S 3. Область надорганики

Другими словами, в своих развитых формах надорганика находцт исключительно в сфере взаимодействующих людей и продуктов взаимодействия. ^

Вне человека можно наблюдать лишь рудиментарные формы на дорганического поведения, подобно рефлексам и инстинктам, nen/ живаниям, чувствам и эмоциям, зачаткам репродуцирующего вооб ражения, элементарной ассоциации образов и рудиментарной спосо~ бности учиться на собственном опыте. Некоторые виды животных такие, как муравьи и мухи, имеют сложные организации, но omj базируются на врожденных рефлексах и инстинктах. Рефлексы и ин­стинкты лежат в основе и такой (производящей большое впечатление) деятельности, как строительство гнезд птицами, паутины пауками и ха­ток бобрами. Немного может узнать животное на основе лишь со­бственного опыта при отсутствии высокоразвитых нервной системы и мозга, сколько бы его ни учили.

Когда Келлогги пытались обучать в аналогичных условиях семиме­сячного шимпанзе и своего сына, который был примерно того же возраста, что и шимпанзе, то он сначала превосходил их ребенка в де­ятельности, которая обусловливалась анатомией, врожденными инстин­ктами и рефлексами. Он научился пользоваться ложкой, пить из чашки, открывать двери. Но шимпанзе не понимал человеческую речь, за ис­ключением нескольких простых слов и фраз, не мог научиться говорить или решать арифметические и другие задачи умеренной степени сложно­сти[86]. Не имея больших умственных способностей, животные не создают лингвистических, научных, философских или других надорганических систем. То немногое, чему они обучаются, усваивается ими главным образом через механизм условных рефлексов[87]. Как уже было показано, надорганика относится главным образом к сфере взаимодействующих людей и продуктам такого взаимодействия. Ни один человек, будучи с рождения изолированным от других людей, не может существенно развить свое сознание. Каспар Хайзер, Анна, Гесский мальчик, девочка из Сонги, Амала иКамала — "дети волка" — идругие изолированные от людей дети не умели говорить, не могли вспомнить свое прошлое или решить простые интеллектуальные задачи. Они в действительностибо­льше походили на животных, чем на разумные существа[88].

Научное знание, философская мысль, эстетические вкусы и другие составляющие надорганики не наследуются биологически, люди получа­ют их от других людей благодаря непрекращающемуся взаимодействию с культурой как носителем надорганических ценностей. Если бы любого из нас изолировать от мира людей, много ли он узнал бысамостоятель­но о нашей культуре? Элементарное владение языком, простейшие пра­вила сложения ивычитания, начальные сведения из физики и биологии, применение таких простых орудий, как рычаг, колесо, лук истрелы, или добывание ииспользование огня, легко осваиваемые семилетним маль­чиком, были бы недостижимы для 99% из нас, даже если бы мы жили сто лет и имели мозг Исаака Ньютона. Понадобились многие поколения взаимодействующих людей, чтобы были сделаны такие открытия и из-

ия В условиях полной изоляции от социокультурного мира обр61?* валисьбы века и тысячелетия, чтобы отдельные индивиды овла- цотре°°м этим, да и то вряд ли им это удалось. Индивидуальный опыт дели все весьма ограниченным. Изоляция от других людей лишает являете £есконечно богатого опыта, накопленного благодаря милли- чеЛ<>ве*оКОдений. В этом случае его сознание обречено оставаться на онам дИМентарном уровне. Даже развитый, умный человек начинает ^М01щ1ровать, если он вырывается на долгое время из взаимодействиядеГ ь!ми исоприкосновения с созданным человеком миром. сЛ1Наука, философия, религия, этика, технология, искусство и социа- е структурысоздавались и обобщались благодаря деятельности ЛЬНЬисленных человеческих поколений. Определенное приращение надо- может возникать из взаимодействия инноватора и предшест- Pra культуры,но накопление знания, являющееся точкой отсчета, «Ь еСть продукт человеческого взаимодействия. В этом смысле надор- ^ническая культура может рассматриваться как прямой или косвенныйпродуктвзаимодействия между людьми.