Деятельность региональных органов по формированию таких групп ориентирована на получение совокупности разных эффектов.

Содержание политики

Региональная политика взаимодействия государства и бизнеса

Общая характеристика региональной социально-экономической политики

1. Регион – не просто часть страны, но это – подсистема экономики, обладающая особенными природно-климатическими, общественно-политическими и социально-экономическими характеристиками. Особенности объекта обусловливают специфику подхода к управлению процессами его развития. Конечно, эта специфика относительна, поскольку всегда присутствуют достаточно выраженные общие связи и зависимости. Поэтому региональная политика всегда сочетает элементы общего, присущего государственной политике в целом, и особенного. Проблема ее разработки состоит в обеспечении целостного сочетания общего и особенного в условиях конкретной экономической системы.

2. Региональная политика всегда есть результат совместных действий органов федерального и регионального уровней.

Региональные органы власти должны:

Во-первых, они должны четко определить место региона в экономике страны, ее секторах и отраслях.

Во-вторых, в компетенцию региональных органов власти входит постановка целей развития регионов и их согласование с целями развития экономики страны.

В-третьих, существенным является дополнение условий, которые разработаны федеральным центром, исходя из организационных возможностей и ресурсной базы, которыми располагают региональные власти.

В-четвертых, региональные органы власти осуществляют селекцию инструментов, применяемых в регулировании тех или иных сфер социально-экономической системе субъекта РФ.

Реализация ФЗ №131 позволит на определенном этапе активно участвовать в реализации региональной политики органы местного самоуправления.

3. Структура региональной политики включает следующие основные элементы:

-цели, которые намерено реализовать государство при взаимодействии с другими субъектами; цели декомпозируются на задачи;

-эффекты, отражающие интересы государства и других участников политики;

- принципы взаимодействия государства с другими участниками политики;

-механизм реализации политики (т.е. набор форм, методов и инструментов управления).

 

 

 

При всем многообразии целей взаимодействия государства и бизнеса следует выделить те из них, достижение которых обосновано в теории и подтверждено позитивной экономической практикой. Их обобщение позволяет выделить следующий состав:

-активизация инвестиций;

-создание среды, благоприятной одновременно для реализации интересов государства и бизнеса;

-формирование прогрессивной структуры экономики по секторам, отраслям и регионам.

При постановке первой цели органы государственной власти исходят из того, что многообразные формы государственной поддержки бизнеса (субсидии, дотации, налоговые льготы и др.) вызывают его ответную реакцию.

На региональном уровне органы власти при использовании этих форм исходят из того, что они предназначены для повышения привлекательности определенной деятельности либо территории за счет снижения расходов бизнеса и соответственного увеличения частных инвестиций.

При реализации второй цели принципиальное значение имеет определение интересов, согласованно реализуемых государством и бизнесом. Их основной состав может быть определен следующим образом: расширение числа рабочих мест, относительное снижение бремени социальных трансфертов, улучшение состояния окружающей среды, возрастание ценности собственности. Безусловно, названные интересы имеют разную значимость и степень реализации в экономиках разного уровня развития но в теории и практике их постановка и реализация выражены достаточно явно.

Воздействие государства на бизнес для формирования прогрессивной структуры региональной экономики, не имея фундаментального теоретического обоснования, получило реализацию в современных прикладных работах и государственных программах регионального развития, как ответ на настоятельные запросы практики. Достаточно указать на приоритетные сферы их применения: наукоемкое, экспортоориентированное производство, сглаживание территориальных различий.

Другой компонент политики – эффекты. Эффекты включают рост налоговой базы в перспективе, стоимость новых рабочих мест, увеличение функционирующего капитала и иной собственности.

Третий компонент - критерии выбора участников взаимодействия органов власти и бизнеса.

Реально существует две группы критериев.

Первая задает рамочные условия, в которых функционирует бизнес. При этом его цели являются исходными и самодостаточными. Состав этих критериев определен системой правовых норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность. Эти критерии ориентированы на балансирование интересов государства и бизнеса в целом или государства и больших бизнес-групп (малый бизнес, финансово-промышленные группы, экспортеры и импортеры и др.).

Применение критериев второй группы преследует цель выработки такого экономического поведения бизнес-единиц, которое изначально детерминировано интересами государства. В качестве таких критериев могут быть названы следующие:

- финансовая устойчивость коммерческих организаций (фирм, предприятий);

- сопоставимость выпадающих бюджетных доходов с вероятными выгодами в будущем;

- принадлежность предприятий к базовым отраслям, обеспечивающим высокий мультипликационный эффект;

- отнесенность предприятий к перспективным секторам бизнеса;

- характеристика предприятий как социально значимых, в том числе градообразующих.

Система принципов взаимодействия государства и бизнесаимеет несколько уровней. На первом выделяются принципы построения любой государственной политики (например, увязки текущих задач со стратегическими целями экономического развития, системности мер, обеспечивающих достижение поставленных целей и др.). На втором – общие принципы взаимоотношения государства и бизнеса в общественной системе (дополняющая роль механизма государственного регулирования по отношению к саморегулированию рыночной системы, балансировка интересов субъектов взаимодействия, комплексность воздействия и т.д.). Наконец, на третьем уровне появляются принципы, отражающие особенности взаимодействия государства в регионе. Следует заметить, что данный компонент политики в исследованиях вообще не отражен. В лучшем случае даны общие принципы взаимоотношений государства и бизнеса, не зависящие ни от экономического развития стран, ни от уровня органов власти, осуществляющего экономическую политику.

Определим основные теоретические положения, на основании которых формируются принципы взаимодействия региональных органов власти и бизнеса.

1.Регион, это - подсистема социально-экономической системы общества. Следовательно ее развитие должно быть подчинено общим экономическим целям и задачам. Поэтому оно не должно происходить в ущерб и за счет других территорий и, напротив, вызывать положительные эффекты в других регионах. Оптимальным является вариант, при котором регион использует свойственные ему преимущества, которых лишены другие территории. Иными словами, речь идет о соответствии экономического поведения региона принципу оптимальности по Парето.

Именно следование этому принципу позволяет получить мультипликативный эффект. В его основе прирост объемов и качества результатов, которые для других подсистем могут выступать в качестве входных ресурсов (например, доходы населения региона – это потенциал спроса на продукцию и услуги других регионов, как, впрочем, и та их часть, которая принимает форму инвестиций).

2. С точки зрения обеспечения равенства условий для всех участников экономических процессов, максимального ограничения субъективизма и повышения эффективности использования ограниченных государственных ресурсов предпочтительным является вариант поддержки бизнес-групп.

Первый –синергетический, отражающий появление интегрированной совокупности предпринимательских структур.

Второй – эффект масштаба.Составляющими этого эффекта являются также обмен информацией, рабочей силой и технологиями между фирмами, работающими в одной группе.

Третий эффектсвязан с большей устойчивостью бизнеса как некоторой целостности, поскольку отдельные возмущения во внешней среде могут быть погашены за счет более разнообразной и объемной ресурсной базы.

3. Традиционный подход к экономической роли государства в отношении внешних эффектов бизнеса связан с погашением мерами государственного воздействия негативных внешних эффектов.