Человеческая личность как продукт социокультурных сил

Родившись,человек еще не является личностью или субъектом надо- рганической жизни. Его "я" и имя, научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, моральные убеждения, манеры и нравы, занятия, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь — ничто еще не предопределено. Его можно сравнить с фоног­рафом, на котором можно проигрывать любую запись. Хороший фоног­раф конечно же лучше воспроизводит любую запись, чем плохой. Но то, какие записи он будет играть — симфонию Бетховена или джаз, — не зависит от фонографа. Точно так же человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать "социокультурные записи", чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какие записи он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Зовут ли его Смит или Джонс, протестант ли он или буддист, говорит ли он по-английски или по-турецки, респуб­ликанец он или демократ, лифтер или король, является ли он граждани­ном России или Сиама, состоит в моногамном или полигамном браке, носит восточную или американскую одежду — эти и другие социокуль­турные характеристики не наследуются биологически, а приобретаются процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, спитывается, получает образование. TD ^ж°зеф Райнхарт, рожденный в американской семье, был в возрасте прив ЛСТошен своими родителями, усыновлен китайской семьей, нымСЗеН ? Китай и воспитывался там до девятнадцати лет, став типич- ВлизнИТаЙЦСМ по ЯЗЫКУ> мыслям и верованию, манерам и образу жизни1, до «ш. рожденные с одинаковыми организмами, развивают свой ум если ИЗН0Г0 УР°вня и имеют разные социокультурные характеристики, °ДнояйХ ПОме11*ают в разную социокультурную среду. Мейбл и Мери, ^РУгаяЦСВЬ1е близнецы, выросшие одна — на американской ферме, тесту в американском городе, показали множество различий по в МанегуЭН(^°^да"^инэ' также имели ярко выраженные отличия

Рах и нравах, несмотря на то что социокультурные различия

о ,

Seinfeld A. You ahd Heredity. N. Y., 1939.

между сельской и городской американской средой не являются слит*. существенными[89]. Организмы двух людей могут совсем немного ра^н ся, а могут быть и совершенно разными в биологическом смь**1^ например, они могут быть относительно слабыми и сильными физи^6,

--- --------------------- -------------------------- -- а------------------ ----------------------- "Сс*

оба эти человека могут стать королями или мультимиллионерам, в зависимости от социокультурных условий. Несмотря на значительн различия в биологической наследственности, дети, родившиеся и вырЬ1е

шие в англоязычных странах, имеют родным языком англииский; в пи ско-католическом окружении от 80 до 100% детей становятся католМ ками, и т. д. и*

А это означает: что касается социокультурных черт и жизненног пути человека, то каждый находится под воздействием надорганической среды, в которой он рождается и воспитывается. Даже определенные биологические характеристики косвенно определяются социокультурны­ми факторами. Во многих обществах предписывалось убивать детей рожденных с определенными табуированными чертами. Другие обще- ства запрещают браки между высшими и низшими кастами, между рабами и хозяевами или между определенными этническими, расовыми и религиозными группами. Таким путем социокультурные факторы обусловливают и контролируют до значительной степени то, какие виды биологических организмов воспроизводятся, а какие уничтожаются.

Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-первых, организм случшей наследственностью будет успешнее осуществлять социокультурные функции, предписанные ему надорганической средой. Во-вторых, биологические организмы, родив­шиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими словами, как социокультурные индивиды, мы являемся теми, кем мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведем себя таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы. В связи суказанными выше обстоятельствами предмет социоло­гии и социальных наук в целом отличается от предмета физических и биологических наук.