S 1. На Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме, в средневековой Европе и в мусульманском мире
Хотя слово "социология", введенное Огюстом Контом, имеет спя внительно недавнее происхождение, несистематизированные наблюде ния и обобщения социологического характера являются столь же древ[ ними, сколь и другие общественные науки. Они содержатся в зНа~ чительном числе древних манускриптов. Человеческое знание в далеком прошлом было еще не разделено по отраслям и отдельным научным дисциплинам, которые для нас сейчас привычны. Большинство шедевров прошлого содержали в синкретической форме элементы того, что было позднее названо религией, поэзией, философией, естествознанием и социальными науками. Частью эти труды являются совершенно социологическими по своему характеру. Многие фрагменты конфуцианских текстов — теории пяти социальных отношений (почтительность к старшим, благотворительность и взаимность как квинтэссенция социальности, ритуал, церемонии, поэзия и музыка как средства социального контроля) — являются не политическими, не философскими по своему характеру, но определенно социологическими. То же самое верно и в отношении ряда текстов даоизма, трудов других китайских социальных философов. Таким же образом многие трактаты древнеиндийских мыслителей, в особенности "Законы Ману", "Бригаспати", "Нарада" и "Установления Вишну", являются крупными социологическими исследованиями, выделяющими повторяющиеся характеристики и отношения, общие для всех или для специфических классов социокультурных явлений[99].
С еще большей уверенностью можно говорить осоциологическом крене втрудах греческих, римских исредневековых ученых. Даже мыслители досократовского времени вДревней Греции, такие, как Солон, Парменид, Гераклит, Пиндар иПротагор, предложили много социологических обобщений. "История Пелопоннесской войны" Фукидида содержит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны иполитических режимов, не говоря уже о его дедукциях по поводу отношений между различными классами социокультурных явлений. "Государство" Платона, его "Законы" инекоторые диалоги, такие, например, как "Политик", так же как "Политика" Аристотеля и вменьшей степени "Никомахова Этика", являются крупными произведениями по общей испециальной социологии, что подтверждается их анализом дружбы как особого типа социальности, дифференциации и стратификации. Дальнейшее доказательство социологического содержания этих произведений можно найти вих общих теориях революции, исследовании циклов вэволюции политических режимов, корреляций между типами личности, культуры и политическими укладами и т. д. В "Истории Полибия содержится социологический анализ. Работы Страбона, Вар- рона, Цицерона, Лукреция, Колумеллы, Птолемея, многих менее известных авторов, таких, как историки Дикеарх, Флор иДиодор Сицилийский, риториков Цензорина, Цельза, Секста Эмпирика, поэта от наук** Марка Манилия идругих авторов, столь же плодотворны в социологическом отношении. Особенно велик был вклад выдающихся римских
^объединенных
нныйанализ иопределение всех основных социальных институтов 3оЙДе ых форм социальных отношений: брака, семьи, государства, и ?°Нвенностии владений и т. д.1 Социологические исследования былисзлженыАвгустином, Иринеем идругими отцами церкви, работы ГФОД так же> как и работы других средневековых мыслителей (напри- котор^ гена> Исанна Солсберийского, Йоахима де Флора), юристов
ластиков (^пример, Данте, Пьера дю Буа, Марсильо из Падуи,
а ^берта Великого,Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Николая Ку-- ского идругих), содержат ряд социологических наблюдений и обоб- За*ний в различных областях социологического знания. Большинство^ебниковигнорирует средневековье, как будто в нем не было ни политических,ни экономических, ни социологических, ни философских те-ооий. Насамом же деле оно гораздо богаче работами во всех этихобластях,чем обычно думают, инуждается в более тщательном исследовании, чем то, что предпринималось до сих пор2.
Однакодо XIV века социология едва ли представляла собой систематическуюдисциплину. Такой вид она приобрела снаписанием в XIV веке "Исторических пролегомен" (1377) великим арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном (1332—1406). В этом обширномтруде Ибн Халдун всесторонне рассмотрел почти все основные проблемы современной общей и специальной социологии в условияхкочевыхи цивилизованных обществ. Большие куски этой работы кажутся вполне современными и в настоящее время. Вместе сПлатоном, Аристотелем, Вико и Контом Ибн Халдун бесспорно является одним из отцов — основателей социологии (также, как, впрочем, и научной истории). К несчастью, работа Ибн Халдуна оставалась неизвестной западным ученым вплоть до начала XIX века.