Фасилитация.

Рефлексия.

Эмпатия.

Толерантность.

Исключение насилия.

.Структурное насилие, по мнению многих исследователей,

составляет характерную черту всей отечественной системы образования,

и в особенности средней школы. Оно проявляют себя в том, что учителя,

свыкшись с традициями структурного насилия, характерными для нашего

общества в целом, часто в своих взаимоотношениях с учащимися проявляют

авторитаризм, подавляют их личность, навязывая им свое мнение,

отношение, оценку и тем ущемляя их права.

Хотя слово «насилие» в русском языке связано со словом «сила»,

ненасилие неправильно было бы понимать как полный отказ от

принуждения, в том числе такого, которое требует приложения силы.

Принуждение может быть нравственно-психическим, социальным,

административным или физическим, но насильственным является

принуждение, совершаемое неправомерно или ради несправедливых и

неправомочных целей.

Антитезой насилия в сфере образования является педагогика

ненасилия. Нравственным императивом педагогики ненасилия является

убеждение, что человек является высшей ценностью. Педагогика ненасилия

является выражением моральной силы и потому, в отличие от насилия, не

требует специального оправдания.

Ненасилие, рассматриваемое как нравственный принцип педагогики, предполагает милосердие,

взаимопонимание, участие, терпимость к человеческим недостаткам

Поэтому принцип отказа от насилия неразрывно связан с принципом толерантности.

Феномен толерантности в образовании настолько сложен, что требует специального рассмотрения

Постижение эмоционального состояния другого обходимо педагогу

как механизм понимания. Без понимания другого вряд ли можно адекватно выстроить собственное поведение в сложной ситуации, какой является конфликт, а тем более предвидеть поведение другого.

Самопознание педагогом своих внутренних психических актов и

состояний, понимание самого себя, а также того, как другие понимают его,

необходимо для сохранения педагогом управленческой позиции в конфликте.

Развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму

развития личности. В педагогическом конфликте изменяются прежние и

формируются новые отношения личности. Более того, конфликт –

необходимое условие развития. Целью поведения педагога в конфликте

следует считать выработку отношения к конфликту как к форме проявления

противоречий, конструктивное разрешение которых будет способствовать

личностному росту участников. Поэтому одним из ведущих принципов,

определяющих конфликтологический стандарт поведения педагога, является

фасилитация.

Умение слушать других – один из основных навыков при разрешении

конфликтов. Техники активного слушания являются для педагога

необходимыми элементами его профессиональной компетенции,

составляющими конфликтологический стандарт.

Кроме умения слушать педагогу необходимо владение приемами

изложения собственной точки зрения, не вызывая при этом агрессии или

желания защищаться у оппонента. Австралийские конфликтологии Х.

Корнелиус и Ш. Фэйр предлагают эффективный способ выражения

отношения к какой-либо ситуации, соответствующий стратегии

оптимального самоутверждения – «Я - высказывание».Такое высказывание

передает объективное отношение к определённому предмету (событию,

ситуации и т. д.), представляет предмет (событие, ситуацию и т. д.) как

сугубо собственную проблему, не содержит субъективных оценок и

эмоциональной окраски выражений. Так, высказывание «Вы меня

обманываете» может усугубить противостояние и его целесообразнее

заменить на «Я–высказывание»: «Я чувствую себя обманутым».