Профессионализма в рамках конфликтологического стандарта, основанного на принципах отказа от насилия, толерантности, эмпатии, рефлексии и фасилитации.

Педагогического конфликта требует от педагога виртуозного

Таким образом, организация, управление и стратегия завершения

В свое время Макс Отто утверждал, что глубочайшим источником

философии человека, источником, который питает и формирует ее, является

вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к

людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то

значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут

находиться в гармонии с его доверием. Из этого, в частности, следует, что в

любой педагогической концепции кроме привычно выделяемых

теоретической и практической составляющих всегда имеется, но не всегда

осознается и заявляется еще одна - ценностная. Именно эта аксиома

и является реальным фундаментом концептуальных построений.

По утверждению Л. С. Братченко, «если приложить этот критерий

веры/неверия в человека к основным психологическим теориям, то они

достаточно четко разделятся на две группы: доверяющих человеческой

природе (т.е. - гуманистически ориентированных) и недоверяющих»1.

В соответствии с базовой установкой и решением проблемы

сущности человека решается и вопрос о том, как правильно развивать и

воспитывать человека. Этот вопрос о смысле воспитания принципиально

решается следующим образом. Если сущность человека негативная, то ее

надо исправить; если ее нет - ее надо создать, сконструировать и вложить в

человека (причем в обоих случаях главным ориентиром выступают так

называемые интересы общества). Если она позитивная - ей надо помочь

раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то

следует помочь ей сделать этот выбор. В последних двух случаях во главу

угла ставятся интересы самого человека.

Таким образом, более развернутая типология базисных

имплицитных установок в мире психологических концепций представляется

Братченко Л.С. следующим образом

 

Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии),

безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на взгляд

Л.С. Братченко, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно

ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения

психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого

выбора.

Становится очевидным, что в психологии и педагогике

профессиональное самоопределение предопределяется фундаментальными

жизненными установками, т.е. - личностным самоопределением. Спор

между концепциями, вытекающими из разных базовых установок, как

правило, заканчивается безрезультатно потому, что сталкиваются

аксиоматические положения, по сути дела, - разные веры. А вера, как

известно, мало восприимчива к аргументам, и обращается с фактами как

магнит с предметами, притягивая только «свое», подтверждающее и

поддерживающее положение веры.

В рамках предложенной дихотомии проявляются две возможные

стратегии педагогического взаимодействия Взрослого и Ребенка, две

противоположные позиции, которые и являются проявлением двух

основных базисных установок.

1) Если Взрослый исходит из веры в человека, из признания его

природной сущности доброй и конструктивной, - то он будет ценить я

принимать ребенка таким, какой он есть, он будет уважительно и

доброжелательно относиться к нему, его свободе и праву выбирать свой

жизненный путь и самому (т.е. опираясь на себя) идти по этому пути.

Именно этим своим отношением Взрослый обеспечивает условия для

нарастающего действия тенденции к актуализации - для свободного,

естественного и эффективного становления Ребенка как полноценного

человека, то есть - для его личностного роста.

2) Если Взрослый исходит из неверия в человека, из непризнания его

природной сущности как движущей силы развития или из приписывания

этой сущности асоциальных, деструктивных качеств, - то он будет

стремиться либо преодолеть, переделать изначально негативную сущность,

либо берет на себя ответственность за ее создание и за проектирование

жизни Ребенка за него, рассматривая самого Ребенка как исходный

материал. Эта формирующая активность Взрослого и служит причиной

драмы развития, суть которой по образному выражению Л.С. Выготского в

«переплавке человека»1.

Определение индивидуальной педагогической стратегии с

неизбежностью сталкивается с необходимостью выбора одной из двух

базисных установок. принципы, изложенные как основание для проектирования педагогической практики лежат в