Государственная социальная помощь.
Пособие на погребение.
Закон «О погребении и похоронном деле»
Данное пособие выдается отдельно от всех.
Право на это пособие имеет право как лицо, так и организация.
В органах ЗАГС одновременно со свидетельством о смерти выдается справка о выдаче пособия на погребение (выдается один раз).
Срок обращения – не позже 6 месяцев со дня смерти.
Размер пособия на погребение – «в размере стоимости ритуальных услуг, которые оказываются в этом регионе».
Реальный размер – в статье 10 («выдается лицам, что взяли на себя похороны»). До этого – размер пособия составлял 1000 рублей, сейчас – 4000 рублей. Эта сумма гарантируется на федеральном уровне. Закон предусматривает возможность повышения размер этого пособия по решению субъекта федерации (к примеру, Москва – 15.000 рублей).
Пособие выдается в день обращения с заявлением в орган социальной защиты по месту жительства умершего. В иных случаях установленный федеральный размер выплачивается страхователем (работодателем), который может и увеличить этот размер – оплата за счет собственного бюджета.
Это самостоятельный, конкретный вид социального обеспечения.
Закон от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи»
Право на социальную пенсию + право на государственную социальную помощь.
Социальная пенсия – не требуется доказывание источника средств существования, а только достижение пенсионного возраста либо наличие одной из групп инвалидности.
ГСП («помощь бедным») – предоставляет источник средств существования, дополнительный источник, но только тем гражданам у которых среднедушевой доход (один гражданин – один доход) ниже прожиточного минимума в данном регионе.
17 июля 1999 года – к моменту принятия Россия пыталась получить от МВФ очередной транш помощи и орган, будучи «высокогуманным», прислал разъяснения: Россия получит транш только если она «урежет свои социальные расходы, ибо Россия живет не по средствам…». Государство принимается закон «О ГСП» и отказывается от традиционного существенного повышения пенсии, чтобы сам уровень пенсионного обеспечения гарантировал каждому право на жизнь и на достойные условия жизни. Несмотря на принятый закон, международный банк отказал России в транше. Первоначально закон представлял собой
Размер (объем) предусматривал оказание помощи как в денежной, так и в натуральной форме при разнице между средствами к проживанию лица (получаемого дохода) и установленном прожиточном минимумов (уплата разницы). Могут быть предоставлены продукты, средства ухода за больным и др. (натуральная помощь). Юридический факт – доказательство бедности (доказывается тем, кто просит и претендует на ГСП).
Орган социальной помощи может проверить достоверность предоставленных сведений и при установлении того, что не все соответствует действительности – увеличивается срок для вынесения решения.
ГСП просуществовала в этом виде до 1 января 2005 года.
1 января 2005 года – принятие ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года – внесение изменений в федеральные нормативные акты с целью перераспределения полномочий между субъектом и федерации (Закон «О монетизации льгот»). Свыше 155 НПА претерпело изменения – особенно, законы в рамках социального обеспечения.
В этом законе, законодатель реализовал идею – исключение натуральных и материальных льгот: выдача человеку определенной денежной платы вместо социальных льгот. Тем самым, был введен новый термин – ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Основная цель – компенсировать расходы на приобретение тех услуг, которые предоставлялись пожилым гражданам, инвалидам и семьям с детьми бесплатно (льготы на оплату телефонных услуг, протезирование и др.). Введение ЕДВ фактически исключило право инвалидов на транспортные средства: получат эти транспортные средства только те, кто зарегистрировался до 1 января 205 года, другие получат только компенсацию (100.000 рублей).
Ежемесячная денежная выплата – разновидность государственной социальной помощи.
ЕДВ не решает главной задачи – гарантировать предоставление реально на рынке услуг именно тех услуг, вместо которых предусмотрено назначено ЕДВ; законодатель не рассчитал реальное соотношение цен на рынке этих услуг и размера выплат по ЕДВ.
Размеры ЕДВ разные (зависят от категории в законе): к примеру, для Героев СССР – 36.000 рублей, для Героев Социалистического Труда – 24.000 рублей и т.д.
Было предложено предоставить право выбора лицам, что они хотят получить в качестве ЕДВ, а что – в виде социальных услуг (так называемый социальный пакет). ЕДВ состоит из двух частей:
1. Выплата в денежной форме;
2. Стоимость за счет средств ЕДВ социального пакета в случае если гражданин добровольно (до 1 октября каждого года) в территориальный орган пенсионного фонда подает заявление о выборе этого социального пакета. В стоимость этого пакета входят следующие бесплатные услуги: стоимость санаторно-курортного лечения, бесплатное приобретение лекарств, оплата проезда на транспорте к месту лечения и обратно.
Получатели ЕДВ, которые выбирают социальный пакет, имеют право на ЕДВ в сумме, уменьшенной на стоимость социального пакета. Первоначально, количество людей, выбравших социальный пакет и ЕДВ, существенно увеличивалась. По мере того, как все более проблемным становилось бесплатное лекарственное обеспечение таких граждан, когда они не могли получить бесплатные лекарства в счет этого социального пакета для лечения своих болезней и вынуждены были покупать эти лекарства за счет своих средств – резкое сокращение количества лиц, выбравших социальный пакет по лекарствам.
В других странах (почти везде) наряду с ЕДВ существуют социальные услуги. Там цель – гарантировать специальную услугу объективно необходимую лицу наряду с денежной выплатой.
Закон о ГСП претерпел еще изменения – в связи с законом, принятым 24 июля 2009 года № 213.
Суть изменения заключается в том, что закон о ГСП дополнен еще одним структурным отделом – «социальная доплата к пенсии». В соответствии с № 213 законом, и внесенным изменениям в закон о ГСП, с 1 января 2010 года, все те граждане, которые получают пенсии, субсидии, компенсации, но даже с их учетом ежемесячный их доход на уровне не достигает уровня прожиточного на уровне федерации или в данном регионе, имеют право на социальную доплату до прожиточного минимума на федеральном уровне и до прожиточного минимума на уровне субъекта федерации.
На федеральном уровне – финансирование на федеральном уровне, если в самом субъекте федерации уровень прожиточного минимума ниже федерального.
В регионах, уровень прожиточного минимума, превышающего федеральный, то здесь разница между федеральным и региональным уровнем в размере социальной доплаты финансирует сам субъект.
Все это прописано в Законе о ГСП.
В системе ПСО можно с полным основанием выделять самостоятельный правовой институт – государственная социальная помощь.
Отношение в связи с социальной доплатой к пенсии к тем, у кого уровень прожиточного минимума ниже федерального и регионального.
Размеры ГСП предусмотрены в статьях 11, 12.
Размеры ЕДВ и набор социального пакета – ст. 6.1, ст. 6.2, ст. 6.5.
Размер доплаты к пенсии – ст.12.1
Размеры ЕДВ инвалидам – ст. 28.1 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ»
Героям СССР, Полным кавалерам и схожим – Закон РФ «О статусе героев…», ст.9
Героям СоцТруда, Полным кавалерам – Закон РФ «О предоставлении…», ст.6.2
Закон от 9 января 1997 года – ст. 6.2
Положения о субсидиях и компенсациях – см. самостоятельно.