СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЪЕМНОЙ ГИДРОПЕРЕДАЧИ
Рис. 3. Схема ГОТ, осуществляющей рекуперацию энергии торможения и обеспечивающей работу двигателя на оптимальном режиме
ГОТ содержит регулируемый аксиально-поршневой насос 2 с наклонным диском, управляемый гидроусилителем 1, и регулируемый аксиально-поршневой гидромотор 9 с наклонным блоком цилиндров, гидроусилитель управления которым на рисунке не показан. Гидромотор приводит во вращение шестерню 10, выполняющую также функции упорного диска гидромотора, от которого вращение через шестерню 11 передается к корпусу дифференциала 12 и далее через полуоси к колесам автомобиля. Блок цилиндров удерживается в неподвижном положении ленточным тормозом 3. На блоке цилиндров укреплена шестерня 5, соединенная с блоком при помощи роликового механизма свободного хода 4. Диапазон изменения передаточного числа ГОТ равен 10.
При движении в городе двигатель работает на постоянном режиме, которому соответствует минимальный расход топлива, и при этом развивает сравнительно высокую мощность. Избыток энергии накапливается в гидроаккумуляторе 7. После того как гидроаккумулятор полностью зарядится, двигатель останавливается, и автомобиль движется за счет энергии, накопленной в гидроаккумуляторе. При неработающем двигателе рабочая жидкость от гидромотора поступает в накопительный бак 6. Когда гидроаккумулятор окажется разряженным на 90 %, угол наклона диска насоса изменится на 180°, в результате чего насос, работающий в режиме гидромотора и приводимый в действие от гидроаккумулятора, запустит двигатель. В дальнейшем описанный цикл работы трансмиссии и двигателя повторяется.
Во время торможения автомобиля изменяется угол наклона блока цилиндров гидромотора. Последний начинает работать в режиме насоса и заряжает гидроаккумулятор, используя кинетическую энергию торможения автомобиля.
При движении по шоссе отключается ленточный тормоз, удерживающий блок цилиндров насоса, управляемый электромагнитом гидрорас-пределитель 8 отключает гидроаккумулятор от системы привода. ГОТ работает в режиме дифференциальной передачи с внутренним разветвлением потока мощности.
Одна часть мощности от двигателя к шестерне 10 передается механическим путем через блок цилиндров насоса, механизм свободного хода 4 и шестерню 5, а другая — гидравлическим путем через насос и гидромотор. Использование дифференциальной схемы позволяет увеличить КПД ГОТ и расширить диапазон изменения ее передаточного числа. Предусмотрено непосредственное соединение наклонного диска насоса с его блоком цилиндров при помощи расположенных на них кулачков, что обеспечивает передачу энергии только механическим путем и исключает ее потери в гидросистеме.
На автомобиле отсутствует стартер. Для пуска двигателя, привода генератора системы электрооборудования и питания усилителя рулевого управления используется энергия гидроаккумулятора.
При движении в городских условиях с частыми остановками 30 % экономии топлива предполагается получить за счет рекуперации энергии торможения и 20 % за счет использования двигателя на режиме с минимальным удельным расходом топлива.
Приведенную конструкцию, естественно; не следует рассматривать как образец, предназначенный для производства. Она показывает лишь возможные пути более эффективного использования ГОТ на легковых автомобилях и городских автобусах.
Гидравлические системы ОГП содержат механизмы и устройства, ограничивающие максимальное давление жидкости, управляющие гидромашинами (изменяющие их рабочие объемы), осуществляющие охлаждение и фильтрацию рабочей жидкости и др. Иногда они содержат устройства переключения передач в механических редукторах, распределители, позволяющие отключать гидромоторы или переключать их с параллельного соединения на последовательное, регуляторы расхода, ограничивающие подачу жидкости к гидромотору буксующего колеса, и др. На строительно-дорожных и сельскохозяйственных машинах применяют общую гидравлическую систему управления ГОТ и технологическими агрегатами.
Основное требование, предъявляемое к гидравлической системе,— минимальное число гидравлических элементов, через которые проходит поток жидкости под максимальным давлением, так как эти элементы имеют значительные размеры, массу и стоимость,
Ниже рассмотрена типовая гидравлическая система ГОТ, обеспечивающая нормальное функционирование ОГП (рис. 4). Подобная система
Рис. 4. Гидравлическая схема ОГП с регулируемыми насосом и гидромотором и двумя предохранительными клапанами
использована в отечественной косилке-плющилке (только имеет нерегулируемый гидромотор), зерноуборочном комбайне Е-516 (ГДР) и других машинах. Главный контур содержит регулируемые насос 1 и гидромотор 16, всасывающую (нижнюю) и напорную (верхнюю) гидролинии. При реверсировании, а также при движении самоходной машины по инерции или на спуске всасывающая линия выполняет функции напорной, а напорная — всасывающей. Для предохранения ОГП от перегрузок установлены клапаны 9 и 10, ограничивающие максимальное давление. При давлении выше допустимого один из клапанов открывается и перепускает жидкость из напорной линии во всасывающую.
Для снижения стоимости ОГП садово-огородных тракторов их не снабжают предохранительными клапанами. Максимальное давление в системе ограничивается буксованием ведущих колес, т.е. определяется силой сцепления колес с грунтом.
Общая гидравлическая система включает систему подпитки, обеспечивающую создание подпора во всасывающей линии для устранения кавитации и, следовательно, для повышения частоты вращения насоса и уменьшения проходных сечений его каналов. Система подпитки объединена с системой охлаждения жидкости и содержит шестеренный насос 5 подпитки, гидравлически управляемый распределитель 72, переливной клапан 11, предохранительный клапан 6 и обратные клапаны 7 и 8. Насос 5 забирает охлажденную жидкость из общего бака системы и подает ее через клапан 8 во всасывающую линию ОГП. Здесь охлажденная жидкость, увлекаемая общим потоком, поступает к Насосу 1. Часть жидкости компенсирует утечки, имеющие место в ОГП. Так как подача насоса 5 больше утечек, образовавшийся во всасывающей линии излишек жидкости (нагретой после выхода из гидромотора) через золотниковый распределитель 12 и переливной клапан 11 поступает к охладителю 17 и далее на слив. Переливной клапан 11 ограничивает давление подпитки, а распределитель 12 обеспечивает соединение клапана 11 с всасывающей линией и блокирует поступление к нему жидкости из напорной линии. Золотник распределителя перемещается под действием давления жидкости, подводимой к его торнам.
Таким образом вся жидкость от насоса подпитки (кроме утечек) проходит через охладитель 17. Предохранительный клапан 6 предотвращает случайное повышение давления. Систему охлаждения рассчитывают так, чтобы температура охлаждающей жидкости не была более 82 °С. В трансмиссиях самоходных машин обычно используют воздухо-масляные охладители, способные отводить в виде теплоты около 20 % энергии, передаваемой трансмиссией.
Часто на выходе клапана 11 устанавливают распределитель с ручным управлением, перепускающий жидкость на слив, минуя охладитель 17. Это позволяет поддерживать необходимую температуру жидкости в зимнее время. Проходящая через переливной клапан 11 жидкость теряет свою энергию, что приводит к дополнительным потерям в передаче. Поэтому следует стремиться к минимальному расходу жидкости и минимальному давлению в системе подпитки.
По данным фирмы "Секмафер" (Франция), подача насоса подпитки должна составлять 12 - 15 % максимальной подачи насоса 1 ОПТ. Такая подача компенсирует утечки в передаче и обеспечивает прохождение через охладитель определенного количества жидкости. Иногда насос подпитки используют для управления различными дополнительными агрегатами. При этом его подача должна быть несколько большей. Известны гидравлические системы,содержащие два насоса подпитки: один, имеющий привод от двигателя, и второй — от ведомого вала ОГП. Второй насос поддерживает давление в системе подпитки при движении самоходной машины с неработающим двигателем. Иногда (значительно реже) вместо шестеренного насоса «подпитки применяют шиберный.
Давление в системе подпитки выбирают в зависимости от скорости жидкости в окнах распределителя гидромашины. Оно также зависит от совершенства форм гидролиний. Обычно для гидромашин, используе- мых в ОГП транспортных машин, давление подпитки составляет 0,6 - 0,4 МПа. При высоких скоростях жидкости (высокооборотные гидромашины) давление подпитки достигает 1,5 МПа.
В некоторых ОГП применяют нулеустановители, которые при падении давления в системе подпитки устанавливают блок цилиндров насоса или его наклонный диск в нейтральное положение. Благодаря этому предотвращается работа ОГП при неисправной системе подпитки, что исключает разрушение деталей распределителя из-за кавитации.
Для очистки жидкости имеется фильтр 18 тонкой очистки, установленный на входе в насос подпитки. Жидкость через фильтр подводится во всасывающую линию, а отработанная жидкость с частицами износа отводится через клапан 11. Иногда в обводном канале фильтра устанавливают переливной клапан, рассчитанный на давление 0,2 - 0,3 МПа, обеспечивающий подачу жидкости в линию подпитки при засорявшемся фильтре.
В современных конструкциях фильтр часто устанавливают не на всасывающей, как показано на рисунке, а на напорной линии подпиточного насоса. Его выполняют съемным и размещают снаружи передачи. Иногда кроме фильтра тонкой очистки применяют и фильтр грубой очистки.
Системы управления насосом 1 и гидромотором 16 содержат гидроусилители с жесткой обратной связью, обеспечивающие следящее действие, т.е. пропорциональность между перемещением органа управления усилителем и углом поворота наклонного диска или блока цилиндров гидромашины. Гидроусилитель насоса состоит из золотникового распределителя 3 и гидроцилиндра 2, а гидроусилитель гидромотора — из золотникового распределителя 14 и гидроцилиндра 15. Механическая обратная связь между перемещениями поршня гидроцилиндра и золотника распределителя на рисунке не показана. Жидкость подается из системы подпитки через дроссели 4 и 13. Иногда для питания гидроусилителей применяется отдельный насос.
При помощи специального устройства обеспечивается определенная последовательность управления насосом и гидромотором: сначала от нуля до максимального значения увеличивается рабочий объем насоса, после чего при постоянном максимальном рабочем объеме насоса производится уменьшение рабочего объема гидромотора.
Срабатывание предохранительных клапанов 9 и 10 приводит к резкому увеличению температуры рабочей жидкости, несмотря на то, что вся жидкость от предохранительных клапанов поступает во всасывающую линию и далее через распределитель 12, клапан 11 подается в охладитель 17. По имеющимся данным для ОГП с насосом подачей 151 л/мин при максимальном давлении 35 МПа и объеме масла в баке 3,8 л срабатывание предохранительных клапанов вызывало повышение температуры масла на 17 С в 1 с. Если трансмиссия работает с частыми перегрузками, то для защиты системы от перегрева применяют специальный золотниковый распределитель, к которому через обратные клапаны поступает жидкость под давлением нагнетания. Как только это давление превысит заданное значение, подача жидкости в гидроусилитель управления насосом прекращается, и он соединяется со сливной линией, при этом на наклонный диск насоса действуют только собственные силы, возникающие в результате его взаимодействия с башмаками поршней и поворачивающие наклонный диск в нейтральное положение.
Задний ход самоходных машин получают двумя способами. При первом используют распределитель с ручным управлением, осуществляющий подвод жидкости от насоса к разным штуцерам гидромотора. Однако вследствие того, что распределитель имеет большие размеры и массу (так как его устанавливают в напорной линии) и создает дополнительное сопротивление движению жидкости, такой способ получения заднего хода транспортных машин широкого распространения не получил.
Чаще для получения заднего хода переводят блок цилиндров (наклонный диск) насоса через нулевое положение. При этом напорная линия становится сливной, а сливная — напорной. Для перевода блока цилиндров в противоположную сторону при ручном управлении насосом необходимо переместить орган управления гидроусилителем за положение, соответствующее нулевой подаче насоса. При автоматическом управлении насосом при прямом и заднем ходах увеличению рабочего объема насоса должно соответствовать одно и то же направление перемещения органа, управляющего гидроусилителем. Поэтому в гидравлическую систему необходимо ввести дополнительный распределитель, меняющий местами подвод жидкости к цилиндру гидроусилителя. При изменении подвода жидкости поршень гидроусилителя перемещается в противоположную сторону при прежнем направлении перемещения органа, управляющего гидроусилителем.
В ОГП самоходных машин для разгрузки главного контура часто применяют устройство, соединяющее между собой всасывающую и напорную гидролинии. Обычно для этого используют клапаны 9 и 10, снабжаемые специальными механизмами. При помощи этих механизмов освобождают запорно-регулирующие элементы клапанов от действующих на них усилий. Устройствами управляет жидкость, подаваемая к ним от насоса подпитки через распределитель с ручным управлением.
Разгрузку главного контура применяют для переключения передач в механическом редукторе, если такой имеется в трансмиссии, и для других целей. Нейтральное положение ГОТ можно также получить в результате принудительной установки наклонных дисков или блоков цилиндров насоса и гидромотора в нулевое положение.
ГОТ целесообразно использовать для торможения самоходной машины на затяжных спусках, когда из-за нагрева тормозных накладок нельзя применять тормозные механизмы, а использование сопротивления проворачиванию двигателя малоэффективно и приводит к значительному износу его деталей.
Возможны различные способы торможения машин. При одном из них наклонный диск насоса устанавливается в нейтральное положение, в результате чего жидкость под максимальным давлением перепускается через один из предохранительных клапанов 9 или 10. Тормозной момент на колесах увеличивается при увеличении рабочего объема гидромотора от нуля до максимального значения.
В зарубежной литературе предлагается для торможения автомобилей с ГОТ использовать специальный клапан, через который жидкость из напорной линии гидромотора, работающего в режиме насоса, проходит в его всасывающую линию. При этом перекрывается подача жидкости от гидромотора к насосу. Гидромотор работает при постоянном максимальном рабочем объеме. Тормозной момент на колесах изменяется в результате изменения силы поджатая пружины клапана, на которую действует давление жидкости из системы подпитки, причем устройство поджатая пружины рекомендуется выполнять так, чтобы падение давления подпитки, вызванное теми или иными неисправностями, приводило к торможению автомобиля.
Для торможения самоходной машины при помощи ГОТ можно также использовать регулируемый дроссель.
В гидравлическую систему должны входить приборы контроля. К ним
относятся электротермометры, измеряющие температуру жидкости в гидролинии, по которой она поступает из основного контура в систему охлаждения, а также манометры для измерения давления в системе подпитки и в напорной гидролинии.
Предохранительные клапаны 9 и 10, расположенные в главном контуре, имеют большие размеры и высокую стоимость; они должны содержать устройства для предотвращения колебаний запорно-регули-рующего элемента и для освобождения его от действия пружины. Поэтому иногда применяют один предохранительный клапан и три обратных клапана более простой конструкции. Такую систему имеет ОГП фирмы "Секмафер" (Франция) (рис. 5), которая состоит из регулируемого насоса и нерегулируемого гидромотора. При увеличении давления в напорной гидролинии выше установленного значения через один из обратных клапанов 5 или 6 жидкость подводится к предохранительному клапану 4 и через него и один из обратных клапанов 2 или 3 системы подпитки поступает во всасывающую линию. Обратный клапан 1 предотвращает поступление жидкости к насосу 14 подпитки и далее на слив. Распределитель 7 с ручным управлением обеспечивает свободный проход жидкости через предохранительный клапан из напорной линии во всасывающую для получения нейтрального положения трансмиссии. Переливной клапан 15 устанавливает давление во всасывающей гидролинии, а предохранительный клапан 13 ограничивает максимальное давление в ней.
Для питания гидроцилиндра 12 применен отдельный насос 9. Распределитель 11 при нейтральном положении золотника и неподвижном поршне гидроцилиндра 12 обеспечивает поступление жидкости от насоса 9 на слив. В этом случае на выходе из распределителя целесообразно установить дополнительный охладитель 10. Он обеспечивает дополнительное охлаждение рабочей жидкости, практически не вызывая увеличения потребляемой мощности, в то время как повышение подачи наcoca 9 и расхода жидкости
Рис. 5. Гидравлическая схема ОГП с регулируемым насосом, нерегулируемым гидромотором и одним предохранительным клапаном
через охладитель 8 связано с увеличением непроизводительных затрат
мощности.
Гидравлические системы тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин содержат устройства отвода жидкости к гидромоторам и гидроцилиндрам, управляющим различными агрегатами. Часто для этой цели применяют дополнительные насосы. В садовых тракторах для привода технологических агрегатов обычно используют насос подпитки, давление которого при помощи дополнительного переливного клапана повышают до 3,5 - 5 МПа. Вся система представляет собой устройство, условно называемое гидравлическим валом отбора мощности.
Выше рассматривались гидравлические системы простых ОГП с одним насосом и одним гидромотором. ОГП с несколькими гидромоторами иногда содержат распределители, отключающие часть из них или изменяющие их соединение с параллельного на последовательное. Известно применение распределителей для питания всех гидромоторов от всех насосов или раздельного питания части гидромоторов от отдельных насосов с целью устранения эффекта механического дифференциала. Следует отметить, что эти распределители существенно усложняют ОГП и создают дополнительные сопротивления рабочему потоку жидкости.
Важное значение для надежной работы передачи имеет качество рабочей жидкости. Требования, предъявляемые к рабочим жидкостям ОГП, их свойства подробно рассмотрены в литературе.
Заводы изготовители гарантируют надежную работу аксиально-поршневых гидромашин при кинематической вязкости жидкости 8 - 1500 мм2/с. Оптимальная кинематическая вязкость при тонкости очистки 25 мкм составляет 16 - 25 мм2/с и при тонкости очистки 40 мкм 27 - 33 мм2/с.
Из отечественных рабочих жидкостей наиболее подходящей по своим качествам для самоходных машин является загущенное минеральное масло АМГ-10. Оно представляет собой раствор полимерной вязкой присадки в маловязкой легкой масляной основе. Легкие масляные фракции имеют пологую вязкостно-температурную характеристику и низкую температуру застывания, но их вязкость при высоких температурах оказывается недостаточной. Вязкостная присадка к маловязкой основе повышает только уровень вязкости с сохранением или улучшением крутизны вязкостно-температурной кривой. Поэтому загущенные масла способны обеспечить работу ОГП самоходной машины в широком диапазоне температур.
Кинематическая вязкость,масла АМГ-10 при изменении температуры от +50 до - 50 °С изменяется от 10 до 1250 мм2/с. Масло АМГ-10 содержит присадки, обеспечивающие антикоррозионную защиту и хорошие смазывающие свойства, предотвращающие разрушение резиновых и других изделий. К недостаткам этого масла следует отнести резкое ухудшение смазывающих свойств при повышенных температурах и выпадение смолистых осадков. Препятствием к использованию масла АМГ-10 в ОГП самоходных машин может служить его очень высокая стоимость.
Для ОГП строительных, дорожных и других самоходных машин созданы и рекомендуются в качестве основных две рабочие жидкости: ВМГЗ (при отрицательных температурах окружающего воздуха) и МГ-30 (при положительных температурах).
Жидкость ВМГЗ используют в качестве всесезонной для районов крайнего севера и в качестве зимней для районов с умеренным климатом. Она обеспечивает длительную работу гидромашин в диапазоне температур
- 40 - +65 °С и кратковременную в диапазоне - 50 - +70 °С. В диапазоне температур +50 - - 40 С кинематическая вязкость жидкости изменяется от 10 до 1500 мм2/с. При температуре воздуха ниже - 40 °С необходимо на малых оборотах двигателя без нагрузки путем дросселирования прогреть систему, повысив температуру рабочей жидкости до 10 - 15 °С. Для повышения температуры применяют также специальные подогреватели.
Жидкость ВМГЗ относится к загущенным маслам на нефтяной основе и содержит присадки, обеспечивающие антиокислительные, противо-износные, антикоррозионные и антипенные свойства.
Рабочую жидкость МГ-30 используют в качестве всесезонной для южных районов и в качестве летней для районов с умеренным климатом. Она обеспечивает длительную работу гидромашин в диапазоне температур +5 - +70 °С и кратковременную в диапазоне -10 до +70 °С. В диапазоне температур +50 до - 15 °С кинематическая вязкость жидкости изменяется от 28 до 4000 мм2/с. Рабочая жидкость МГ-30, как и ВМГЗ, содержит различные присадки, обеспечивающие ее необходимые свойства.
Заменителями рабочей жидкости ВМГЗ и МГ-30 являются масла соответственно АУ и И-30А. Срок службы жидкостей ВМГЗ и МГ-30 составляет 3500 до 4000 ч работы и в 2 - 3 раза превышает срок службы других нестандартных масел. Известны гидромашины ОГП самоходных машин, в которых в качестве рабочей жидкости используют дизельное топливо.
К присадкам рабочей жидкости следует относиться с определенной осторожностью. Высокое давление способствует разрушению загущающих присадок минеральных масел, а моющие присадки не дают частицам загрязненной среды оседать в баке или фильтре, увеличивая их вредное воздействие на систему.
Важным свойством рабочей жидкости является ее сжимаемость, которая снижает КПД гидромашин. Увеличение рабочего давления лимитируют не механическая прочность гидромашин и не герметичность, а сжимаемость жидкости. В настоящее время имеются рабочие жидкости, обеспечивающие нормальное функционирование ОГП при давлении до 75 МПа.
Работоспособность гидромашин существенно зависит от чистоты рабочей жидкости. Повышение тонкости фильтрации от 20 до 5 мкм увеличивает срок службы насосов в 10 раз и гидроаппаратуры в 5 - 7 раз. Чем выше тонкость фильтрации жидкости, тем больше гидравлическое сопротивление фильтров и выше стоимость фильтрующего материала