Учет прямых и косвенных расходов

Сравнительные данные различных методов анализа.

 

1. Предварительный анализ опасностей – определяет опасности для системы и

выявляет элементы для проведения анализа с помощью дерева отказов и анализа

последствий. Частично совпадает с методом анализа последствий и анализом

критичности.

Преимущества: является первым необходимым шагом.

Недостатки: нет.

2. Анализ с помощью дерева отказов – начинается с инициирующего события,

затем рассматриваются альтернативные последовательности событий.

Преимущества: широко применим, эффективен для описания взаимосвязей отказов,

их последовательности и альтернативных отказов.

Недостатки: большие деревья отказов трудны в понимании, требуется

использование сложной логики. Непригодны для детального изучения.

3. Анализ видов отказов и последствий – рассматривает все виды отказов по

каждому элементу. Ориентирован на аппаратуру.

Преимущества: прост для понимания, широко применим, непротиворечив, не

требует применения математического аппарата.

Недостатки: рассматривает неопасные отказы, требует много времени, часто не

учитывает сочетания отказов и человеческого фактора.

4. Анализ критичности – определяет и классифицирует элементы для

усовершенствования системы.

Преимущества: прост для пользования и понимания, не требует применения

математического аппарата.

Недостатки: часто не учитывает эргономику, отказы с общей причиной и

взаимодействие системы.

На прктике, при исследовании опасности системы, чаще всего последовательно применяются различные методы (например, предварительный анализ, затем - дерево отказов, затем – анализ критичности и анализ видо вотказов и последствий).

 

В предыдущих лекциях мы занимались закупками материалов, товаров, основных средств, а сейчас пришло время обратить внимание на основную задачу фирмы - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Независимо от того, что составляет основную деятельность организации, учет этой деятельности ведется на счете 20 "Основное производство". Бухгалтерские записи будут весьма похожими для фирмы, которая занимается оказанием консультационных услуг и для хлебопекарного завода или предприятия по производству мебельной фурнитуры.

20 счет используется для учета прямых расходов на производство продукции. Прямые расходы - это все те расходы, которые можно непосредственно включить в себестоимость продукции.

ПБУ 9/99 "Доходы организации" предписывает группировать расходы по обычным видам деятельности по следующим элементам:

  • материальные затраты ;
  • затраты на оплату труда ;
  • отчисления на социальные нужды ;
  • амортизация ;
  • прочие затраты.

Приведем пример. На промышленном предприятии рабочий выточил деталь на токарном станке. В себестоимость этой детали можно включить следующие затраты:

  • Стоимость израсходованных материалов
  • Заработную плату работника
  • Отчисления с заработной платы работника (Единый социальный налог)
  • Амортизационные отчисления на станок
  • Услуги сторонней организации для нужд основного производства

Расчет себестоимости продукции называют калькуляцией себестоимости. Калькуляция себестоимости - это очень важный инструмент управления организацией. Знание структуры и состава затрат на производство позволяет оптимизировать эти затраты, таким образом, управляя себестоимостью продукции, а это, в современных условиях жёсткой конкуренции, позволяет предприятиям выживать на рынке.

Приведенный перечень затрат вполне можно распределить по каждой единице произведенной продукции с довольно высокой точностью. Даже если каждый станок не будет оснащен индивидуальным счетчиком электроэнергии, в конце месяца всегда можно собрать все затраты электроэнергии цеха и поделить на количество произведенной продукции. Такие затраты называются прямыми - мы можем напрямую включить их в себестоимость продукции, причем, включить вполне обоснованно - ведь именно эти затраты были понесены при производстве продукции. Но в производстве есть и другой вид затрат. Эти затраты называют косвенными.

Весьма ярко суть косвенных затрат демонстрирует счет 26 "Общехозяйственные расходы". Этот счет служит для обобщения затрат на управление организацией. В частности, расходы на содержание бухгалтерии обычно относят на этот счет. Интуитивно понятно, что, например, расходы на канцелярские товары в бухгалтерии, расходы на оплату труда директора организации, тоже должны быть включены в себестоимость продукции. Существует несколько способов списания косвенных расходов. Например, все они в конце месяца могут быть списаны на счет основного производства, а для того, чтобы включить их в себестоимость единицы продукции достаточно будет разделить сумму косвенных расходов на количество продукции. Второй способ учета общехозяйственных расходов заключается в их списании на счет учета продаж.