На самом деле влияние государства может быть направлено на расширение сферы действия и увеличение масштабов проявления положительных экстерналий.

К эффектам такого рода могут быть отнесены, в частности, рост стоимости бизнеса, развитие производственной и социальной инфраструктуры. При этом рост стоимости бизнеса происходит не только для производителей внешнего эффекта, но для всех его потенциальных потребителей, поскольку участники бизнес – группы формируют дополнительный спрос, изменяющийся в количественном и качественном отношении, усиливая тем самым позиции сопряженного с ними бизнеса.

Производственная и социальная инфраструктура, созданная бизнес-группой, как правило используется третьими лицами минуя рыночные сделки. Для потребителей она оказывается бесплатной. Но их выигрыш – это и выигрыш для экономики региона.

Таким образом, в отличие от принципа институционализации бизнеса, полученные эффекты не концентрируются в самой группе, а являются результатом ее действия, могут тиражироваться на всю территорию (т.е. становятся для всех участников бизнеса), и даже иметь трансрегиональный характер.

4. Поддержка региональными органами власти процессов формирования и развития бизнес-групп не ограничивает сферу государственного влияния. Самостоятельным объектом могут выступать перспективные виды бизнеса, как прогнозируемые государством, так и реально функционирующие.

Понятием «перспективный» мы определяем бизнес, удовлетворяющий определенным критериям: В числе основных: соответствие процессов его становления и роста общемировым трендам социально-экономического развития; способность генерировать мультипликативный эффект у контрагентов и партнеров; наличие потенциала для удовлетворения интересов не только частных (присущих отдельным группам его участников – собственникам, предпринимателям, персоналу), но и общественных.

Понятно, что перспективность всегда имеет конкретно – историческое содержание. Так, применительно к современным российским условиям перспективными видами бизнеса могут быть названы те, которые обеспечивают: восстановление и подъем реального сектора экономики, расширение финансовой базы предпринимательства; ускорение научно-технического прогресса; обновление технической основы и структуры производства; продуктивное освоение достижений зарубежного опыта эффективного хозяйствования и управления.

Обобщая вышеизложенное, можно выдвинуть следующую систему принципов взаимодействия на региональном уровне государства и бизнеса:

а) преимущественная поддержка бизнеса, реализующего конкурентные преимущества территории;

б) институционализация бизнеса, т.е. формирование некоторого множества взаимосвязанных бизнес – единиц, работающих на выполнение одной задачи;

в) содействие созданию и распространению положительных внешних эффектов бизнеса;

г) поддержка перспективных видов бизнеса.

Отметим, что обоснованные нами принципы реализуют цели и интересы государства как субъекта выработки региональной политики. Их учет необходим предпринимательским структурам для выработки их эффективных хозяйственных и управленческих стратегий.