ВЛАДИМИР

В отличие от культуры Киева, Новгорода, Галицко-Волынской Руси культура Владимиро-Суздальской Руси XII века не обладало длительными традициями развития. Её основание закладывалось в начале XII века Владимиром Мономахом, и лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развёртывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Владимирские мастера приносят свою традицию белокаменного строительства, которая развивается здесь на протяжении столетий. Стены зданий покрываются белокаменной резьбой, позолотой. Резные перспективные порталы украшаются медными вратами, орнаментированные узорами и изображениями, выполненными в технике огневого золочения.

 

 

 

 

 

 

 

Золотые ворота во Владимире. 1164г.

Успенский собор во Владимире (1158 - 1161) - одна из центральных построек города. Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как главный собор владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии – ведь стольный Владимир-град вступал с Киевом не только в политическое, но и в церковное соперничество. Для выполнения этой задачи местных мастеров было не достаточно, и тогда, по словам летописца, во Владимир «Бог привёл мастеров из всех земель». На постройку храма князь выделил десятую долю своих доходов. Когда с Успенского собора сняли строительные леса - народ ахнул: такой церкви на Руси ещё не видали!

По высоте Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской. Храм был сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что собор получил наименование «Златоверхого». Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции». Князь Андрей украсил её различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позолоченных дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями…Собору присущи ясность пропорций изумительное чувство ритма в применении архитектурных деталей и скульптурного рельефа.

 

 

 

 

 

 

Храм Покрова на Нерли (1165) – один из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Храм был посвящён новому на Руси празднику - Покров Богородицы. Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава - в память о нём. Место для постройки церкви - пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Конструктивно храм чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестово-купольный четырех столпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественного Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли - это воплощенная победа духа, а не материи. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчие добились удивительного преодоления тяжести камня. Практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служат большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий - удлинённые колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. Необыкновенно лёгок и светел интерьер церкви. Столбы здесь совсем не создают ощущение тесноты; своим взлётом они подчёркивают «открытый» характер внутреннего пространства.

Дмитриевский собор (1194 - 1197) строился как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо, в годы, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Великий князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю – Святому Великомученику Дмитрию Солунскому.

Благородство форм, идеальные пропорции делают уникальным. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «Драгоценным ларцом», «Каменным ковром», «Каменной поэмой». Дмитриевский собор кажется по сравнению с церковью Покрова более внушительным и монументальным. Правильный куб основного объёма придаёт ему устойчивость. Вертикальные членения здесь не подчёркнуты с такой силой, как в церкви Покрова. Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нём установлен древний, ажурный широкий крест из прорезной золочёной меди. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Дмитриевский собор - один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа.