой школы. Связи этих двух методик базируются на высказанном Л.С. Выготским теоретическом положении о единстве основных закономерностей развития нормального ребенка и умственно отсталого. Общность законов развития детей в норме и при аномалии обусловливает тождественность отдельных принципов, форм, а также некоторых методов и приемов работы, видов упражнений и характера заданий, идентичность наглядных и технических средств обучения. В специальной методике широко используются такие общие методы, как беседа и рассказ учителя, частично-поисковый метод и элементы программированного обучения, одинаковые виды практических упражнений.
Вместе с тем аномальное развитие умственно отсталых детей требует, чтобы все используемые методы и средства обучения способствовали коррекции их недостатков. Вот почему заимствованные методические рекомендации проходят длительную проверку через эксперимент и практику в условиях специальной школы, в результате чего подтверждается или опровергается их пригодность. Если рекомендации оказываются приемлемыми - их уточняют, разрабатываются дополнительные приемы, вводятся новые этапы работы, отрабатывается система подготовки школьников к восприятию данных методов и средств обучения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1. Определите предмет методики преподавания географии как науки. Сформулируйте ее цели и задачи.
2. Докажите, что методика преподавания географии является самостоятельной наукой.
3. В чем заключается разнопорядковость методики преподавания географии как науки?
Охарактеризуйте содержание каждой ступени методической иерархии.
4. Какие методы научного исследования применяются в методике преподавания географии?
Расскажите о связях специальной методики с другими науками. Приведи
те примеры, иллюстрирующие, как обогащают методику эти связи.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Обоснуйте необходимость решения задачи № 5. (Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами содержания предмета географии).
2. Перечислить и обосновать сущность источников развития методики преподавания как науки.
3. Назвать и обосновать взаимосвязь с другими науками.
Темы докладов на семинаре:
1. Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии
2. Исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, способствующей эффективной организации уроков географии, коррекции речевых недостатков и интеллектуальному развитию.
4. Научные основы специальной методики преподавания географии, взаимосвязь с другими науками.
Литература:
1. Бгажнокова И.М. Некоторые особенности усвоения географических знаний учащимися старших классов вспомогательной школы // Современное состояние исследований в изучении, воспитании и трудовой подготовки детей с нарушениями умственного и физического развития. - М., 1975.
2. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1965.
3. Лифанова Т.М. Тематическое планирование по курсу географии // Дефектология. 1994. № 4.
4. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Современный подход к использованию учебников нового поколения в процессе преподавания географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Коррекционная педагогика. 2004 № 4
5. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1977.