Такими средствами обрели силу большевики после Октябрьской революции.
Но прошло не более нескольких месяцев, и картина начала постепенно изменяться. Крестьянство не получило ровным счетом ничего, напротив, все больше и больше продуктов вымогалось грабежом или реквизициями. Результатом стала серия крестьянских бунтов и их отход от революции, удерживаемый еще частично страхом возвращения помещиков, восстановления старого режима и связанных с ним запретов. Красная Армия находилась приблизительно в том же положении, за исключением, может быть, нескольких сотен привилегированных большевистских преторианцев. Рабочий класс в 1919—1920 годах также испытал немало лишений от голода, принудительного труда, бюрократизации и тирании новой власти. После ряда восстаний рабочих, "красных" солдат икрестьян в марте 1921 года новое правительство было на пороге того, что его вот-вот скинут; удержалось же оно у власти лишь благодаря жесточайшим репрессивным мерам, вводу новых ограничения и отходу от идеи коммунизма. Кроме того, для сохранения власти была введена многочисленная личная охрана для крупных государственны* деятелей. Часть интеллигенции, особенно высокопрофессиональных спедиа' листов, удалось склонить ксотрудничеству, подкупив ее высокими заРа°?гТ' ками, апредпринимателей — искушением обогатиться на спекуляциях.Н для того чтобы платить этим людям, они вынуждены были все большибольше грабить крестьянство и эксплуатировать рабочих. Новое подавл ние инстинктов привело ктому, что в 1922—1924 годах они фактическ оказались во враждебном большевикам лагере. Реальную поддер*^ Советскому правительству оказывали лишь преторианская гвардия, "спеиь
ью нэпманы.Такая поддержка могла бы оказаться не столь солидной, ji цаС1ы не усталость в стране от войн, революции, чрезмерного обнищания, мИй и безграничных просторов и разбросанности населения — главно- эПИДеепятствия на пути консолидации социальных сил. Из приведенного го много наброска видно, что наши первые три предположения теоремы ^гтносгью подтверждаются всем ходом русской революции. П° Жесточайшее подавление многих базовых инстинктов крестьянства, я чих,буржуазии, низшего духовенства и интеллектуалов, без сомне-Р1 существовалово Франции накануне революции 1789года. ^ Крестьянство облагалось громадными феодальными повинностями платежами (не следует забывать при этом и о голоде 1788года);Й бочиестрадали от нищеты и голода; буржуазия бесновалась от фактаРаивИлегийнобилитета; низшее духовенство — от привилегий епископа- Буквально все, даже "привилегированные", чувствовали себя "подавленными". Общество, еле сдерживаемое деспотической монархией,в тискахкоторой оно пыталось функционировать, внадежде апеллировало кидее конституции, "которая должна быть дарована королевству".
Взрывбыл неизбежным, и вскоре он произошел. Группы, преданныереволюции,включали в себя подавляющее большинство населения. Радикализация революции и "отхода" от нее все новых и новых индивидов демонстрирует действие описанного выше естественного законареволюции.Как только некая группа, участвующая вдвижении, находила удовлетворение своим подавленным инстинктам, она тотчас же теряла интерес к революции. И если новая революционная власть пыталась принудить ее к соучастию, то она тотчас же оборачивалась против него.
И во Франции крайний экстремизм проявляют неудачливые интеллектуалы, рабочие, преступники и авантюристы, составившие ядро якобинцев. В союзе с другими группами они представляют собой "загонщиков" революции. Рабочие и торговцы попервоначалу поддерживали якобинцев, но как только они стали ощущать вторичное подавление инстинктов на своей собственной шкуре (голод, безработица, закон Jle Шапелье, трудовые повинности, принудительные работы), они мгновенно начали переходить на сторону врагов революции и безуспешно пытались приостановить ее ход (вспомним о заговоре Бабефа). Крестьянство, освободившись от феодальных повинностей и захватив земли, проявило полную индифферентность по отношению к революционному Центру; но как только стали попираться их права в виде бесконечных Реквизиций, они незамедлительно стали оборачиваться врагами революционного правительства. То же произошло и с низшим духовенством.
И здесь, как и везде, первоначальный революционный порыв, основанный на единстве чувств, был единодушным; но позже, вследствие Розницы в глубице и наборе подавленных инстинктов, революционный оток разделился на несколько течений. И чем дальше шли радикалы, м суше становился поток, образовывались обратные течения за счет тех в!**1111, котоРые получали освобождение от подавленных инстинктов. Тем Ревенем революционный авангард начинает репрессировать удовлетво- *ые группы и тем самым своими же руками выталкивает их в стан возпИВНИКОВ Дальнейшего углубления революции. Под конец всего этого Сй0»ают столь значительные ограничения, что выравниваются по В реМу количеству с репрессированными импульсами старого режима. ден 3УЛьтате революционная власть теряет всякую поддержку и вынуж- спаС1? УСтУпает место новому правительству, которое представляется
тельным по сравнению со "смертоносной" тиранией радикалов, и цак,ы м°жем наблюдать подобное подавление врожденных рефлексов анУне английской революции. Правление короля Карла I было по сути
тираническим. Закон и права нации систематически попирались. Короле^ кие обещания не выполнялись. Новые налоги и монополии вводились такие товары, как соль, мыло, уголь, железо, вино, кожа, крахмал, таба** пиво и т. п. Население было разорено. Королевские угодья росли за сч*' деспотических аннексий частных владений. Судьи и высшая администрат1Т были коррумпированы. Население страдало от постоянно расквартировав ных в деревнях воинских подразделений. Каждодневно попирались н только богатые, хоть они и были солидным источником пополнения фиск^ но и бедные, ибо они были не опасны для режима. Аристократий предписывалось жить в своих поместьях. Кроме всего этого — невероятное давление религиозного порядка, причем как на простых людей, так и на духовенство; строгая религиозная цензура и т. п. Требовались невероятные усилия для того, чтобы "благополучно" вынести все это подавление инстинктов людей всех классов и национальностей. Но репрессии не могли длиться вечно, рано или поздно они должны были привести к взрыву.
Дальнейшее развитие английской революции, рассматриваемое с точки зрения радикализма разных групп и времени их исхода из процесса, соответствует положениям "2" и "3" нашей теоремы.
Обратимся к другому примеру — чешскому обществу XIV века. Накануне гуситских войн свободы и социального равенства фактически не существовало. Феодальные порядки становились все более и более репрессирующими, повинности росли, пошлины становились все многочисленнее. Эксплуатация простого люда со стороны дворянства возрастала. О какой справедливости можно было говорить, если обидчик одновременно был и судьей. Крестьянство запросто лишалось земли. Переживание от того, что чехи становились "рабами", было с каждым днем все сильнее, усиливалось оно вдобавок иностранным господством в Богемии.
return false">ссылка скрытаОбнищание шло нога в ногу с обогащением аристократии, особенно германцев и римской католической церкви, а также с усиливающимся распутством и коррумпированностью духовенства. Из всего этого ясно, насколько значительным количественно и качественно было подавление человеческих инстинктов накануне революции.
Нет необходимости, видимо, продолжать список примеров из истории других великих революций. Читатель может сам набрать нужное количество, анализируя под заданным выше углом зрения предреволюционную ситуацию влюбой стране.
Извсего рассмотренного материала явствует, что число групп, вовлеченных вреволюционное движение, особенно во времена великих революций, достаточно значительное. Эти группы крайне разношерстны и состоят из людей самых разных социальных позиций. Здесь можно увидеть инегодующего за прошлые унижения профессора, и обиженного редактором газетчика, иущемленного знатью интеллектуала, и обанкротившегося банкира, иразорившегося аристократа, и голодающего рабочего, иразоблаченного авантюриста, исклонного к насилию преступника, а также идушевно неуравновешенного, но готового к самопожертвованию идеалиста. Многие из них страдают от голода, холода, другие исходят завистью, алчностью, мстительностью, страхом или гневом; третьи — жаждой имечтой улучшения существующих отношений вобществе ит. п.
Все эти мотивы не что иное, как разнообразные формы проявления подавленных базовых инстинктов, удобренных тем, что основы социального строя расшатаны, адорога к революции открыта идеями РУ0^иВольтера, Иоанна Гуса и Иеронима Пражского, индепендента^ иЛильборном, Марксом иЛассалем, Лавровым, Михайловским, Пле' хановым идругими. Именно под этим влиянием радикальных иЛ
енных "освободителей" начинаются всякие дерзновения "репрес- уМеР ннЫх" масс. Под их влиянием происходит дальнейшее углубление сЯР° ^ионного процесса, за которым следует... коллапс, рсВ<цаще предположение подтверждается также и отличием в степени олК)ЦИОННОсти жителей городов и жителей деревень. Профессор ^\айэс справедливо отмечал, что горожане, как правило, более рево- Э- \^0нны, чем сильчане. Более того, они обычно выступают зачинщиками.в то время как революция затухает чаще в деревне. Из недавних ^ытий примерами, иллюстрирующими этот тезис, могут служить ^бытия в России, Венгрии, Баварии и Италии, а еще раньше события, ^исходящие в период Парижской коммуны во Франции... и даже во Ппемена Великой французской революции 1789 года.
Почемуже так происходит? Дапрежде всего оттого, что человек его инстинктами и рефлексами менее приспособлен к условиям большого города,чем сельскому образу жизни. Город — явление сравнительно недавнеев истории человечества, особенно современный индустриальныйгород. Люди в течение тысячелетий адаптировались к деревенской средеобитания, а не к городской. Перенесенный, однако, волеюисториисо всем своим багажом старых инстинктов в город, человек ощущает себя лежащим на "кровати из гвоздей", к которой его рефлекторнаясистема отнюдь не приспособлена. Возьмем, к примеру, громадные массыгородского пролетариата.
Каковы условия их жизни? Работа в закрытых пространствах, господство бездушных машин из стали... Ужасающий шум и грохот... Одна и та же работа повторяется изо дня в день, механическая, монотонная, не дающая ничего ни сердцу, ни мозгу. Где и когда людские инстинкты адаптировались к подобным условиям, и могут ли вообще люди найти в такой работе удовлетворение? Естественно нет. В таких условиях не находят выхода ни импульсы творчества, новаторства, ни стремление к смене обстоятельств, ни любовь к перемещениям и т. п.
Добавьте к этому и тот факт, что пролетариат не имеет никакой собственности. А кроме того, в городах наряду с подавлением всех инстинктов взору пролетариата, с одной стороны, открыт мир плутократии, сдругой — пучина бедности1. Следует ли удивляться, что пролетарии умственного и физического труда всегда недовольны и извечно склонны к революционности[141].
Все изложенное можно расценивать в качестве дополнительного подтверждения нашей теоремы о генезисе революций. Из всего сказанного можно заключить, что теорема установлена и доказана.
Дезорганизация власти и социального контроля. Кроме универсального подавления базовых инстинктов человека существует еще одно^Маловажноеусловие, необходимое для продуцирования революционно взрыва. Это — недостаточное и недейственное сопротивление Революционному подъему репрессированных масс. Под недостаточно- - и недейственностью я подразумеваю неспособность властей и вла- си/*шей элиты: а) разработать контрмеры против давления репрес- льн°ВаННЫХ инстинктов> достаточных для достижения состояния социа- 0Г0 Равновесия; б) удалить или, по крайней мере, ослабить условия,
продуцирующие "репрессии"; в) расщепить и разделить репрессироь пую массу на группы, настроив их друг против друга (devide et impera?%*4 в целях их взаимного ослабления; г) направить "выход" подавлецц ^ импульсов в иное, нереволюционное русло.
Как уже не раз отмечалось, человек может быть доведен до крайне голода, но если к его виску приставлен револьвер, то он и не притроне/0 к стоящим перед ним кушаниям. Импульс, продиктованный голодо? будет подавлен, пусть даже если индивид находится на краю голодн J смерти. В этом же духе можно рассуждать и о людях с другим!! подавленными инстинктами. В каждом обществе в любой период^? развития мы обнаружим более или менее сильную "репрессию" инстин° ктов значительной части населения. И если эта репрессия не привод^ к катаклизмам или мятежам, то лишь по причине сопротивления со стороны властей и привилегированных групп населения. В самом деле нам хорошо известны периоды в истории, когда подавление инстинктов населения было крайне сильным, но оно вовсе не приводило к революционным взрывам, а лишь... к вымиранию одной части населения и рабству другой. Причина тому — чрезвычайно сильный и действенный государственный контроль. Захваты, оккупации, аннексии могут послужить в данном случае в качестве примеров.
Вспомним о Бельгии и части Франции, оккупированных Германией в годы мировой войны; о Рурском бассейне, захваченном Францией и Бельгией в 1923 году; о России, порабощенной бандой интернациональных негодяев, которых начиная с 1921—1922 годов ненавидят не меньше, чем, скажем, германцев в Бельгии и Франции, или как сейчас ненавидят французов и бельгийцев в Руре. Но вопреки этому оккупанты оказываются способными предотвратить потенциальный революционный взрыв[142].
Иными словами, для революционного взрыва мало одних подавленных инстинктов, необходимо еще и отсутствие мощного, эффективного сопротивления властей и правящих кругов. Мы наблюдаем нечто подобное в дореволюционные эпохи? Без сомнения.
Атмосфера предреволюционных эпох всегда поражает наблюдателя бессилием властей ивырождением правящих привилегированных классов. Они подчас не способны выполнять элементарные функции власти, не говоря уж о силовом сопротивлении революции. Неспособны ониина разделение иослабление оппозиции, сокращение репрессий или организацию "выхода" репрессированных импульсов в нереволюционное русло. Практически все дореволюционные правительства несут всебе характерные черты анемии, бессилия, нерешительности, некомпетентности, растерянности, легкомысленной неосмотрительности, а сдругой стороны — распущенности, коррупции, безнравственной изощренности ит. д. Безмозглость, безволие, бесхитростность. "Встране нет рулевого. Где же он?.. Может, он уснул?.. Правитель утратил свою силу и долее уже не поддержка нам" — таковы комментарии Ипувера о слабости власти фараона накануне иво время египетской революции эпохи СреД* него Царства. ...
В Древнем Риме накануне и во время движения братьев Гракхов (* в. до н. э.) мы видим подобное вырождение власти: вместо мудр^' энергичных и властных patres conscripti[143]* — дегенеративный сея* ' льстивый, подобострастный и раболепствующий перед толпой и
аМИ. Т. Моммзен так описывает этот период: "Никто более не жертвовать ни своим достоянием, ни жизнью во имя блага Вместо героев — трусы; вместо добрых сенаторов — гнилая poflPкратия; вместо неумолимых воинов и правителей — трусливая ^моральная аристократия толпы".
и франции накануне Жакерии и революции конца XIV века насту-периодцарствования Иоанна II, правителя крайне бездарного, яае лаННОго вояки, окруженного такими же нулями, как и он сам. б*в днглии Карл I и его правительство в равной степени было неособноследовать одной определенно строгой политической линии; 011 ха же они добивались лишь на поприще раздражения людей своимиУсчнЫмишараханиями и истерическими взрывами деспотизма. Правите-^ство тоарестовывало членов оппозиции, то выпускало их на волю, попавшись в войну, они не знали, как ее вести. Они не способны были же 0Казатьпротекцию своим фаворитам, таким, как Букингем, Стаф- Аорд, ВильямЛод и др. "Не ощущалось ни твердости целей, ни властней РУКИ"' "" ™шст Гиз°-