S 1. На Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме, в средневековой Европе и в мусульманском мире

Хотя слово "социология", введенное Огюстом Контом, имеет спя внительно недавнее происхождение, несистематизированные наблюде ния и обобщения социологического характера являются столь же древ[ ними, сколь и другие общественные науки. Они содержатся в зНа~ чительном числе древних манускриптов. Человеческое знание в далеком прошлом было еще не разделено по отраслям и отдельным научным дисциплинам, которые для нас сейчас привычны. Большинство шедевров прошлого содержали в синкретической форме элементы того, что было позднее названо религией, поэзией, философией, естествознанием и социальными науками. Частью эти труды являются совершенно социологическими по своему характеру. Многие фрагменты конфуци­анских текстов — теории пяти социальных отношений (почтительность к старшим, благотворительность и взаимность как квинтэссенция со­циальности, ритуал, церемонии, поэзия и музыка как средства со­циального контроля) — являются не политическими, не философскими по своему характеру, но определенно социологическими. То же самое верно и в отношении ряда текстов даоизма, трудов других китайских социальных философов. Таким же образом многие трактаты древ­неиндийских мыслителей, в особенности "Законы Ману", "Бригаспати", "Нарада" и "Установления Вишну", являются крупными социологи­ческими исследованиями, выделяющими повторяющиеся характеристи­ки и отношения, общие для всех или для специфических классов социокультурных явлений[99].

С еще большей уверенностью можно говорить осоциологическом крене втрудах греческих, римских исредневековых ученых. Даже мысли­тели досократовского времени вДревней Греции, такие, как Солон, Парменид, Гераклит, Пиндар иПротагор, предложили много социоло­гических обобщений. "История Пелопоннесской войны" Фукидида соде­ржит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны иполитических режимов, не говоря уже о его дедукциях по поводу отношений между различными классами социокультурных явле­ний. "Государство" Платона, его "Законы" инекоторые диалоги, такие, например, как "Политик", так же как "Политика" Аристотеля и вмень­шей степени "Никомахова Этика", являются крупными произведениями по общей испециальной социологии, что подтверждается их анализом дружбы как особого типа социальности, дифференциации и стратифика­ции. Дальнейшее доказательство социологического содержания этих произведений можно найти вих общих теориях революции, исследова­нии циклов вэволюции политических режимов, корреляций между типа­ми личности, культуры и политическими укладами и т. д. В "Истории Полибия содержится социологический анализ. Работы Страбона, Вар- рона, Цицерона, Лукреция, Колумеллы, Птолемея, многих менее извест­ных авторов, таких, как историки Дикеарх, Флор иДиодор Сицилийс­кий, риториков Цензорина, Цельза, Секста Эмпирика, поэта от наук** Марка Манилия идругих авторов, столь же плодотворны в социологи­ческом отношении. Особенно велик был вклад выдающихся римских

^объединенных

нныйанализ иопределение всех основных социальных институтов 3оЙДе ых форм социальных отношений: брака, семьи, государства, иНвенностии владений и т. д.1 Социологические исследования былисзлженыАвгустином, Иринеем идругими отцами церкви, работы ГФОД так же> как и работы других средневековых мыслителей (напри- котор^ гена> Исанна Солсберийского, Йоахима де Флора), юристов

ластиков (^пример, Данте, Пьера дю Буа, Марсильо из Падуи,

а ^берта Великого,Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Николая Ку-- ского идругих), содержат ряд социологических наблюдений и обоб- За*ний в различных областях социологического знания. Большинство^ебниковигнорирует средневековье, как будто в нем не было ни поли­тических,ни экономических, ни социологических, ни философских те-ооий. Насамом же деле оно гораздо богаче работами во всех этихобластях,чем обычно думают, инуждается в более тщательном ис­следовании, чем то, что предпринималось до сих пор2.

Однакодо XIV века социология едва ли представляла собой систе­матическуюдисциплину. Такой вид она приобрела снаписанием в XIV веке "Исторических пролегомен" (1377) великим арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном (1332—1406). В этом об­ширномтруде Ибн Халдун всесторонне рассмотрел почти все основные проблемы современной общей и специальной социологии в условияхкочевыхи цивилизованных обществ. Большие куски этой работы кажут­ся вполне современными и в настоящее время. Вместе сПлатоном, Аристотелем, Вико и Контом Ибн Халдун бесспорно является одним из отцов — основателей социологии (также, как, впрочем, и научной ис­тории). К несчастью, работа Ибн Халдуна оставалась неизвестной за­падным ученым вплоть до начала XIX века.