Экономические: а, Ь, с, п, m, f политические: а, Ь, с, h, d, j религиозные: a, b, с, g, i, q и так далее.

Допустив, что все остальные виды социокультурных феноменов имеют такие же общие элементы и отношения, как а, Ь, с, и все они принадлежат к одному роду социокультурных феноменов, то они не могут не обладать ими, и соответственно изучение этих общих элементов — а, Ь, с — будет составлять основную задачу социологии. С другой стороны, исследование того, как осуществляется связь между несовпадающими элементами, скажем, п, h, j (например, как про­изводительные циклы связаны с циклами вразвитии преступности, научных теорий, самоубийств, художественных вкусов, революций и так далее), составляет ее вторую важнейшую задачу. Ни одна из этих задач не решается какой-либо другой общественной наукой; ни одна из них не принадлежит логически другой науке. Они охватывают специальную область социологии.

Наряду сэтой глубинной разницей между задачами социологии изадачами генерализирующих общественных наук существует важное отличие вих основных допущениях, касающихся природы человека и от­ношений между социальными явлениями. Дискретный характер экономи­ки побуждает ее постулировать наличность homo economicus — чисто экономического существа, руководимого экономическим интересом иутилитарной рациональностью, что приводит к полному исключению неэкономических религиозных верований инеутилитарных моральных убеждений, антиэгоистичного альтруизма ине приносящих доходахуд0" жественных ценностей, нерациональных нравов и иррациональныхстра­стей. Всоответствии сэтим экономические явления воспринимаютсяка совершенно изолированные от других социокультурных феноменови не­подвластные религиозным, юридическим, политическим, художестве ным или моральным силам. Столь же односторонним путем реализует идея оhomo politicus вполитической сфере, равно как иhomo religi°s всфере религии. т_

Вотличие от подобных допущений homo socius социологиейРасС1ЛлЬ- ривается как родовой имногогранный homo, одновременно инеРа3<д^ц- но экономический, политический, религиозный, этический, художеству ный, частью рациональный и утилитарный, частью нерациональн ^ и даже иррациональный ипри всем при этом отличающийся непрс^^нымвзаимодействием всех этих аспектов. Соответственно каждый &1

культурных явлении рассматривается социологиеи как связанный с°иИ°ми остальнымиклассами (правда, с различной степенью взаимо- с° имости), которые находятся под влиянием всего остального социо- Завис г0 пространства и, в свою очередь, влияющими на него.

смыслесоциология изучает человека и социокультурное простра- & эГ0 таКИми, какие они есть на самом деле, во всем их разнообразии, ^подлинные сущности, в отличие от других наук, которые в целях каклитики рассматривают явления, искусственно выделяя их и полно-изолируяот остальных.

А) Теории причины самоубийств. Предыдущее повествование ясно азывает на специфические функции социологии среди смежных социа- и гуманитарных дисциплин, как, впрочем, и на познавательную Лначимость этих функций. Без дисциплины, осуществляющей эти функ-3 и назовемли мы ее социологией или абракадаброй, невозможноСлучитьадекватное знание оважных социокультурных феноменах. Паже такое,как может показаться, малозначительное явление, как само­убийство,не может быть адекватно понято, особенно втом, что касается его причин,без изучения его врамках социокультурного пространствачеловекав целом. Дабы четче прояснить вопрос о функциях социологии,остановимсядля краткого анализа на проблеме самоубийств иегопричинах.Это явление рассматривается биологией и медициной, психи­атрией,психологией, историей, экономикой, политологией, правом, эти­кой и другими биологическими, социальными и гуманитарными дисцип­линами. Каждая из них пытается найти причины всвоей собственной области. Биологи иврачи общего профиля ищут их вплохом здоровье и прочих биологических условиях; психиатры, специалисты вобласти психических патологий и расстройств, и психологи — втом или ином болезненном опыте, подобно безответной любви, разочарованиям, стра­ху скандала или наказания и т. д. Географы ищут причины вклиматичес­ких и других подобных им условиях; экономисты — вэкономических факторах, подобно бедности, депрессиям и банкротству. До определен­ной степени каждая из этих теорий верна. Но ни одна из них не является адекватной, поскольку не может объяснить целый ряд фундаментальных свойств самоубийств, таких, как тип людей, их совершающих, частота их распределения вразличных обществах, периоды возрастания и убыва­ния, и т. д.

История вообще не может ответить на эти вопросы, она просто описывает уникальные или непохожие на другие случаи самоубийства ® различные исторические периоды. Описание условий, при которых ^нека вскрыл себе вены, не является причинным анализом и даже не претендует на это. Когда указывают на несчастную любовь или психи- еское заболевание, то и это не является причиной, поскольку миллионы *одей в подобных обстоятельствах не совершали самоубийств. То же Мое можно сказать о любом отдельном случае самоубийства, изуча- д в соответствии с какой-либо одной из специальных дисциплин. Пои СТ°е частное исследование того или иного случая не вскрывает его поскольку у нас нет должных когнитивных условий для того, уби~ы найти одну постоянную причину среди сотен переменных. Само- в 0!?Ство же следует исследовать как феномен, который повторяется стан НЫХ °бществах и в различные периоды. В таком качестве оно Фено°ВИТСЯ не сдельным случаем, а родовым процессом или типичным тарном, существующим всегда и повсюду. Если его рассматривать груПп, 0"Разом, то мы получим данные о его частотности в различных Ные и пеРиодах. Имея эти данные, мы можем проверить специаль- е°рии врачей, биологов, психологов,, психиатров, экономистов

и географов. Проверка показывает, что их теории содержат в лучи случае лишь небольшую часть правды, но далеко не всю правду.

Возьмем, к примеру, экономическое объяснение причин самоубийст Проведенное В. Херлбартом исследование самоубийств в Соединений Штатах в 1902—1925 годах на первый взгляд поддерживает теорию к экономических причинах самоубийств[90]. Кривая флуктуаций бизне- и кривая самоубийств в Соединенных Штатах в эти годы кажутся хороцГ* синхронизированными, периоды депрессии сопровождаются увеличени° ем числа самоубийств, а периоды процветания — их уменьшением.

Близкие результаты были получены Л. Даблином и Б. Бунзелем в 1910—1931 годах. Коэффициент корреляции между месячным индек­сом бизнеса и месячным индексом самоубийств в период 1910-—-193| годов относительно высок. С. Крёзе, Э. Морселли, Э. Дюркгейм и М Хальбвакс отметили такое же возрастание самоубийств во время пери­одов депрессий. М. Хальбвакс обобщил значительное число данных указывающих на такое же отношение между периодами депрессии и са­моубийств в Пруссии, Германии, Австрии и Франции. В Австрии крах 1872 года сопровождался увеличением числа самоубийств примерно на 50 процентов. В Пруссии и Германии кривая самоубийств с 1881 по 1913 год двигалась в обратном направлении по отношению к кривой цен и параллельно с числом банкротств и финансовых крахов[91].

Хотя может показаться, что циклы самоубийств обусловлены и в доста­точной степени объясняются экономическими причинами, несколько более строгий анализ свидетельствует, что такая трактовка является лишь частичной правдой. Во-первых, даже в этих данных связь между самоубий­ством и бедностью или финансовым стрессом далеко не убедительна. Ни одно из этих исследований не дает высокого коэффициента корреляции между двумя явлениями. Поэтому для того чтобы объяснить флуктуации кривой самоубийств, нужен учет и других факторов. Во-вторых, если бы экономические причины были на самом деле главными факторами само­убийств, то должно было бы ожидать, что самоубийства будут иметь тенденцию к уменьшению в данной стране при улучшении ее экономическо­го благосостояния. Действительное положение дел совершенно иное. Почти во всех европейских странах реальная заработная плата и уровень жизни поднялись на 200—300 и более процентов в течение XIX века, особенно во второй его половине. Однако кривая самоубийств почти во всех этих странах не опустилась, а, напротив, поднялась именно в этот период. За последние шестьдесят или семьдесят лет процент самоубийств на 10 тысяч жителей поднялся в Италии от 2,8 до 8,3 %, во Франции — от 7,1 до 23, в Англии — от 7,3 до 11, в Пруссии — от 10,6 до 20,5, в Соединенных Штатах — от 3,18 (в 1860 г.) до 11,9 % (в 1922 г.). Лишь в Германии, Норвегии, Швейцарии и Дании кривая самоубийств двигалась хаотично Во всех этих странах уровень жизни существенно возрос с 1840 по 1914 год.

Такая зависимость сразу показывает, что долговременные тенденции самоубийств не объясняются экономическими факторами бедностиипроцветания. К тому же выводу мы приходим, когда рассматриваем

Р ные страны, такие, как Балканские государства или Россия, в XIX зграр£ЫЛИ беднее, чем западные индустриальные страны. И однако веке саМОубийств в этих более бедных странах было ниже, чем чисЛ анаХ процветающих. В средние века Европа была экономически 0 ее чем в ^^ 111111 ^^ столетиях, однако число самоубийств бе;1Н 'евековой Европе, похоже, было очень незначительным. Более 0 °o если бы экономическое процветание было главным противо­борствующим фактором, а бедность — главной причиной, мы должны ^^и бы ожидать, что бедные люди регулярно давали бы большее ело самоубийств, чем богатые. Однако данные свидетельствуют со- ^ошенно о другом. С уверенностью можно констатировать, что пре- ягеваюшие, особенно очень богатые люди имеют тенденцию к боль­шему числу самоубийств, чем бедные1.

Этихнаблюдений достаточно, чтобы утверждать, что экономические факторы сами по себе не объясняют ни распределение самоубийств, ни неосновные тенденции и флуктуации. Они определяют лишь некоторые малозначительные флуктуации в определенные периоды и в определен­ных странах (главным образом индустриальных и экономически разви­тых), но не более того2.

Любаятеория, пытающаяся объяснить явление лишь с помощьюодногоотдельного фактора, не уделяя должного внимания данномуобществуи культуре в целом, — ошибочна. Каким бы убедительным напервыйвзгляд ни было объяснение самоубийства в терминах физиогра­фических факторов, таких, как климат или времена года, более глубокий анализ этого явления показывает, что ни климат, ни смена времен года, ни долгота и широта не являются действительными причинами этого социального феномена. Самоубийства имеют достаточно общие сезон­ные флуктуации, которые достигают своего максимума в мае или июне в европейских странах; но причина их увеличения в эти месяцы скрыта не в погоде или температуре, а в интенсивности социальной жизни и социальных конфликтов. Если кривая самоубийств падает до миниму­ма во время июля, августа и сентября, причина опять-таки кроется не в климате или других физиографических факторах, а в ослаблении социальной жизни (отпуска и т. п.) и уменьшении социальных поводов к самоубийствам3. Хотя климат и другие географические факторы могут вносить свои коррективы, они сами по себе не являются основными и никоим образом не могут объяснить распределение самоубийств в про­странстве или их флуктуацию во времени.