Грамматические признаки имени существительного

Практическое занятие № 10

1. Категория рода.

2. Категория числа.

3. Категория падежа. Склонение.

 

1. Образуйте от приведенных ниже существительных формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа. Укажите, какие из этих существительных являются одушевленными, а какие – неодушевленными:

Герой, праздник, соловей, москвич, полк, яблоко, волна, актер, народ, брат, небо, дядя, медведь, автобус, окно, архитектор, лампа, плакса, вирус, космонавт, тип, марионетка, труп, валет, сардина, краб, кумир, язык, эмбрион, волокита, чудовище, подмастерье, чучело.

2. Определите род имен существительных:

Домище, городишко, волчище, купчишка, глазище, заборишко, басище, голосище, детина, зайчишка, ручонка, домина.

3. Возможно ли образование слов мужского рода от существительных:

Коза, стрекоза, стряпуха, молодуха, доярка, свинарка? Если нет, укажите причину.

4. Назовите род аббревиатур. Укажите, как определяется род таких слов:

ТАСС, АТС, НИИ, БАМ, МХАТ, ЦУМ, РАО ЕЭС, ЗАО, ТОО, ФСБ, ВВС, ВМФ, ДГТУ, ЮФО

5.Как отмечает Л.А. Брусенская (& 1: 25), категория числа может иметь частные значения: 1) обобщенно-собирательное значение единственного числа; 2) значение класса (ед.ч.); 3) дистрибутивное значение (ед.ч.); 4) гиперболическое значение (мн.ч.); 5) значение условной неопределенности (мн.ч.); 6) значение состояния (мн.ч.). Определите частные значения числа в приводимых ниже примерах:

1. Беда в том, что у нас утерян престиж образования. Попробуйте выпускнику ряда университетов предложить работу в школе, его возмущению не будет границ: его, видите ли, унизили (журн.). 2. Пока же неизвестно, кого в степи больше – сурка или браконьера (газ.). 3. Гадюка обыкновенная ядовита. 4. Рыба дышит жабрами. 5. Бунтовщики потупили голову. 6. Какие там еще театры! 7. Машины только легковые, за рулями только летчики (Э. Рязанов). 7. В дипломах этих, украшенных государственным гербом и большой университетской печатью, удостоверялось, что мы с успехом сдали все испытания (В.Вересаев). 8. К этому семейству принадлежат многие съедобные грибы: груздь, рыжик, волнушка. 9. У нас гости: мама приехала! 10. Он из крестьян. 11. Массовый рыбак подвержен психозу, он волнами плещется по водоему, долбит, вертит, ругается, вспоминает прежние рыбалки, клянет прогресс, погубивший рыбу, сожалеет, что не поехал на другой водоем (В. Астафьев).

6. Что служит формальным выражением категории падежа? В чем сходство форм выражения этой категории с ранее рассмотренными? В чем отличие? Какое средство формального выражения падежных значений одинаково свойственно склоняемым и несклоняемым существительным? Рассмотрите эти вопросы на примере данных предложений.

1. В доме были только пустые стены. 2. Он стоял у стены. 3. От дома остались три стены. 4. Письмо друга. 5. Письмо другу. 6. Написал письмо. 7. Купил пальто. 8. Надел старое кашне. 9. Подъехало желтое такси. 10. Он приехал в желтом такси. 11. Он обмотался пестрым кашне.

7. Определите значение падежа у выделенных имен существительных. Можно ли говорить о неоднозначности толкования значения? Каждый ли из приведенных примеров будет неоднозначен, если мы заменим выделенные существительные склоняемыми?

Посылка атташе, письмо кюре, восхищение жюри, воспитание шимпанзе, покупка пони.

8. Определите тип склонения следующих существительных:

Рыбак, заливное, опилки, коллега, воробьишка, гроза, оперение, дерзость, буря, метро, вермишель, граната, кудри, такси, подруга, туловище, багаж, дыня, управляющий, бремя, пельмени, фойе, племя, мозоль, мастерская.