Западный неомарксизм

Его история начинается в 20-е годы ХХ века. Основоположниками западного марксизма считаются Дьёрдь (Георг) Лукач и Карл Корш. Идейная напряженность, направленность дискуссий в контексте неомарксизма связаны с потребностью «обновить» марксизм, адаптировать его к новым историческим условиям. Процедура «обновления» строится на синтезе идей и принципов марксизма с более поздними немарксистскими философскими течениями. Их объединяет приверженность идее радикального гуманизма. Совокупность этих синтезных течений получила условное обозначение «неомарксизм». При этом практически всегда представители неомарксизма радикально отвергали ортодоксальный и официальный советский марксизм, выступавший под наименованием «марксизм-ленинизм».

Отличительные черты неомарксизма:

1) Особая роль и значение общественно-исторической практики. Понятия, которыми оперирует философ – это обобщенные «отражения» категорий политэкономии и социологии.

2) Акцент на преодолении отчуждения, самоотчуждения и овещнения человека. Отчуждение – это не только феномен антагонистического (несправедливого, конфликтного) общества, но и принцип устройства мира людей вообще. Преодоление отчуждения – это путь переустройства не конкретного несправедливого общества, но, скорее, всей социальной реальности.

3) Установка на разностороннее удовлетворение подлинных человеческих потребностей. Дорога подлинного социального прогресса – это путь выявления настоящих (глубинных, а не поверхностных) потребностей человека и обоснование путей, как их удовлетворить

4) Признание свободного развития каждого индивида как «условия свободного развития всех».

5) Признание утопичности и бесплодности таких идей, как бесклассовая и безгосударственная социальная организация, сопряженная с ликвидацией института частной собственности и системы товарно-денежных отношений. Вместо этого – предпочтительное распределение общественного продукта по «затраченному труду» или «по потребностям». Социальная организации коммунистического типа – это средство достичь такого качества организации распределения.

 

Неомарксизм – явление неоднородное. По большому счету, в нем можно выделить два направления: диалектико-гуманистическое и сциентистское.

Диалектико-гуманистическое направлениепредставлено такими философскими течениями, как франкфуртская школа, фрейдомарксизм, экзистенциалистский марксизм, феноменологический марксизм, будапештская школа, «философия надежды» Эрнста Блоха. Идейные принципы: в классическом марксизме по существу не разработана проблема человека, а она должна быть центральной в любой философской концепции. При этом человек понимается главным образом как субъект исторического действия, поэтому проблема бытия человека в структуре общества становится приоритетной.

Сциентистское направление представлено «аналитическим марксизмом» Джеральда Коэна, «теоретическим антигуманизмом» Луи Альтюссера и др. Представители сциентистского направления, напротив, считают, что классический марксизм недостаточно научен, слишком публицистичен. Чтобы марксистское учение об обществе обрело строго научную форму его нужно соединить со структурно-функциональным методом, теорией игр, модальной логикой и т.д.

 

Наиболее влиятельным течением неомарксизма является франкфуртская школа социальной философии.

Теоретическое оформление ее идей было положено в 30-40-е годы ХХ в. на базе Института социальных исследований (Франкфурт-на-Майне) такими мыслителями, как Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин и др.

Исследовательский проект франкфуртской школы известен как «критическая теория общества». Элементы построения критической теории общества – это:

1) Критика позитивистского и неопозитивистского подходов к социальному познанию Позитивизм с его естественной установкой объективизма раздробил целостную единую человеческую практику – «праксис» – на «субъект» и «объект» познания. «Критическая теория» должна преодолеть эту раздробленность, сделав предметом анализа всю человеческую и «над-человеческую» деятельность.

2) Критика общества как объекта социологии. «Как возможен предмет социологии». Социология должна не только описывать, каким путем идет развитие общества, но и критиковать злокачественность складывающихся отношений Современное общество воплотило все негативные тенденции предшествующего развития человеческой цивилизации, оно породило такие извращенные формы, как советский и немецко-фашистский тоталитаризм.

Проблемы, которые рассматривает франкфуртская школа:

1) определение отличительных особенностей, логики и методологии социального познания, анализ мировоззренческих и философских оснований социальной теории;

2) рассмотрение общих вопросов культуры и ее вовлеченности в социальный контекст и политическую практику;

3) исследование проблемы «человек и отчуждение»;

4) изучение феномена социальной психологии, факторов ее формирования, специфики и перспектив изменения;

5) определение роли научно-технической революции в общественной жизни и др.

 

Представители франкфуртской школы настаивают на специфике социального познания. Его признаки:

1) совпадение субъекта и объекта познания в социальной практике,

2) абсолютная противоречивость социальной сферы. Неизбывность диалектических противоречий

3) уникальность социальных явлений, что исключает возможность подведения их под общие понятия.

По мнению ф. школы, для естествознания характерна ориентация на процедуру «объяснения», а для социальных наук – на «понимание», выявление значений и смыслов. Сама социальная теория не может и не должна претендовать на абсолютность – она должна меняться и обновляться вслед за изменениями, происходящими в ее объекте.

 

Важнейшее понятие «критической теории общества» – «тотальность» (позд. лат. totalitas – «цельность, полнота»), которое используется для обозначения общества как конкретно-исторической целостности с определенными рационально упорядоченными структурами (для современности – это система капиталистических отношений). В результате сама человеческая деятельность и ее результаты превращаются в силу, господствующую над человеком и враждебную ей. Этот процесс и есть отчуждение: тотальность – продукт глобального отчуждения.

Причина возникновения тотальности – идеология Просвещения и идеализированный Прогресс. С точки зрения франкфуртской школы, сформировавшаяся в Новое время научная рациональность, ориентированная на покорение и подчинение природы, дополнилась экономической рациональностью в виде капиталистических экономических отношений с их устремленностью на достижение максимальной производительности и «овеществлением» всего, а затем породила и политическую рациональность в виде совокупности технологий, обеспечивающих политическую стабильность, включая систему механизмов манипуляции общественным мнением.

Важнейшие (и самые тяжелые) последствия синтеза научной, экономической и политической рациональности – это возникновения «массового общества» и «массовой культуры».

Для массового общества характерен особый тип личности – это «авторитарная» или «одномерная» личность, жертва тотальности и всеобщего отчуждения. Ее черты – это незакрепленность в устойчивых социальных группах, отсутствие собственного «Я». У личности с «тоталитарным синдромом» отсутствует способность к самодетерминации (т.е. к самостоятельному определению своих целей и жизненных перспектив) и способность к ответственности, но имеется готовность во всем положиться на того, кто обещает стабильное существование.

Парадокс истории, по мнению франкфуртцев, состоит в том, что позднекапиталистическое общество перечеркнуло все идеалы, созданные просвещением: свободу оно заменило тотальной зависимостью, гуманизм – дегуманизацией, творчество – инструментализацией, личность – анонимным безликим существом.