S 5. Биосоциология
Не менее энергично осуществлялись в недавние времена исследования отношений между биологическими и социокультурными явлениями. А). Многие социологи пытались анализировать человеческо общество в терминах биологического организма, дабы понять, в чем социальный организм структурой и своими процессами похож на низм биологический и чем он отличается от него. Некоторые гипотез
ения были получены через такую биоорганицистскую интерпрета- и зна^оцИОКультурных явлений, хотя результаты ее были довольно цИ1° ными. Работы П. Лилиенфельда, Г. Спенсера, А. Шэффля, Р. скр°м и. Новикова и, ближе к нашему времени, К. Джини, JIa ВоРм 'а и Кьеллена внесли наиболее важный вклад в эту область. Б). ^P^ujoe число ученых активно отрицают роль таких биологических Б°ЛтоРОВ, как строение тела, раса и наследственность, в человеческой ФаКгеЛьности и социокультурной жизни. А. де Гобино, X. Чемберлен ДеЯ иоН популяризаторов, подобно М. Гранту, а в более поздние Й Лмена целый сонм нацистских идеологов создали особую философию Вгтории, интерпретированную через эти факторы. Почти каждое социо- льтурное явление от поведения индивида до подъема и упадка цивили- Капнй рассматривалось ими как управляемые факторами расовой принадлежности и наследственности. В). В. де Лапуж, О. Аммон и другиеIмтропометристына базе изучения антропометрических черт рас и большого числа измерений поддержали предыдущие теории, утверждая превосходство нордической расы и ее ведущую роль в истории человечества. Они дошли до того, что сформулировали несколько своих законов социальной стратификации, социальной селекции, урбанизации, подъема и упадка наций и социальных классов, причем все это интерпретировалось ими сквозь призму расовых и наследственных биологических факторов. Ч. Ломброзо и совсем недавно Э. Гутон попытались доказать, что преступность и ее формы вызываются биологическими признаками индивидов. Другие развивали тот же подход, но в отношении умственных способностей и творческих достижений людей-гениев. Г). Еще один вариант этой биологической интерпретации социальных явлений был создан многочисленными генетиками, евгениками, биометриками и биологами, которые предписывали всепоглощающее значение факторам наследственности, отбора и другим схожим с ними условиям. Ф. Галь- тон, К. Пирсон и огромное число других ученых не раз проводили такого рода исследования. Д). Другое течение биологической интерпретации связано с дарвинистской школой, которая использует такие понятия, как борьба за существование, выживание наиболее приспособленных, биологический отбор и наследственность, для того чтобы объяснить большое число социокультурных явлений, таких, как война, социальный антагонизм, революция, подъем и упадок наций, нормы этики и права и т. д. Работы Гумпловича, Раценгофера, Вольтмана, оаккаро и Насмита являются образцами этого течения биосоциологической мысли. Е). Другая ветвь биосоциологии представлена демографической школой, предпринимающей многочисленные и часто очень трудодне исследования по влиянию плотности населения и его размеров на Р зличные социокультурные явления. Эти статистические исследования и ^ненных процессов (рождения, смерти, браки, разводы, заболевания вы ^ дают нам специальную социологию населения, поскольку они инст ЛЯЮТ биологические факторы плотности и размеров населения как ТИч РУМентальные в определении форм социальной организации, поли-j^ckhx режимов, успеха или неудач идеологий, различных религиоз- К Bvr^083™^' ноРм пРава и т. д. работы А. Коста, М. Ковалевского, Кули Ле' К- Джини, Р. Перла, Дж. Браунли, Дж. Юла, Ф. Карли, Е. и А. гичес^16^08' Карр-Саундерса являются типичными для этой социоло- вают °и щколы. Ж). Наконец, все теории, которые особенно подчерки- и бесгВаЖН^Ю Роль инстинктов, рефлексов, биологических потребностей кУльт^ЗНа?ельнь1Х сил в человеческом поведении, менталитете и социо- гтщ. рР?°и жизни, также принадлежат к биосоциальной ветви социоло- аооты Фрейда, Юнга и других психоаналитиков, Г. Блюхера,
В. Мак-Дугалла, Г. Эллиса, В. Троттера, Дж. Ватсона и других биХе ористов представляют эту ветвь социологии.
Взятые в целом, все эти направления исследований взаимоотношен между биологическими и социокультурными феноменами собрали не Я роятный объем впечатляющих данных в этой области и выявили rf6 важных закономерностей и корреляций между этими классами явлений*Они осветили многие проблемы, как общие, так и специальные, в of!' ласти того, как биологические факторы обусловливают социоку'льту ные явления, и наоборот. С другой стороны, в большинстве этих и следований было преувеличено влияние биологических факторов н* говоря уж о том, что некоторые из их открытий оказались ошибочными6 Эти ошибки позднее были обнаружены и исправлены в критических работах других социологов, в том числе и биосоциологов1.
Когда мы обращаемся от изучения космических (или географических) и биологических явлений к социокультурному пространству в его структурных и динамических аспектах, классах и типах, мы обнаруживаем все разнообразие подходов, методов и концептуальных схем, используемых учеными. Это разнообразие можно легко свести к трем главным школам в социологии: 1) механистической, 2) психологической, 3) социо- логистской или социокультурной. Каждая школа, в свою очередь, делится на несколько направлений. В то время как в теории эти школы и составляющие их направления частично противоречат одна другой, они могут быть законным образом дифференцированы как в связи со специфическим набором явлений, на котором каждая сосредоточивает свое внимание, так и по специфической методологической и концептуальной схеме, которые они используют. Тот факт, что психологическая школа изучает прежде всего психические аспекты социокультурного пространства, а социологистская школа делает упор на самих социокультурных аспектах, еще не означает, что эти теории обязательно противоречат друг другу. Разница скорее заключена в специфической позиции, с которой исследуется многообразное социокультурное пространство. Результаты, полученные под одним углом зрения, в большинстве случаев дополняют, а не противоречат результатам, полученным с других исследовательских позиций. В итоге такого расхождения мы имеем более адекватное и разностороннее знание многообразного социокультурного пространства. Это следует особо подчеркнуть, чтобы избежать часто совершаемой ошибки, когда концептуальное разнообразие воспринимается как знак незрелости социологии. Поскольку пространство само является многосторонним, должны логически сосуществовать несколько углов зрения, каждый из которых специализируется на изучении одного из основных аспектов действительности. Такую специализацию можно обнаружить, между прочим, в любой фундаментальной науке от физики до химии и биологии. Давайте кратко рассмотрим три только что упомянутые школы.