Выгодное транспортное положение, благоприятствующее развитию межрегиональных экономических связей.

Благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства и относительно высокая доля Воронежской области в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции в России.

Крупный индустриальный центр с диверсифицированной структурой.

В структуре проиышленности сочетаются: электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов, производства, ориентированные на удовлетворение конечных потребностей населения (прежде всего - пищевая промышленность).

Важная характеристика промышленности - наличие производств в ракетно-космическом, электронном, авиастроительном, химическом комплексах, конкурентоспособных на национальном и мировом рынках товаров гражданского и военного назначения.

Воронежская область занимает 12 место в РФ по производству железобетонных конструкций и изделий строительного кирпича – 13 место, минеральных удобрений - 7, шин – 5 место в стране.

Позитивным является независимость обрабатывающих производств от внешних (находящихся за пределами региона) источников энергообеспечения (потребление энергии, производимой НВ АЭС-1, в перспективе – НВ АЭС-2).

Разнообразие структуры промышленного производства в известной мере следует рассматривать в контексте его возможностей на разных сегментах национального рынка товаров и ограничения негативного влияния общемировых трендов (в современных условиях - последствий мирового финансового кризиса).

Предпосылкой инновационного обновления промышленности являются устойчивые связи ее базовых предприятий с вузами и НИИ города, опосредующие выполнение заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

В характеристике стратегической позиции промышленности региона важную роль играет наличие объективных предпосылок формирования и развития региональных и межрегиональных кластеров, реализующих конкурентные преимущества территории и позволяющих фокусировать промышленную политику на перспективные точки экономического роста Формальные признаки для их идентификации могут быть выявлены при помощи коэффициентов локализации, душевого производства и специализации; значения более единицы показывают, что соответствующие производства являются сферами рыночной специализации субъекта РФ и в них либо уже существуют кластеры, либо их создание является возможным (Приложение, табл.табл. 1, 2).

Основные характеристики:

- в структуре почвенного покрова преобладают высокоплодородные черноземные почвы (90%);

- структура земельного фонда характеризуется высоким удельным весом земель сельскохозяйственного назначения (более 80%);

- по посевным площадям всех сельскохозяйственных культур ( в 2009 г. – 2443,7 тыс. га) – 1 место в ЦФО;

- по производству сельскохозяйственной продукции (2009 г. – 75261 млн. руб.) 7 место в России; по валовому сбору сахарной свеклы (2009 г. – 3024,5 тыс. га) – 2 место; сбору семян подсолнечника (2009 г. – 776,8 тыс. тонн) – 3 место; валовому сбору картофеля (2009 г. – 1261,7 тыс. тонн) – 3 место; валовому сбору овощей (2009 г. – 367,8 тыс. тонн) – 8 место; сбору плодов и ягод (2009 г. – 96,6 тыс. тонн) – 7;

- по производству мяса, включая субпродукты 1 категории, область занимает 15 место в России; молока – 13; сахара-песка – 4; масла животного – 6; масла растительного – 3; цельномолочной продукции – 6 место.

Эта сторона значима в следующих позициях: наличие местной сырьевой базы для предприятий пищевой промышленности, относительно низкие транспортные расходы, спрос на рабочую силу, используемую в сельских поселениях.

Воронежская область расположена на пересечении транспортных потоков, связывающих север Европейской части России с югом и запад с востоком, через нее проходит меридиональный транспортный коридор «Санкт-Петербург – Москва – Воронеж – Ростов – Новороссийск» и широтный коридор «Саратов – Воронеж – Курск». Меридиональная железная дорога «Москва – Воронеж – Ростов – Новороссийск» связывает Центральный федеральный округ с черноморским побережьем Кавказа, зоной отдыха и единственным крупным российским портом на Черном море – г. Новороссийском. Через область проходит крупная магистральная федеральная дорога М-4 «Дон», а в широтном направлении – федеральная автодорога «Курск – Воронеж – Саратов» (А-144).

Система магистральных дорог создает важное конкурентное преимущество региона – возможность эффективного участия в системе пассажирского и грузового оборота. Автомобильные дороги имеют не только экономическое, но и геополитическое значение, позволяющее Воронежской области претендовать на роль коммуникативного узла в системе связей столицы с южными границам и государства.

В стратегическом плане это свидетельствует о наличии объективных предпосылок для появления у региона функции транспортно-логистического центра. Ее актуализация обусловлена близостью и динамичным развитием Московской агломерации и формированием перспективной агломерации «Ростов-на-Дону – южные порты».

7. Развитая институциональная среда. Малый бизнес.

По общему числу предприятий и организаций (на конец 2009 г. – 53870) Воронежская область занимает 3 место в ЦФО и 25 – в России.

Заметное развитие получило малое предпринимательство:

- по числу малых предприятий (2009 г. - 18,7 тыс.) область занимает 3 место в ЦФО, 23 место – в России;

- по численности занятых на малых предприятиях (2009 г. – 139,8 тыс. чел.) – 3 место в ЦФО и 22 – в России;

- по обороту малых предприятий (2009 г. – 152,8 млрд. руб.) – 3 место в ЦФО, 21 – в России.

Относительно высокий уровень развития малого бизнеса свидетельствует о наличии достаточно заметного сегмента экономики, обладающего, во-первых, повышенной способностью адаптации к динамично меняющимся требованиям рынка, а во-вторых – существенным потенциалом абсорбции незанятой рабочей силы. Эта сторона экономики региона значима также с позиций численности плательщиков налогов в бюджеты разных уровней.