Шаблонизация кар и наград

Изучая взаимодействие услуги-награды и преступления-наказания мы не можем не отметить тот факт, что и наградные и карательные акты, будучи сначала нешаблонными, постепенно шаблонизируются. В каждой постоянной социальной группе с течением времени устанавливается определенный курс преступлений и услуг, то есть устанавливается вполне определенное наказание за определенное преступление и определенная награда за определенную услугу... За каждый акт, например за повреждение носа, ушей, зубов, глаза, ноги, руки, пальца, — на все устанавливается определенная цена — каратель­ный прейскурант. Уголовно-правовые кодексы, в частности, и представ­ляют не что иное, как подобный карательный прейскурант. В них одна часть статьи указывает определенный акт, а другая часть — карательное "вознаграждение" за него... То же самое применимо и к услугам- наградам.

Хотя специальных "уложений о наградах" и не имеется еще в сводах законов, но множество статей, разбросанных по различным частям и отделам, есть в каждом своде законов.

И эти статьи, подобно карательным, также делятся на две половины: одна половина статьи определяет услужный акт, другая определенную награду за него. Достаточно с этой целью указать на табель о рангах, на статьи, трактующие о наградах (ордена, знаки монаршей милости, аренды, пенсии, кафтаны и т. д.). Правила, указывающие порядок и условия их получения, суть не что иное, как правила, определяющие характер услужного акта, с одной стороны, и вид соответственной награды — с другой... Например, для получения первого классного чина (награда) от индивида требуется столько-то лет службы, такой-то об­разовательный ценз и т. д. (подвиги). Для получения ордена Станислава 2-й степени требуется то-то и то-то...

Подобная шаблонизация происходит не только в области государст­венного права, но и в любой области социальной жизни. Для того чтобы получить, например, звание магистра (награда), требуется ряд опреде­ленных подвигов, для доктора — ряд других. Как в случае государствен­ной службы, так и здесь общество не принуждает никого к этим подви­гам. Оно только рекомендует их и говорит: "Я тебя не обязываю быть статским советником или профессором; хочешь или не хочешь ты быть ими — это твоя добрая воля. Но если хочешь получить эти награды, то выполни такие-то и такие-то подвиги".

Таким образом, в силу ряда причин (о которых будет идти речь ниже) кары и награды из ^шаблонизированных форм переходят в шаб­лонизированные и вполне точно зафиксированные[67].

оТ процесс есть лишь частный случай общего менового процесса, начала обмен вещи на вещь ничем не регулировался и не было гДе совлено никаких эквивалентных меновых ценностей. С течением устав эквиваленхносхь и шаблонность устанавливается: "За такую-то

251 можно получить то-то". Далее — шаблонизируется

постепенно и сама единица обмена: все

иостн начинают выражаться одной ценностью, каковой становятся цен и Мало-помалу всякая вещь получает вполне определенную цену, ДС паженную в деньгах, и шаблонизация таким образом достигает своего

высшего развития.

ВЛИЯНИЕ КАР И НАГРАД НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА § 1. Мотивационное действие наград и наказаний

В уголовном праве уже издавна существует ряд теорий, которые указывали на то, что наказания способны в значительной степени влиять на поведение индивида, заставляя его воздерживаться под страхом наказания от ряда поступков, запрещенных законом, или исполнять ряд поступков, требуемых тем же законом. В последнее время к подобному влиянию кар на поведение человека стали относиться некоторые ис­следователи скептически.

Мы не разделяем этого скептицизма и думаем, что как кары, так и награды влияли и влияют на поведение человека. Мало того, мы имеем смелость утверждать, что, если бы не было этих рычагов, поведение как целых народов, так и отдельных личностей было бы существенно иным.

Утверждая это, мы прежде всего исходим из того положения, что целевые и утилитарные соображения человека способны так или иначе влиять на поведение индивида. Выражаясь еще яснее, мы можем сказать, что на поведение человека влияют представления тех выгод или невыгод (каковы бы они конкретно ни были), которые он связывает с теми или иными поступками в качестве последствий этих поступков. Если какой-нибудь поступок кажется данному человеку влекущим за собой ряд желательных для него последствий (наслаждение, счастье, пользу, выгоду и т. д.), то это соображение о желательных для него последствиях соответствующим образом влияет на психику че­ловека и заставляет его совершить поступок, который без этого воз­действия не совершился бы. Выражаясь образно, здесь представления тех благ, которые вытекают из его поступка, являются особым рычагом, который давит соответственным образом на поведение человека и за­ставляет его совершить тот или иной акт.

Точно таким же рычагом являются и представления о ряде нежела- еяьных для данного человека последствий, вытекающих из того или невГ° СГ0 постУпка- Эти нежелательные последствия (страдание, вред, ТотЫгода и т. д.), которые обрушатся на него, если только он совершит кот ин°й акт> заставляют его воздерживаться от данного акта, орьщ без давления этого второго рычага неминуемо совершился бы. и агРады и наказания являются частным случаем этих желательных нек<х?еЛ»тельных последствий; представление наградной реакции (как ИзойтГ° ^лага выгоды" желательных последствий), которая может про- Раз и> если будет совершен тот или иной акт, соответствующим об- в°здепДаВИТ на ПСИХИКУ человека и заставляет его совершить акт, или вп^„.чТЬся от совершения, или терпеть что-нибудь, что без этого

в°здей 1 совершения, или i

ИСТви* едва ли бы произошло.

То же относится и к карам. Кары являются одним из в^дтех нежелательных последствий, которые соответствующим образом воздействуют на поведение человека и делают его иным в сравнении с тем поведением, которое было бы, если бы этого рычага кар не было.

В животном мире, где эти целевые соображения или соображения тех или иных "невыгод" или "выгод" как последствий того илииногопоступка отсутствуют, иначе и регулируется поведение.

Здесь все совершается инстинктивно, по раз выработанному ц0д действием естественного подбора шаблону. Здесь, как только дантотили иной раздражитель, следует соответствующий акт. Все те поступки которые совершают пчелы, муравьи, шмели и т. п., регулируются не соображениями выгоды и невыгоды, не представлениями желательных или нежелательных последствий своего поступка, а простым инстинк­том, раз I а всегда выработанным под воздействием подбора.

Иное дело поведение человека, в котором принимают участие целевые соображения. Здесь уже, как ниже будет указано, не все делается автоматически. И на ряде конкретных фактов можно убедиться, что представления тех или иных выгод и невыгод — как следствий поступка — существенно видоизменяют поведение. Кары и награды являются частным случаем этих выгод или невыгод, поэтому и они имеют такое же воздействие[68]. Подтверждением может служить бесконечное число фактов, ежедневно совершающихся вокруг нас в жизни. Приведем некоторые из них. Из наблюдений над детьми, вероятно, известно каждому, какое искушение представляют для них "лакомства". Сплошь и рядом бывают случаи, когда они не прочь бы съесть конфеты, лежащие на столе или в буфете. Но представление о том, что "папа" и "мама" будут недовольны и дадут соответст­вующий выговор, удерживает их от этого поступка. Не будь здесь этого недовольства папы и мамы (карательная реакция), конфеты были бы съедены.

return false">ссылка скрыта

Как известно, у женщин половые эмоции и возможность половой жизни даны в современном обществе очень часто раньше, чем возмож­но их безнаказанное удовлетворение (брак). Сплошь и рядом мы видим, слышим и читаем, что девушка любит молодого человека и любима им. Она хотела бы "отдаться" ему, но, имеяв перспективе позор и порицание общества (наказание), она остается "невинной" вплоть до законного брака, а иногда и на всю жизнь. Здесьопять-таки налицо поступок (акт воздержания), вызванный давлением наказания. Не будь этого рычага — половая жизнь регулировалась бы совершенно иначе, что мы и видим, например, в первобытных обществах, где нет наказания за половую жизнь до брака. Напротив, гораздо более снисходительное отношение общественного мнения к подобным же поступкам молодых людей ведет за собой и большее число их "паде­ний". Рычаг давит слабееи поэтому менее сильновидоизменяетповедение "молодых людей".

х же условиях, где мужчинам под страхом смерти запрещено ое сожительство с определенной группой женщин, там подобное п°Л°0шение в высшей степени редко нарушается. Между тем, не будь запре предСТавления о смертной каре, половая жизнь между этими

'пСвинами была бы иной.

Из наблюдении над политической жизнью, вероятно, каждому изве- группа "сочувствующих". Это группа людей, имеющих идеалы, СТНацественные идеалам революционеров; они находят вредные си, отжи- Т03ими и нетерпимыми действия правительства; все их симпатии, на вШ оне революционеров, и они рады каждой их победе. При таких СТповиях было бы для них вполне естественным бороться вместе с рево­люционерами, разрушать негодные институты и создавать новые. Одна- л они ограничиваются простым сочувствием, которое притом старают- к ничем не обнаруживать, подчиняются всем декретам правительства и делают то, что они считают безнравственным, неправым, вредным и т Д- Почему? Потому что рычаг возможных наказаний давит в данном направлении. Не будь этого рычага — они были бы не только "сочувст­вующими", но и "активными" работниками.

Очень часто при усмерении бунтов многие солдаты "с болью в сердце" стреляли в "бунтовщиков". Для многих из них акты усмирения были совершенно "неестественны". И несомненно, со­вершение подобных актов почти всецело обязано своим суще­ствованием факту грозящего в виде смертной казни наказания. Не будь этого рычага — несомненно, мы имели бы массу случаев отказа от усмирения и вообще нарушения военной ди­сциплины.

А сколько есть чиновников, которые честны не по убеждению, а то­лько из боязни наказания; они с удовольствием взяли бы взятки и если не берут, то только благодаря мотивационному действию наказания — боязни лишения службы, понижения, позора и т. д.

Сколько есть лиц (преступников), морально-правовые убеждения которых нисколько не противоречат совершению ряда убийств, насилий и т. д. в каждый данный момент. И если они не делают это постоянно, то только из боязни, что подпадут под влияние наказания. Наказание давит на их поведение и видоизменяет его.

Подобных примеров мотивационного давления кар можно привести сколько угодно. Само существование кар — лучшее свидетельство этого.

Все сказанное о мотивационном давлении кар целиком приложимо и к мотивационному давлению наград. Награды — это тот второй РЬ1чаг, благодаря которому человек совершает, или воздерживается, или ерпит ряд поступков, которые без давления наград он не совершил бы, е в°3Держивался и не терпел бы.

п Возьмем для иллюстрации явление взяток. Здесь в первом действии кот В?ми чел<>век (например, чиновник, интендант, пристав и т. д.), тепп^Ы^ Решительно отказывается совершить, или воздержаться, или Р еть ряд поступков, о которых вы просите.

вот на сцену выступает взятка (награда-услуга), и поведение не сВида Резко меняется... Он совершает ряд поступков, которые Дап°Ве^Шил награды. Недаром еще в Библии говорится:

Дели °В Не пРинимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают " пРавых".

Мер называемые "ренегаты и изменники" дают второй резкий при- к°гда °Тивационн°го влияния наград, в особенности в тех условиях, награда является двойной: дает ряд "благ" и вместе с этим

освобождает от ряда наказаний. За последние годы мы были свц детелями фактов, где лица, сочувствующие прежним идеалам и nnj/ знающие за нечто отрицательное те акты, которые им предлагаете" делать, тем не менее, благодаря давлению наград, изменяли свое поведение и переходили в противоположный стан борющихся сторон А сколько актов обязаны своим существованием исключительно на­градам, без которых они не могли бы совершиться! В былое время сколько "недорослей" изнывало над книгами (время Петра иАнныИоанновны) исключительно из-за того, чтобы получить соответствен, ные права и привилегии. Сколько таких же "недорослей" томится теперь в учебных заведениях, которым столько же дела до изучаемой ими науки, сколько до жителей Марса! Если бы уничтожили абсолютно все дипломы и привилегии, связанные с образованием, то вся эта категория "недорослей" моментально забросила бы книги и занялась бы совершенно иными делами... Не будь давления наград — поведение их резко изменилось бы...

Вообще невозможно перечислить все акты, обязанные своим сущест­вованием исключительно наградам. В социальной действительности мы имели и имеем великое множество актов и величественно прекрасных и отвратительно подлых, вызванных исключительно наградой. Чинов­ник, рабочий, студент, ученый, поэт, служащий и т. д. — все они совершают в своей жизни массу поступков, которых без наградного давления они не совершили бы... Награда в том или ином виде (повыше­ние по службе, увеличение жалования, хороший отзыв профессора и дип­лом, общественная признательность, кафедра, та или иная ученая сте­пень и т. д.) является паром, толкающим на ряд актов действия, терпе­ния или воздержания.

В ряду других наград имеется один вид ее, так называемая слава, которая заставляет жертвовать самой жизнью многих из людей, начиная с Ахиллеса и кончая авиаторами наших дней или революционерами, желающими оставить вечную память о себе, или другими, обрекшими себя для получения славы на страдания и лишения. Я не буду приводить дальнейших примеров мотивационного действия наград. Их каждый подберет сколько угодно. Преломляясь и изменяясь на протяжении истории, они выступают в различных конкретных формах и выступают буквально на каждом шагу. И здесь область явлений не ограничивается междучеловеческими отношениями. Те же отношения и то же мотиваци- онное действие наград исходило от потустороннего мира и возникало в отношениях человека с животными...

Из сказанного видна та громадная роль, которую как в судьбах личности, так и группы играют акты, вызываемые карами и наградами.