Ожидаемое обострение конкуренции на традиционных для воронежских предприятий товарных рынках в связи со вступлением России в ВТО.

В настоящее время сохраняется относительно высокая доля импортных товаров как для личного (в частности, по таким группам, как сахар, мясо, кондитерские изделия), так и производственного потребления (поставки импортного оборудования), ограничивающая рынки сбыта воронежских предприятий. Возможным результатом конкуренции может стать утрата традиционных рынков производителей региона, либо уменьшение их доли на рынке.

5. Рост конкуренции на национальном рынке образовательных услуг,вызванный активной рыночной трансформацией систем высшего образования в ряде регионов страны: Москва, Ростовская, Нижегородская, Самарская области и др. Названные и ряд друих регионов отводят высшей школе в реализуемых стратегиях социально-экономического развития ключевую роль в создании новой экономики, определяют экспорт образовательных услуг в качестве стратегического направления ее развития.

6. Сохранение угроз безопасности личности (возникающих, в том числе, на национально-расовой почве).

7. Развитие «ненаблюдаемой» экономики.

Доходы теневого оборота не участвуют в формировании регионального бюджета, а часть их конвертируется в СКВ и вывозится за пределы субъекта РФ. Наемные работники, занятые в теневом бизнесе, лишены социальных гарантий, а их трудовые отношения с работодателями полностью выведены из сферы контроля.


Агрегированные результаты SWOT-анализа Воронежской области представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 – Результаты SWOT-анализа Воронежской области

 

Сильные стороны Слабые стороны
1. Крупный по численности населения регион страны. 2. Высокий образовательный и креативный потенциал. 3. Развитый научный и инновационный потенциал. 4. Крупный индустриальный центр с диверсифицированной структурой. 5. Благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства и относительно высокая доля Воронежской области в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции в России. 6. Выгодное транспортное положение, благоприятствующее развитию межрегиональных экономических связей. 7. Развитая институцио-нальная среда. Малый бизнес. 8. Значительный потенциал строительного комплекса. 9. Высокая степень насыщенности учреждениями банковской системы. 10. Наличие разведанных месторождений никелевых и золотоплатиновых руд как потенциальный объект значительных инвестиций. 11. Объективные предпосылки для развития туристско-рекреационной сферы. 1. Низкий уровень результативности социально-экономической системы региона. 2. Низкий уровень инвестиций в основной капитал. 3. Низкий уровень результатов инвестиционной деятельности, ориентированной на инновационное обновление экономики. 4. Область - старопромышленный центр, слабо адаптированный к условиям развивающейся конкурентной среды. 5. Пониженная доля населения в трудоспособном возрасте. 6. Низкий уровень доходов населения. 7. Низкий уровень обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями. 8. Возрастающая степень зависимости от внешних источников формирования финансовой основы территориального управления. 9. Высокий уровень теневых доходов.  
Возможности Угрозы
1. Инвестиционный спрос на никелевые месторождения. 2. Усиливающаяся потребность в широкомасштабной модернизации материально-технической базы экономики России. 3. Интеграция региона в национальное и мировое экономическое, научное и образовательное пространство. 4. Формирование и развитие в регионе инновационной системы. 5. Участие предприятий региона в реализации федеральных и областных целевых программ, ориентированных на реформирование и инновационное обновление промышленного и аграрного производства. 6. Становление и развитие института общественно-частного партнерства. 7. Существующий интерес национальных и иностранных инвесторов к отдельным видам экономической деятельности. 8. Рост спроса на образовательные услуги со стороны зарубежных потребителей. 9. Вступление в ВТО. 10. Конвертация доходов «ненаблюдаемой» экономики в открытые финансовые ресурсы. 1. Финансовая интервенция. 2. Усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, инвестиций, товаров и услуг. 3. Усиливающийся дефицит рабочих кадров. 4. Ожидаемое обострение конкуренции на традиционных для воронежских предприятий товарных рынках в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. 5. Рост конкуренции на национальном рынке образовательных услуг. 6. Сохранение угроз безопасности личности. 7. Развитие «ненаблюдаемой» экономики.  

 

Исходя из сложившихся трендов, характеризующих динамику структуры экономики Воронежской области, нами определены перспективные для региона отрасли. Поскольку региональная политика, как было ранее обосновано, должна строиться на селекции предпринимательских структуру, представляющих точки роста, то следующим шагом должно явиться их определение. Эти точки, как отмечалось ранее, будут иметь преимущественно межотраслевую природу, обеспечивая развитие интеграционных процессов экономики региона, обеспечивая не только мультипликационный, но и синергетический эффекты.

На наш взгляд, совокупность точек роста, может быть определена следующим образом. Эти точки представляют не единичные предпринимательские структуры, а их множества, как некоторые упорядоченные целостности (кластеры). Каждый кластер в числе общих характеристик имеет:

- межотраслевую природу при наличии отчетливо выраженного отраслевого ядра;

- высокие технологии, обеспеченные включением в его состав научно-технических организаций (НИИ, КБ, научных подразделений государственных высших учебных заведений);

- свой собственный внутренний рынок;

- преимущественно включает крупные и средние предприятия, как инвестиционно привлекательные, инвестиционно способные и имеющие емкий спрос в обозримой перспективе;

- наличие малых предпринимательских структур, реализующих функцию инфраструктурного обеспечения других участников кластера.

На территории области, исходя из ее конкурентных преимуществ, достаточно отчетливо выделяются следующие кластеры.

Кластер первый. Ядро кластера образуют машиностроительные предприятия (например, ГУП «Механический завод», ОАО «Тяжмехпресс», ОАО «ВАСО»). Его базовая функция: техническое переоснащение предприятий региона и России. Причем, следует иметь в виду, что развитое машиностроение (и, соответственно, сохранившаяся отчасти его база) является конкурентным преимуществом области, но оно не уникально. Достаточное количество регионов имело в прошлом не менее развитый машиностроительный комплекс. Поэтому необходимо учитывать ограниченный временной характер конкурентных преимуществ регионального машиностроения. Потенциал этого кластера изначально определяется устойчивой потребностью в обновлении технической базы производства в сопряженных отраслях экономики. Поэтому, в числе участников этого кластера предприятия сельского хозяйства, пищевой, химической, промышленности стройматериалов, транспорта.

Кластер второй. Ядро кластера – составляют предприятия растениеводства. Базовая функция – обеспечение продовольственной безопасности, выпуск импортозамещающей продукции на продовольственном рынке. Конкурентное преимущество, реализуемое данным кластером – благоприятные природно-климатические условия и имеющиеся культурные традиции населения. Особенностью этого кластера является постоянство названных конкурентных преимуществ. Конечно, традиции относительно постоянны, но в то же время они несомненно долговечнее, чем навыки квалифицированного инженера или рабочего в промышленном производстве. Потенциал кластера определяется базовой, первичной потребностью существования человека. В числе участников кластера – предприятия животноводства, пищевой промышленности, торговли и общественного питания.

Кластер третий. Ядро кластера образуют предприятия стройиндустрии (прежде всего – ОАО «Павловскгранит», АООТ «Спецжелезобетон» ООО «Завод КПД – 2» и формально относящиеся к черной металлургии ОАО «Семилукский огнеупорный завод», АООТ «Воронежское рудоуправление», ОАО «Латненский огнеупорный завод». Базовая функция - развитие материальной базы производственного и жилищного строительства. Особенности кластера заключаются в том, что привлечение финансовых ресурсов доминирует и временной диапазон реализации конкурентных преимуществ весьма продолжителен. Образующими потенциал компонентами являются уникальные запасы сырья для стройиндустрии, благоприятные климатические условия, географическое и геополитическое положение. Расширяет потенциал кластера включение земли под производственное строительство в рыночный оборот. В числе участников кластера прежде всего предприятия жилищного и производственного строительства, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Охарактеризованные кластеры связаны с уже выявившимися векторами регионального развития. Но функция региональных властей состоит и в прогнозировании перспективных точек роста, а также в их институциональном оформлении и последующей экономико-организационной поддержке. По нашему мнению, исходя из конкурентных преимуществ региона и трендов мирового развития можно обосновать принципиально новые кластеры.

Кластер четвертый. Ядро кластера образуют предприятия, обеспечивающие разработку и производство средств связи (прежде всего: ФПНК «Воронежский НИИ Связи», ОАО «Сигнал», ГУП «Вега», организации, производящие программное обеспечение средств связи – ВГУ, ВГТУ). Базовая функция – информатизация производства и расширение сферы применения информационных технологий. Его особенностью является прогрессирующий спрос при быстром росте разнообразия состава потребителей. Наряду с этим, продукция базовых предприятий отличается ускоренным моральным старением, поэтому здесь в наибольшей степени может быть использован имеющийся научный потенциал. В числе участников кластера предприятия, создающие и эксплуатирующие информационные сети (ОАО «Воронежсвязьинформ», ОАО «Кодотел»), крупные финансовые институты региона, в т.ч. Воронежский межрегиональный банк Сбербанка РФ, ОАО «Петр Первый».

Кластер пятый. Ядро кластера в данный момент развития региональной экономики и прогнозируемой финансовой базы в ближайшей перспективе образуют предприятия природного сервиса. Базовая функция – эксплуатация внешних эффектов. Особенностью кластера является расположение областного центра - города Воронежа, на пересечении транспортных потоков, связывающих север европейской части России с югом и запад с востоком. Через Воронеж проходят автомобильные дороги государственного значения Москва – Воронеж – Ростов – на Дону; Тамбов – Воронеж – Курск – Белгород; Воронеж – Саратов. Протяженность федеральных дорог на территории области 709 км. В то же время следует учитывать, что данное преимущество имеет не только естественное, но и экономическое происхождение - даже ограниченная по времени консервация качества дорог и деятельности организаций, реализующих внешние эффекты, приведет к его потере. Потенциал кластера определяется относительной развитостью дорожной сети как объекта совершенствования, высокой для России плотностью населения как в области, так и в прилегающих территориях, близостью Москвы. Другими участниками кластера являются предприятия транспорта, строительных материалов, машиностроения, сферы услуг (мотели, ангары, автосервис).

Кластер шестой. Ядро кластера составят предприятия добывающей промышленности, ориентированные на освоение и эксплуатацию разведанных в области запасов рудных месторождений. Область является перспективной никеленосной территорией. Открыто три месторождения и ряд разномасштабных проявлений сульфидных платиноидно-медно-никелевых руд. Нижнемамонское месторождение оценивается как перспективное для производства концентрата и получения медного проката, никеля, кобальта, серы. Запасы руды Нижнемамонского, Подколодновского и Юбилейного месторождений оцениваются в 23 млн. тонн. Еланское месторождение по своим запасам относится к крупным конкурентоспособным рудникам и позволяет обеспечить производство 600 – 700 тыс. тонн никеля. Попутными продуктами извлечения могут быть кобальт, серебро, селен, теллур, платиноиды. Золото, как попутный компонент Мамонского и Еланского месторождений, оценивается в десятки тонн. К тому же область перспективна на выявление промышленных месторождений алмазов. Базовая функция данного кластера – интеграция экономики области в мирохозяйственные связи. Состав этих связей достаточно широк. Объекты этих связей многообразны и включают: инвестиции в перспективные по мировым масштабам проекты; высокие технологии, используемые как в горнорудной промышленности, так и в иных отраслях; научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; образовательные услуги. Особенностью кластера является его системообразующий характер. Формы проявления последнего многообразны. Во-первых, его появление модифицирует структуру экономики области, вводя новый для нее элемент – горнорудную промышленность. Во-вторых, он вызывает потребность в расширении профиля других кластеров. В частности, первый кластер получит устойчивый заказ на оборудование для добычи и транспортировки полезных ископаемых, третий кластер – на строительство объектов производственного и жилищного строительства. Для пятого кластера инициируется спрос на крупномасштабные объемы грузоперевозок. В-третьих, предопределяет качественные изменения в инфраструктурном обеспечении экономики области, прежде всего в системах научного обслуживания и профессионального образования. Речь идет об их ориентации соответственно на научную тематику и подготовку кадров для горнорудной и перерабатывающей промышленности.

В числе участников кластера прежде всего предприятия горнорудной промышленности, железнодорожного и автомобильного транспорта, строительные организации, образовательные и научно-исследовательские учреждения.

 

Рассмотрим существо наиболее значимых мер, обеспечивающих продуктивную селекцию и полноценное использование инструментария воздействия региональных сластей на процессы развития бизнеса применительно к каждому из обоснованных нами кластеров.

Кластер первый. Поскольку кластеры отличаются потенциалом, условиями функционирования и развития, постольку региональная политика должна реализовываться посредством региональных программ их развития. По нашему мнению программа развития кластера машиностроения должна включать два отчетливо проявляющегося этапа.

На первом этапе реализуется задача сохранения работоспособной технической базы, кадрового потенциала и расширение источников финансирования оборотных средств под развитие производства. Поэтому основная поддержка оказывается региональными властями потребителям машиностроительной продукции, относящимся к данному кластеру. Основная форма государственной поддержки – бюджетные кредиты. Данные кредиты должны иметь только долгосрочный характер, чтобы инициировать устойчивые и долговременные хозяйственные связи между машиностроительными предприятиями и заказчиками их продукции. Предоставление кредитов самим машиностроительным предприятиям неэффективно, поскольку они находятся в сложной финансовой ситуации и неизбежно возникает проблема их целевого использования и возврата. Наделение конечных потребителей кредитными ресурсами снимает эту проблему. Кроме того, они диктуют качественные и количественные параметры предложения.

Предприятия, образующие ядро кластера, пользуются другими формами государственной поддержки. Во-первых, региональные власти реализуют функцию их информационного обеспечения, снабжая данными о состоянии, динамике основных фондов в отраслях региона. Другой формой являются гарантии по коммерческим и банковским кредитам, обеспечивающим структурно – технологическую модернизацию предприятий. Третьей формой поддержки ядра кластера являются налоговые льготы, удешевляющие факторы производства для предприятий машиностроительного комплекса.

На втором этапе ставится задача обеспечения конкурентоспособности продукции предприятий, образующих ядро кластера, при их экспансии на российский и мировой товарные рынки. Приоритетной сферой государственной поддержки становится ядро. Основными формами поддержки являются бюджетные кредиты и гарантии машиностроительным предприятиям для реализации инвестиционных проектов, связанных с качественным обновлением технической базы, обновлением технологии, повышением качественного уровня выпускаемой продукции. Другой формой становится инвестиционный налоговый кредит. В настоящее время для расширения этой формы налогового льготирования создаются благоприятные условия, вытекающие из снижения ставки рефинансирования Центрального банка России.

Кластер второй. Исходя из специфики кластера, основанного на конкурентных преимуществах длительного действия в программе нет явно выраженных этапов. В числе постоянно воспроизводимых целей органов власти субъекта федерации – обеспечение продовольственной безопасности региона. В числе инструментов ее реализации укажем прежде всего государственный заказ формирования продовольственного фонда области. Он существует и сейчас, однако, в отличие от существующей практики его применения он должен иметь следующие основные характеристики: стопроцентное денежное наполнение, конкурсный характер размещения, объектом конкуренции выступает минимальная цена при заданном качестве продукции.

Одной из форм государственной поддержки выступает в настоящее время лизинг. Однако сегодня используется только одна, приемлемая для промышленных предприятий, но малопродуктивная для сельскохозяйственных с их сезонным характером производства – финансовый лизинг. На самом деле существуют и другие разновидности лизинга. Для ограниченного круга сельскохозяйственных предприятий, которые располагают необходимой технической базой, но, как и большинство, не имеют оборотных средств, оправдано было бы использование возвратного лизинга. В этом случае областной лизинговый фонд выкупал бы сельскохозяйственную технику у ее нынешних владельцев, предоставляя ее им же в пользование на льготных условиях. Другой разновидностью является оперативный лизинг, применение которого позволило бы временной сдвиг в проведении сельскохозяйственных работ даже в рамках территории региона. Иными словами, была бы обеспечена множественность потребителей сельскохозяйственной техники. Несомненный интерес может представить раздельный лизинг с долевым финансированием регионального бюджета и банков приобретения сельскохозяйственной техники с последующей передачей в аренду сельскохозяйственным производителям.

Налоговое льготирование в данном кластере не работает как инструмент поддержки бизнеса, поскольку сельскохозяйственные производители имеют весьма значительные льготы по федеральному законодательству.

Кластер третий. Специфика кластера с точки зрения применяемого инструментария в том, что наиболее существенные заказы и, соответственно, основной источник инвестиций находится за пределами кластера. Следующая особенность состоит в том, что в ближайшей перспективе спрос на капитальное строительство со стороны бизнеса весьма ограничен, т.к. снижение объемов производства во всех отраслях промышленности привело к высвобождению значительных производственных площадей, в т.ч. с готовой производственной инфраструктурой. Поэтому развитие данного кластера связано с заказами на жилье. Следовательно, данный кластер имеет сильную социальную составляющую и его развитие связано с решением жилищной проблемы. При существующем уровне доходов основной части населения Воронежской области покупка квартир или иного жилья представляется затруднительной. Существующие льготы по подоходному налогу, связанные с приобретением или строительством жилья представляют интерес только для ограниченной – высокооплачиваемой категории населения. В этой связи формирование устойчивого спроса на жилье могут региональные и местные органы власти. Принципиальная схема такой поддержки может выглядеть следующим образом. Ее исходной посылкой является использование бюджетных средств, расходуемых в настоящее время на дотирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) муниципалитетами. Региональные органы власти не утверждают расходов нижестоящих бюджетов, но участвуют в формировании их доходной части посредством установления нормативов отчислений от регулирующих налогов и дотаций. Можно предложить зафиксировать расходы на ЖКХ соответствующих муниципальных бюджетов в качестве базы для обоснования местными органами власти финансовых взаимоотношений с региональными органами власти. Высвобождающиеся в результате реформы ЖКХ суммы могут быть использованы в качестве финансового ресурса для предоставления долгосрочных (20 – 25 лет) ссуд жителям муниципальных образований, претендующих на получение жилья по льготной очереди. Целесообразно предоставлять в ссуду по льготным процентным ставкам суммы, составляющие не менее 50 % рыночной стоимости жилья. Такой порядок предоставления ссуд населению позволит учесть интересы разных субъектов:

- население получает возможность приобретения жилья;

- предприятия строительства и строительной индустрии приращивают мощности под дополнительный инвестиционный спрос и создают новые рабочие места;

- региональные и местные органы власти приобретают (вместо чистых затрат на содержание ЖКХ в настоящее время): возвратные бюджетные ресурсы (хоть и за длительный период); дополнительные налоги от расширения деятельности предприятий кластера; решение социальной проблемы удовлетворения потребности населения в жилье;

- финансовые структуры (прежде всего банки и страховые компании) получают новый, устойчивый, постоянно воспроизводимый сегмент рынка в виде потребительского кредита, поскольку для них существенно снижается кредитный риск (относительно небольшие суммы заимствования, простота контроля, меньше мотивов для целенаправленного обмана со стороны клиентов).

Кластер четвертый. При выборе инструментария государственной поддержки предприятий, входящих в кластер, следует учитывать возможность многоканального финансирования научно – технических разработок с участием как бизнес – единиц, так и органов власти разных уровней. Перспективным инструментом государственной поддержки процессов развития кластера может стать система грантов на научно – технические разработки. По нашему мнению, формирование и финансирование данных грантов предполагает участие нескольких субъектов.

Региональные органы власти определяют и законодательно закрепляют объемы возможного финансирования научно – технических разработок и проводят конкурс среди разработчиков. Условием получения разработчиком гранта явится долевое финансирование проекта бизнес - единицами. Региональные органы власти могли бы взять на себя финансирование заработной платы разработчиков в пределах заданных сумм. Бизнес – единицы, как потребители продукции берут на себя затраты, связанные с материально – техническим обеспечением разработок. Другой функцией региональных органов власти явится генерирование процесса формирования целевых федеральных программ по наиболее перспективным разработкам.

Реализуемые интересы участников грантов:

- разработчики, представленные ведущими научно – техническими организациями или их подразделениями, получают возможность развития научного потенциала;

- бизнес – единицы при экономии текущих затрат (за счет долевого участия органов власти) создают научно – технический потенциал собственной бизнес – среды;

- для региональных властей представляет интерес сохранение высококвалифицированных специалистов вузов и научных организаций, являющихся достаточно мобильным ресурсом, способным к миграции как за рубеж, так в другие регионы страны.

Предоставление грантов не исчерпывает всей финансовой поддержки всех участников кластера. Федеральное законодательство позволяет использовать налоговые льготы при финансировании работ, связанных с научно – техническими разработками. Поэтому предоставление грантов является скорее фактором, инициирующим использование налоговых льгот и институционализацию кластера, связанную с формированием устойчивых связей между разработчиками научно – технической продукции и ее потребителями.

Кластер пятый. В работе с этим кластером центром воздействия региональных властей, на наш взгляд, будет являться ядро кластера - бизнес, эксплуатирующий внешние эффекты от использования дорог. Это связано с тем, что основной финансовый ресурс на строительство и эксплуатацию дорог определен (средства Федерального дорожного фонда), так же, как и масштабы строительства. Региональные органы власти при ограниченных собственных ресурсах, выделяемых на дорожное строительство, не могут пока существенно повлиять на его объемы. В то же время, спецификой кластера, как мы отмечали ранее, является существование сильных положительных внешних эффектов. При расширении круга их потребителей увеличиваются и частные, и общественные блага. Поэтому центр воздействия региональных властей – бизнес – единицы, реализующие эти эффекты: автозаправочные станции, мотели и др. Отметим, что в отличие от предыдущих кластеров региональные органы власти используют здесь не финансовый, а организационный ресурс. Его содержание включает разработку правового обеспечения и применение дебюрократизированных процедур отвода земли в собственность или долгосрочную аренду бизнес – единицам.

Состав интересов, реализуемых заинтересованными сторонами может быть представлен следующим образом:

- предприятия придорожного сервиса снижают трансакционные издержки, формируются долговременные стимулы для развития бизнеса, повышается величина доходов;

- предприятия – грузоперевозчики имеют возможность ускорить грузопотоки и улучшить условия труда работников;

- региональные органы власти получают дополнительные налоги, в т.ч. в силу их импорта, реализованного транзитными пассажиро- и грузоперевозками.

Следует отметить, что в современных условиях участники кластера преимущественно самодостаточны с точки зрения существования бизнеса как такового, их интеграция в систему обеспечивается балансированием интересов, рассмотренных нами выше. В то же время каждый из участников кластера создает бизнес – среду для другого, обеспечивая кумулятивный эффект развития бизнеса.

Кластер шестой. Перспективным вариантом процессов формирования данного кластера является разработка и подписание долгосрочного концессионного соглашения на освоение богатых рудных месторождений. Целесообразно включение в число участников соглашения помимо РФ как собственника недр, Воронежской области как субъекта их хозяйственного использования. Инвестором могли бы выступить отечественные финансовые группы, заинтересованные в диверсификации своей экономической деятельности как самостоятельно, так и совместно с международными транснациональными компаниями.