Внешняя однозначность преступления и наказания, подвига и награды

Если теперь перейти к анализу состава карательного и наградного то, к нашему крайнему удивлению, нельзя не заметить, что этот &остав их, по существу, тождествен с составом акта преступного и акта

УсЛ^Жсамом деле, в каждом карательном и наградном акте или в их

живании мы Точно так же можем различить:

а) представление субъекта карательного и субъекта наградного акта, о есть лиц, выполнявших эти акты. Этими субъектами в представлении

т лиЧНых людей были: и сверхъестественные существа (боги, духи, души предков, ангелы, бесы и т. д.), и естественные (люди, животные, оастения, неодушевленные предметы) и конкретно-единичные и абстрак­тно-групповые;

б) представления объектные: всякая кара или награда есть прежде всего акт; а все эти акты, как выше было указано, размещаются в трех группах: facere, abstinere и pati (делания, воздержания и терпения);

в) представления адресатов: лиц, по адресу которых направляется соответствующий карательный или наградной акт. История и здесь показывает, что адресатами кар и наград были все те существа, которые были и адресатами преступлений и подвигов;

г) представления: времени, места, вещей, даруемых или отнимаемых, и т. д. — ив этом смысле карательный акт по составу равен преступному акту, наградной — услужному.

Это тождество состава каждой пары идет несравненно дальше.

II. Оно проявляется в том, что и преступление выражается вовне в виде причинения того или иного зла адресату его или обществу, и наказание выливается в те же страдательные акты по отношению к преступнику. Услуга реализуется в ряде "добродетельных" актов, и награда — в ряде таких же актов. Значит, по характеру актов члены каждой пары весьма сходны и тождественны...

III. Мало того, если произвести "очную ставку" актов преступных и карательных, услужных и наградных, то и здесь обнаружится или полное тождество, или полная эквивалентность. Доказательством служит закон талиона, некогда имевший повсеместное распростране­ние. Он указывает на полную тождественность акта преступного и карательного.

Согласно ему: преступления: наказания:

вырвать око, вырвать око,

вырвать зуб, вырвать зуб,

сломать ногу сломать ногу и т. д.

Око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу" и т. д. — так -ИТ оно в выразительной формулировке Библии. Но и в тех карах, На °РЬ1е пс являются талионом в таком чистом виде, соотношение в эка3аНИЯ И пРестУпления, перестав быть тождеством, превращается

"«валентность, что видно из изречения "воздай злом за зло", лежа- в основе почти всех карательных систем. И 0 а же тождественность выступает и в области услуг и наград. чЛе и °Динаковы по своей материальной природе, которая у обоих за ДЛ Пол°жительна. Здесь соблюдается принцип воздаяния добром челове ^СЛИ взять первоначальные услужные отношения между roMv ,Ком и его богом, то они представляют простой обмен "полезных" му и Другому благ.

"Do, ut des"[63]* — такова формула этих взаимоотношений. "Вот тебе пища, дай нам за это корову" — так молятся многие первобытные народы. Это значит, вот я тебе совершаю услугу (или даю награда отплати и ты тем же мне, то есть вознагради меня или соверцц! мне услугу. Еще яснее этот талион выступает в таких молитвах- "Если вы требуете от меня пищи, которую вы сами дали мне, це следует ли мне дать ее вам?"

Потом с историческим развитием талион как обмен акта на другой, ему подобный, постепенно принимает, подобно средству обмена, различные формы. Преступление определенного вида вызывает наказание, но не абсолютно тождественное по • форме с первым За удар или изувечение уже не следует то же, но выступает система композиций, и виновный платит деньги или же отбывает несколько иное наказание. Эволюция взаимоотношений преступлений и на­казаний, как и услуг и наград, есть лишь частный случай эволюции обмена: сначала идет обмен одной вещи на такую же, подобную (око за око или спасение за спасение), а затем за преступление преступник платит по-прежнему, но не тем же товаром (то есть актом), а его эквивалентом (например, посылается в каторжные работы, присуждается к штрафу, к тюрьме и т. д.). То же и в области наград и услуг.

Сначала услуга влечет награду, состоящую в акте, аналогичном акту услуги. Но затем услуга может вызвать наградной акт, эквивалентный самому акту услуги, но конкретно не тождественный с ним.

Принцип возмездности есть общий закон социальной жизни. Даже самые слова "возмездие" (Entgelten) и "воздаяние" (Vergelten), проис­ходящие от слова gelten (стоить), обозначали предположение равноцен­ности или действительную равноценность. Отсюда слово "Geld (первоначально gelt), то есть, с одной стороны, равноценное (в прямом смысле), с другой же — нечто по отношению к ценности уравнитель­ное. Социальную организацию возмездия представляет собою граж­данский оборот, организацию воздаяния за социальное зло мы встречаем в уголовной юстиции, в воздаянии за социальное благо принимают участие: государство, общественное мнение и история. Поэтому не мудрено, что история обмена и, # частности, "средств обмена" (денег) есть лишь другая сторона обмена злом за зло и добром за добро.

IV. Тождественность материальной природы каждой пары видна из того, что на протяжении истории акты преступления и наказания, с одной стороны, наград и услуг — с другой, приблизительно одинаковы...

Убийство считалось за преступление, убийство же было и наказани­ем. Разбойи грабеж были преступлением, конфискация и отдача на поток и разграбление (что является актом разбоя и грабежа поотноше­ниюк преступнику) былии наказанием. Различные акты насилия были в рубрике преступлений, такая же строка имеется ив рубрикенаказании-Оскорбление чести считалось преступлением, лишение честивыступаеткак вид наказания. Истязаниево многих случаях составляетпреступле­ние, истязания же фигурируюти в качестве наказаний.Я не буДУ продолжать эту "очную ставку" наказанийи преступлений.По мате­риальному своему содержанию они тождественны, илиэквивалентны^То же следует сказатьи о взаимоотношении наградных актов иакто

и они по материальному содержанию одинаковы или аб- услУ* о либо представляют обмен одного акта на другой, ему эк- с°ЛК>ентный. Всякая награда есть услуга по отношению к услужнику, ваЛ _ всякая услуга есть награда по отношению к тому, в пользу

1го°совершается услуга.

Точно так же всякое преступление есть наказание того, против направлено преступление, и наоборот, всякое наказание по коГ У материальному характеру есть преступление по отношению