Амортизация основных средств и нематериальных активов.

Показатели   Прежний порядок учёта основных средств (до 01.01.02) Новый порядок учёта с 01.01.02г
Группировка основных средств 11 групп по видам о.с 10 групп по сроку полезного использования
Срок полезного использования Нормы амортизации устанавливаются по постановлению Совета министерства 22.10.90  
Методы начисления амортизации Линейный метод Линейный и нелинейный методы
Применение повышающих (понижающих) коэффициентов амортизации Возможно использование повышающих коэффициентов, понижающих не исп-ся Использование повышающих или понижающих коэффициентов

 

 

Амортизационное имущество включают оборудование стоимостью свыше 10 тысяч рублей и сроком полезного использования свыше 1 года. Различают 10 групп основных средств:

1. от 2 до 2-х лет вкл.

2. от 2-х до 3-х лет вкл.

3. от 3-х до 5-и лет вкл.

4. от 5-и до 7 лет вкл.

5. от 7 до 10 лет вкл.

6. от 10 до 15 лет вкл.

7. от 15 до 20 лет вкл.

8. от 20 до 25 лет вкл.

9. от 25 до 30 лет вкл.

10. свыше 30 лет

 

Методы начисления амортизации

1. Линейный метод

 

n - срок полезного использования;

K - норма за месяц амортизации, в %

K = 100 %

 

Сумма начислений, первоначальной стоимости без НДС амортизации за месяц

 

 

Ам. = Фперв

 

Пример: определить амортизацию за месяц по остаточной стоимости первоначальную стоимостью 30000 руб, если n определён 60 мес. И выбран меньший способ начисления амортизации.

 

K = 100 %= 1,67

 

Ам.мес. = (30000 – НДС(5000)) = 418 руб.

 

2. Нелинейный метод

 

n – срок полезного использования

 

K = 100 %

 

начисл.ам. за мес. = ост. стоимость осн. ср.

Когда остаточная стоимость достигнет 20% от первоначальной Ам. начисляется

 

Ам. =

 

 

Пример: те же данные

 

K = =3,33

 

Ам. = 25000 833

 

Остаточная ст-ть 25000 – 833 = 24167

 

24167 = 805,57 и т.д. до того как останется 5000

 

Не применяется с 8 по 10 группу, для зданий, сооружений, передаточных устройств.

Для бывших в употреблении осн. ср. Ам. рассчитвается:

 

K =

 

Где m – число месяцев у предыдущих собственников

 

Применение( повыш. коэф.) возможно если они используются в условиях опр. среды или являются предметом договора – лизинга.

Понижающие коэф – ты могут применятся по всем основным средствам и до конца срока полезного использования , исключение: о.с. с 1 по 3 гр. при начислении Ам. нелинейным методом.

 

Амортизация нематериальных активов (НМА)

НМА – приобретенные или созданные предприятием результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности ( исключительные права на них ) используемые в производстве продукции или для управленческих нужд орг-ции в течении длительного времени ( более года)

 

Перечень НМА –

1. исключительное право патента обладателя на изобретение, промышленный образец, полезным модель.

2. исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных.

3. исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем.

4. исключительное право на товарный знак, знак обслуживание, наименование место происхождения товаров и фирменное наименование

5. исключительное право патента обладателя на селекционное достижение

6. владение « ноу хау» секретной формулой и процессом, информацией в отношении промышленного коммерческого или научного опыта.

7. «плюс» деловая репутация предприятия, организационные расходы, признанные частью вклада участников в уставный капитал

 

Первоначальная стоимость НМА складывается из расходов по их приобретению и созданию. Срок полезного использования НМА определяется по сроку указанному в договоре на приобретение. Применяются линейные и нелинейные способы начисления Ам.

Учёт НМА ведётся в специальных карточках с указанием первоначальной остаточной стоимости, нормы, метода и суммы Ам.

 

 

Прочие расходы :

1. Расходы на рекламу

Предприятиям разрешено включать в себестоимость в размере фактических расходов только 3 вида рекламы:

- реклама в СМИ

- наружная реклама ( стенды, щиты)

- участие в выставках, ярмарках и т.д.

Все остальные виды рекламы и расходы, связанные с ней, вкл. по нормативу 1 % от выручки от реализации без НДС.

 

Пример:

В 1 квартале 2003 года предприятие размещало наружную

рекламу прод-ции на щитах. Работы выполняла подрядная организация. Их стоимость составила 15 тыс.руб. в т.ч. НДС 2,5 тыс.руб. Кроме того расходы по размещению рекламы в местной газете составили 10 тыс. руб. в т. ч.НДС 1667 руб.

В феврале месяце организация приобрела призы для участников в рекламной акции на сумму 150 ты. руб. ( в т.ч. НДС 25 тыс.руб.)

Определить рекламные расходы подлежащие включению в себестоимость в 1 кв. 2003 года если выручка от реализации без НДС 750 тыс.руб..

В рекламные расходы включаются 2 первых вида рекламы.

15000 – 2500 + 10000 -1667 = 20833 руб.

Рассчитываем норматив по другой рекламе расходов.

750000 х 0,01 = 7500 руб.

20833 + 7500 = 28133 руб. включают в себестоимость.

2. командировочные расходы.

- проезд работнику туда и обратно

- наём жилищного помещения

- суточные

- уплата различных сборов , страховых, консульских, аэродромные сборы

- расходы по оформлению виз, паспортов, приглашений и т.п.

- проезд без ограничений

- 550 руб. в сутки

 

Пример: ЗАО « Мираж» отправило своего работника в командировку согласно приказу с 24.03.03 по 07.04.03. Авансовый отчет содержал следующие расходы согласно документам:

-ж/д билеты туда и обратно 3600 рублей

- счёт из гостиницы на сумму 7200 рублей

- страховой сбор 26 рублей

- суточные выплачены из расчёта 1500 рублей в сутки

Какую часть расходов можно включить в себестоимость?

 

3600 +7150 + 26 + 1500 = 12276 руб.

 

3. Представительские расходы

- транспортное обеспечение участников мероприятия

- затраты на официальный прём

- буфетное обслуживание

- оплата услуг перевод, не состоящих в штате предприятия.

Расходы связанные с культурной и развлекательной мероприятиями, санаторно- курортное лечение не относится к представительским расходам. Представительский норматив 4 % от расходов на оплату труда в отчётном периоде.

 

Пример: Предприятие в январе 2003 года провело переговоры с деловыми партнерами с целью расширения сотрудничества при этом произведены затраты:

Затраты на официальный приём – 10 тыс. руб., услуги переводчика 4200 руб., доставка транспортом участников к месту проведения и обратно – 600 руб., билеты в театр – 1000 руб., такси до театра и обратно – 400 руб., буфетное обслуживание в театре – 400 руб. Все суммы без НДС.

Расходы на оплату труда за 1 квартал – 320 тыс.руб. Определить какая часть представленных расходов была отнесена к себестоимости.

Общие расходы составили 16600 руб

320000 х 4% = 12800 руб.

3800 - за счёт прибыли