Профессионализма в рамках конфликтологического стандарта, основанного на принципах отказа от насилия, толерантности, эмпатии, рефлексии и фасилитации.
Педагогического конфликта требует от педагога виртуозного
Таким образом, организация, управление и стратегия завершения
В свое время Макс Отто утверждал, что глубочайшим источником
философии человека, источником, который питает и формирует ее, является
вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к
людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то
значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут
находиться в гармонии с его доверием. Из этого, в частности, следует, что в
любой педагогической концепции кроме привычно выделяемых
теоретической и практической составляющих всегда имеется, но не всегда
осознается и заявляется еще одна - ценностная. Именно эта аксиома
и является реальным фундаментом концептуальных построений.
По утверждению Л. С. Братченко, «если приложить этот критерий
веры/неверия в человека к основным психологическим теориям, то они
достаточно четко разделятся на две группы: доверяющих человеческой
природе (т.е. - гуманистически ориентированных) и недоверяющих»1.
В соответствии с базовой установкой и решением проблемы
сущности человека решается и вопрос о том, как правильно развивать и
воспитывать человека. Этот вопрос о смысле воспитания принципиально
решается следующим образом. Если сущность человека негативная, то ее
надо исправить; если ее нет - ее надо создать, сконструировать и вложить в
человека (причем в обоих случаях главным ориентиром выступают так
называемые интересы общества). Если она позитивная - ей надо помочь
раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то
следует помочь ей сделать этот выбор. В последних двух случаях во главу
угла ставятся интересы самого человека.
Таким образом, более развернутая типология базисных
имплицитных установок в мире психологических концепций представляется
Братченко Л.С. следующим образом
Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии),
безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на взгляд
Л.С. Братченко, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно
ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения
психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого
выбора.
Становится очевидным, что в психологии и педагогике
профессиональное самоопределение предопределяется фундаментальными
жизненными установками, т.е. - личностным самоопределением. Спор
между концепциями, вытекающими из разных базовых установок, как
правило, заканчивается безрезультатно потому, что сталкиваются
аксиоматические положения, по сути дела, - разные веры. А вера, как
известно, мало восприимчива к аргументам, и обращается с фактами как
магнит с предметами, притягивая только «свое», подтверждающее и
поддерживающее положение веры.
В рамках предложенной дихотомии проявляются две возможные
стратегии педагогического взаимодействия Взрослого и Ребенка, две
противоположные позиции, которые и являются проявлением двух
основных базисных установок.
1) Если Взрослый исходит из веры в человека, из признания его
природной сущности доброй и конструктивной, - то он будет ценить я
принимать ребенка таким, какой он есть, он будет уважительно и
доброжелательно относиться к нему, его свободе и праву выбирать свой
жизненный путь и самому (т.е. опираясь на себя) идти по этому пути.
Именно этим своим отношением Взрослый обеспечивает условия для
нарастающего действия тенденции к актуализации - для свободного,
естественного и эффективного становления Ребенка как полноценного
человека, то есть - для его личностного роста.
2) Если Взрослый исходит из неверия в человека, из непризнания его
природной сущности как движущей силы развития или из приписывания
этой сущности асоциальных, деструктивных качеств, - то он будет
стремиться либо преодолеть, переделать изначально негативную сущность,
либо берет на себя ответственность за ее создание и за проектирование
жизни Ребенка за него, рассматривая самого Ребенка как исходный
материал. Эта формирующая активность Взрослого и служит причиной
драмы развития, суть которой по образному выражению Л.С. Выготского в
«переплавке человека»1.
Определение индивидуальной педагогической стратегии с
неизбежностью сталкивается с необходимостью выбора одной из двух
базисных установок. принципы, изложенные как основание для проектирования педагогической практики лежат в