Аудит операций с основными средствами

Тема: Аудит внеоборотных активов

1.Аудит операций с основными средствами

2. Аудит операций с нематериальными активами

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об ос­новных средствах организации установлены Положением по бухгалтер­скому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Прика­зом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Аудитор должен помнить, что указанные нормативные акты распро­страняются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных со строительством объектов основных средств, следует руководствовать­ся правилами Положением по бухгалтерскому учету ПБУ (2/2008) «Учет договоров строительного подряда», (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2008 № 116н)

Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с приобре­тением, строительством, амортизацией, выбытием и т.п. основных средств, производится в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель­ности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 с 01.01.2006 г. имущество со сроком полез­ного использования свыше 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, может отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (включая сырье, покупные полуфабрикаты, запасные части и пр.).

При проверке основных средств аудитор должен также руководство­ваться следующими законодательными и нормативными актами:

♦ Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

♦ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в РФ

♦ Методические указания по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств;

♦ Единые нормы амортизационных отчислений на полное восста­новление основных фондов народного хозяйства СССР;

♦ «О классификации основных средств, включаемых в амортиза­ционные группы»;

♦ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»;

♦ Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (Постановление Госстандарта РФ и др.

Целью проверки является контроль операций с основными средст­вами, проверка соблюдения экономическим субъектом установленного порядка учета и списания объектов основных средств, начисление амортизации, обоснованность расходов на ремонт основных средств, правильность отражения в учете и отчетности данных о наличии и дви­жении объектов основных средств. Поэтому задачи проверки основных средств сводятся к тому, чтобы аудитор мог удостовериться в:

♦ составе и структуре основных средств, условиях их хранения иэксплуатации;

♦ наличии основных средств, отраженных в учете (и полном отра­жении в учете фактически наличествующих основных средств), их сохранности;

♦ правильности отнесения активов к основных средствам, пра­вильности формирования инвентарных объектов основных средств, правильности их группировки по классификации, уча­стии в производственном процессе;

♦ правильности и обоснованности оценки принятых в учете основных средств;

♦ правильности оформления и отражения в учете операций по по­ступлению и выбытию основных средств;

♦ достоверности и обоснованности затрат, изменяющих стоимость основных средств (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация, переоценка);

♦ правильности установления объемов выполненных ремонтов ос­новных средств и правильности отражения расходов по их про­ведению в учете в зависимости от выбранного метода;

♦ правильности определения срока полезного использования ос­новных средств;

♦ правильности и обоснованности применяемого метода начисле­нии амортизации основных средств;

♦ последовательности применения учетной политики в отношении выбора способа начисления амортизации;

♦ правильности учета аренды основных средств и лизинговых опе­раций;

♦ ведении аналитического учета по отдельным инвентарным объ­ектам основных средств;

♦ своевременности проведения инвентаризации основных средств;

♦ правильности отражения в бухгалтерской отчетности остаточ­ной стоимости основных средств, полноте и правильности рас­крытия информации в отчетности;

♦ правильности исчисляемых налогов, связанных с приобретени­ем, движением и выбытием основных средств;

♦ подтверждении итогов проведенной в отчетном году переоценки объектов основных средств.

Аудит синтетического учета основных средств по своей сути явля­ется проверкой правильности применения Плана счетов бухгалтерско­го учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражения движения информации на синтетических счетах основных средств, проверкой правил переоценки основных средств и учета капи­тальных вложений, проверкой операций движения основных средств и ремонта, начисления амортизации и налогов.

К объектам основных средств и документам, которые могут быть подвергнуты проверке в ходе аудита основных средств, относятся сле­дующие:

♦ совокупность инвентарных объектов, фактически находящихся в организации в качестве основных средств;

♦ журналы-ордера (при журнально-ордерной форме учета) № 16, №13, №10;

♦ карточки счетов, анализ счетов 01,02 (при автоматизированном учете);

♦ инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6);

♦ акты приемки-передачи основных средств (форма ОС-1);

♦ акты приемки-передачи отремонтированных, реконструирован­ных и модернизированных объектов основных средств (форма ОС-1);

♦ акты списания основных средств (форма ОС-4);

♦ разработочные таблицы расчета амортизации основных средств;

♦ акты инвентаризации основных средств;

♦ инвентарные книги и инвентарные списки основных средств;

♦ регистры по счетам 01,02,03,07,08,20, 25, 91 и др.;

♦ договоры, связанные с операциями поступления и выбытия ос­новных средств, изменения их стоимости (купли-продажи, мены, дарения, подряда, оказания услуг и др.).

Информация о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, довери­тельном управлении аккумулируется и обобщается на счете 01 «Основ­ные средства». Основные средства принимаются к бухгалтерскому уче­ту по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или не­скольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле.

На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» обоб­щаются сведения о наличии и движении вложений организации в ма­териальные ценности, имеющие вещественную форму, а именно: в часть имущества, здания, помещения, оборудование и т.д. — и другие ценно­сти, предоставляемые организацией во временное владение и пользо­вание за плату с целью получения дохода.

В первую очередь аудитор должен удостовериться в соответствии фактического наличия объектов основных средств учетным данным, изучить их состав и структуру. Проверяя правильность отнесения от­дельных объектов к основным средствам, аудитор должен исходить из экономического содержания, срока полезного использования и стоимо­сти средств. Аудитору следует помнить, что основные средства — это часть имущества, используемая для производства продукции (работ, услуг), непроизводственных нужд либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев. Срок полезного исполь­зования объекта основных средств представляет собой период, в тече­ние которого использование объекта призвано приносить организации доход или служить для выполнения целей его деятельности. Путем изу­чения учетных данных аудитор устанавливает наличие объектов основ­ных средств по отдельным классификационным группам (производст­венные и непроизводственные, собственные и арендуемые) и местам размещения (подразделениям и материально ответственным лицам). Выясняя правильность организации аналитического учета основных средств, следует обращать внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, сроки поступления и оприходования объ­ектов. Состояние учета основных средств в местах их нахождения (на складе, в эксплуатации, в ремонте, на консервации) анализируется по данным инвентарных карточек и их описей. Эти данные сопоставляют­ся с записями по счету 01 «Основные средства» в соответствующих учетных регистрах. При расхождении данных аналитического и синте­тического учета определяются их причины, виновные лица и экономи­ческие последствия.

При проверке основных средств аудитор должен обратить внимание на наличие правильно оформленных первичных документов на посту­пившие объекты основных средств, приказы руководителя организа­ции о назначении материально ответственных лиц, наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности, заключен­ной с этими лицами. Материально ответственным лицам должны быть созданы соответствующие условия для сохранности объектов основных средств, помещения должны быть оборудованы пожарно-охранной сиг­нализацией.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изме­нение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Особое внимание аудитор должен уделить источнику поступления основных средств в организацию. Основные средства в организацию могут поступить путем приобретения (сооружения) объектов за плату или в обмен на другое имущество, получения в счет вклада в уставный капитал, получения безвозмездно или путем взятия в долгосрочную аренду (лизинг). Аудитору следует помнить, что полученные организацией объекты основных средств в зависимости от источника поступления оцениваются и переоцениваются по-разному.

Поступившие за плату объекты основных средств оцениваются по первоначальной стоимости, складывающейся из фактических затрат на оплату счетов поставщика и услуг посредников, на строительство, доставку, монтаж, уплату невозмещаемых налогов и др. Основные средства, приобретенные у поставщиков, приходуются на основании товаросопроводительных документов и акта приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). При поступлении на предприятие основных средств, требующих монтажа (например, прикрепления их к фундаменту, полу, межэтажным перекрытиям), на основании товаросопроводительных документов поставщика оформляется акт о приемке оборудования (форма ОС-14).

При приобретении основных средств в комплекте в инвентарной карточке учета основных средств обязательно должна быть расшифров­ка предметов, входящих в комплект.

Основные средства, приобретаемые в иностранной валюте, отража­ются в учете в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции. При этом кур­совая разница, возникшая в связи с изменением курса рубля с даты при­нятия на учет объектов основных средств до даты окончательного рас­чета (доплаты) за них, относится на увеличение (уменьшение) стоимо­сти объектов основных средств.

Основные средства, созданные в организации, приходуются на ос­новании акта (накладной) приемки-передачи основных средств. Для акта приемки-передачи основных средств предусмотрен типовой бланк ОС-1, форма которого утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Акт составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств. На оприходование производственного и хозяйствен­ного инвентаря, инструментов и оборудования, если эти объекты по­ступили в одном календарном месяце или являются однотипными и имеющими одинаковую стоимость, составляется акт по форме ОС-16.

Объекты основных средств, поступившие в счет вклада в уставный капитал, принимаются на учет в денежной оценке, согласованной с учредителями. При передаче подобных объектов основных средств в организацию должен быть передан перечень объектов основных средств с указанием их первоначальной стоимости, суммы начисленной амортизации, цены, по которой этот объект относится в счет вклада в уставный капитал.

Объекты основных средств, полученные безвозмездно, оценивают­ся по их рыночной стоимости на дату оприходования.

Объекты основных средств, приобретенные в обмен на другое иму­щество, оцениваются по стоимости обмениваемого имущества согласно сопроводительных документов.

Поступление объектов основных средств должно быть проверено с точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете по каждой операции. Возмещение уплаченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам наступает у организа­ции только в том случае, когда сумма НДС выделена отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах. В отдельных случаях НДС от­носится на уменьшение фондов организации и из бюджета не возмеща­ется (например, при приобретении служебных легковых автомобилей и микроавтобусов). Если же организация строит или сооружает объект основных средств подрядным или хозяйственным способом, то при вводе объекта в эксплуатацию на сумму фактических затрат начисляет­ся НДС, подлежащий перечислению в бюджет.

Такая проверка в зависимости от количества объектов основных средств в организации может быть осуществлена сплошным порядком или выборочно. С этой целью проверяются первичные документы, и пу­тем арифметических расчетов выясняется действительная первона­чальная стоимость объектов основных средств на определенную дату и сравнивается с учетной стоимостью. По данным учетных регистров проверяется правильность указанной в них корреспонденции счетов по оприходованию и вводу в эксплуатацию объектов основных средств. Приобретение или сооружение объектов основных средств за плату должно отражаться как капитальные вложения с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а при безвозмездном получе­нии объектов основных средств на счете 83 «Добавочный капитал» от­ражается их стоимость. С первоначальной стоимости таких объектов организация должна уплатить налог на прибыль.

По объектам основных средств должны начисляться амортизаци­онные отчисления. С 01.01.1998 года по вновь введенным объектам ор­ганизации могут применять один из следующих способов начисления амортизации: линейный; уменьшающегося остатка; списания стоимо­сти объекта по сумме чисел лет срока его полезного использования; списания стоимости объекта пропорционально объему продукции (ра­бот). Налогоплательщик самостоятельно выбирает метод, по которому он будет начислять амортизацию находящихся в его пользовании ос­новных средств. Суммы амортизации, накопленной за время эксплуа­тации объектов основных средств, учитываются на счете 02 «Аморти­зация основных средств».

При начислении амортизации линейным методом сумма начислен­ной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восста­новительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для дан­ного объекта.

При начислении амортизации способом накопления соответствую­щих сумм на отдельном счете в формах ОС-1 или ОС-14 на поступив­шие основные средства в графе 11 «Начисление амортизации, % или сметная ставка» делается соответствующая запись.

При начислении амортизации способом уменьшения первоначаль­ной стоимости объекта годовая норма амортизации рассчитывается следующим образом:

100 : срок полезного использования х 100 % = годовая норма амортизации.

Срок полезного использования объекта основных средств бухгалтер может установить самостоятельно, исходя из ожидаемого срока его экс­плуатации. Для этого можно воспользоваться Классификацией основ­ных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002. № 1 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 09.07.2003 № 415. При использовании Классификации согласно кодам ОКОФ определяется отношение объекта к той или иной группе, для которой определены начальные и конечные границы срока полезного использования. Согласно критериям п. 20 ПБУ 6/01 в рамках этих гра­ниц и должен определяться конкретный срок полезного использования объекта.

В соответствии с п. 13 ст. 259 НК РФ остаточная стоимость аморти­зируемого имущества определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой, начисленной за период экс­плуатации, определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Порядок начисления амортизации по приобретенным объектам ос­новных средств, бывших в эксплуатации, разъясняется Письмом МНС РФ от 11.09.2000 № ВГ-6-02/731. Согласно этому письму предполагае­мый срок полезного использования объекта основных средств у нового его собственника определяется путем вычитания из срока полезного использования, исчисленного для новых объектов основных средств, срока их фактической эксплуатации. При приобретении объектов ос­новных средств, ранее бывших в эксплуатации, для применения само­стоятельно рассчитанных норм амортизации покупателю следует полу­чить от продавца документы, которые должны подтвердить срок фак­тической эксплуатации приобретаемого объекта основных средств.

Определяя срок амортизации объекта основных средств, необходи­мо исходить из срока их полезного использования. Срок полезного ис­пользования объекта основных средств устанавливается на основании технических условий эксплуатации, централизованного порядка, а при их отсутствии — на основании ожидаемого физического износа или других ограничений (например, исходя из срока по договору аренды).

Амортизируемой стоимостью объекта будет являться его первона­чальная (восстановительная) стоимость. В том случае, когда объект ос­новных средств приобретен с частичной оплатой за счет бюджетных средств, то для организации амортизируемой стоимостью объекта бу­дет считаться та часть стоимости, которая оплачена организацией са­мостоятельно.

Правильность применения методики расчета и норм амортизации, определения величины амортизируемой стоимости объектов, отнесе­ния исчисленных сумм амортизации на соответствующие счета затрат аудитор должен проверить путем арифметического пересчета сумм амортизационных отчислений по отдельным объектам, основных средств и сопоставления полученных результатов с данными разработочных таблиц расчета амортизации (ведомостей и др.), анализа указан­ной в учетных регистрах корреспонденции счетов.

Объекты основных средств в процессе использования ремонтиру­ются, модернизируются, поэтому аудитору необходимо с особым вни­манием проверить правильность учета затрат на ремонт основных средств. При этом необходимо установить наличие планов и смет на ремонты, актов сдачи-приемки выполненных работ, договоров подряда, актов технического осмотра зданий и сооружений; проверить правиль­ность и своевременность составления этих документов; определить правильность формирования затрат по статьям затрат, соблюдение норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабо­чих. Законность проведенных операций по ремонту основных средств определяется на основе проверки первичных документов: дефектных ведомостей, лимитно-заборных карт, требований на отпуск материалов, нарядов на сдельные работы и других первичных документов. Аудитор может выборочно провести контрольные замеры объемов выполненных ремонтных работ по отдельным объектам основных средств, а при не­обходимости привлечь для этого эксперта.

Правильность учета затрат на ремонт основных средств проверяет­ся по данным соответствующих учетных регистров. Затраты на ремонт основных средств производственного назначения должны быть отне­сены на себестоимость, а непроизводственного — за счет чистой при­были или фондов организации. Аудитор должен знать, что затраты на ремонт (текущий, средний, капитальный) основных средств могут от­ражаться в бухгалтерском учете одним из следующих способов:

♦ при небольших объемах ремонтных работ произведенные затра­ты относятся на счета издержек в том периоде, в котором они возникли;

♦ для проведения крупных плановых ремонтов в организации фор­мируется резерв на выполнение всех видов ремонта для равно­мерного включения затрат в себестоимость продукции (резерв формируется путем ежемесячных отчислений на основе плано­вой сметы затрат и учитывается на счете 96 «Резервы предстоя­щих расходов» на отдельном субсчете);

♦ при выполнении особо сложных, крупных по затратам и продолжи­тельных по времени (иногда до нескольких лет) ремонтов основных

средств организации возможно создание ремонтного фонда, отчис­ления в который следует производить ежемесячно на основе ста­бильных нормативов, устанавливаемых самой организацией на пять лет, и учитывать их на отдельном субсчете счета 96;

♦ при выполнении крупных внеплановых ремонтов (например по­сле аварии) затраты могут сначала относиться на счет 97 «Расхо­ды будущих периодов» и равномерно списываться на себестои­мость в течение периода, оставшегося до конца года.

Способ учета затрат на ремонт основных средств должен быть оп­ределен в учетной политике организации. Аудитор должен проверить, соблюдается ли этот способ учета в организации. В целях устранения всевозможных фальсификаций необходимо проанализировать досто­верность показателей проектно-сметной документации на проведение ремонта и актов сдачи-приемки выполненных работ.

Все виды ремонта относятся к текущим затратам, а реконструкция и модернизация — к капитальным. Если в результате реконструкции (модернизации) объекта основных средств срок его полезного исполь­зования не увеличился, то при исчислении амортизации следует учи­тывать оставшийся срок полезного использования.

В соответствии с ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (обычно это делается на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по те­кущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При­нимая решение о переоценке таких основных средств, руководство ор­ганизации должно учитывать, что впоследствии эти объекты основных средств должны переоцениваться регулярно. Последующая регуляр­ность переоценки обусловлена тем, что в дальнейшем стоимость основ­ных средств, по которым они отражаются в бухгалтерском учете и от­четности, существенно не должна отличаться от текущей (восстанови­тельной) стоимости. При переоценке объектов основных средств ее результаты должны быть подтверждены соответствующими расчетами, документами о рыночных ценах, сложившихся по этим объектам на дату переоценки.

Сумма ранее не переоцениваемых объектов основных средств за­числяется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объек­тов основных средств, равная сумме их уценки, проведенной в преды­дущих отчетных периодах, отнесенная на счета учета прибылей и убыт­ков в качестве расходов, относится на счета учета прибылей и убытков в качестве доходов отчетного периода.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и п. 15 ПБУ 6/01 сумма уценки первоначальной стоимости объекта основных

средств отражается по кредиту счета 01 «Основные средства» в коррес­понденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокры­тый убыток)». Уценка суммы начисленной амортизации отражается по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 84. Суммы уценки, отнесенные на счет учета нерас­пределенной прибыли (непокрытого убытка), должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности организации согласно п.15 ПБУ 6/01.

Превышение суммы уценки объекта основных средств над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в резуль­тате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, отно­сится за счет прибылей и убытков.

Важным этапом проверки является изучение своевременности проведения, полноты и правильности отражения результатов инвентаризации основных средств в учете. Инвентаризация — периодическая проверка наличия числящихся на балансе имущества и обязательств. Полнота и своевременность оприходования объектов основных средств устанавливается по первичным документам и записям в учетных регистрах по счетам 01,08,60 и др.

Все операции по выбытию объектов основных средств (реализации, взносу в уставный капитал, безвозмездной передаче, списанию) аудитор должен подвергнуть сплошной проверке. Для этого тщательно изуча­ются первичные документы (акты списания, акты приемки-передачи, накладные, счета-фактуры и т. д.) и регистры аналитического и синте­тического учета (карточки, ведомости и др.).

Выбытие основных средств (кроме автотранспорта) оформляется актом на списание основных средств (форма № ОС-4). Выбытие авто­транспорта оформляется актом на списание автотранспортных средств (форма № ОС-1). Акты на списание объектов основных средств долж­ны быть составлены с соблюдением установленной формы, т. е. все реквизиты должны быть заполнены, акт должен содержать мотивиро­ванное заключение комиссии с подписями всех членов комиссии и руководителя организации. При этом аудитор должен выяснить при­чины списания, законность и целесообразность этой операции, поря­док ликвидации и оприходования образующихся запасных частей, материалов и др.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного оборудования, годные для вторичного употребления, должны быть оприходованы в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы». В том случае, если подобные детали и узлы изготовлены с применением драгоценных металлов, они подле­жат учету и сдаче в государственный фонд.

Если объект основных средств продан или передан безвозмездно, то для покупателя дополнительно оформляется акт (накладная) прием­ки-передачи основных средств (форма №ОС-1).

Акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр передает­ся в бухгалтерию, а второй остается у работника, ответственного за со­хранность объекта основных средств. Второй экземпляр является ос­нованием для сдачи на склад запчастей, материалов и металлолома, полученного в результате демонтажа объекта основных средств. В слу­чае списания зданий или сооружений дополнительно к этому акту со­ставляется акт оприходования материальных ценностей, полученных при разборке зданий (форма № М-35).

Выбытие объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». Финансо­вый результат от реализации и списания объекта основных средств от­носится на счет 99 «Прибыли и убытки», а от безвозмездной передачи и от операций по взносу основных средств в уставный капитал — на счет 83 «Добавочный капитал».

Аудиторские процедуры, рекомендуемые для проверки основных средств: инвентаризация основных средств, опрос, просмотр докумен­тов, сравнение документов (взаимная проверка), аналитические проце­дуры (например сравнение сумм амортизации, начисленной в различные месяцы; анализ нетиповых корреспонденции со счетами 01 и 02 и др.).

Характерными ошибками и нарушениями, связанными с оформле­нием и учетом операций с основными средствами, являются:

♦ отсутствие в организации в наличии основных средств, отражен­ных в учете (иногда под видом основных средств приобретается имущество для сотрудников — компьютеры, телевизоры, видео­магнитофоны и т. д.);

♦ невключение в состав основных средств объектов, фактически наличествующих в организации и используемых в производст­венном процессе;

♦ неправильное начисление амортизации, ведущее к искажению формирования финансовых результатов;

♦ отсутствие инвентарных карточек и пообъектного учета;

♦ несоответствие данных аналитического учета данным инвента­ризации и синтетического учета;

♦ неправильная оценка и переоценка объектов основных средств, ведущая к искажению информации о фактической стоимости имущества организации.

По результатам проверки основных средств в аудиторском заклю­чении аудитор составляет аудиторское свидетельство, в котором изла­гаются результаты проверки; своевременность и правильность отраже­ния основных средств и их движение в учете, правильность начисления амортизации; правильность и полноту ведения аналитического учета, правильность отражения в учете арендованных основных средств ор­ганизации и лизинговых операций.

Вопросы для повторения по теме:

1. Как можно проверить правильность отражения в учете поступления основ­ных средств?

2. Какая проводка по поступлению объекта основных средств за плату в бух­галтерском учете выполнена правильно:

а) Дебет 01 Кредит 60; 6) Дебет 01 Кредит 08; в) Дебет 01 Кредит 76?

3. Как проверяется правильность начисления амортизации основных средств?

4. Какая проводка по списанию амортизации выбывшего объекта основных средств в бухгалтерском учете выполнена правильно:

а) Дебет 02 Кредит 01; б) Дебет 02 Кредит 08; в) Дебет 02 Кредит 03?

5. Как проверяется правильность отражения в учете выбывших основных средств?

6. Какие проводки по списанию реализованного объекта основных средств в бухгалтерском учете выполнены правильно:

а) Дебет 01-2 Кредит 08; б) Дебет 01-2 Кредит 01-1; в) Дебет 01-1 Кредит 03; Дебет 02 Кредит 01-1; Дебет 02 Кредит 01-2; Дебет 02 Кредит 01-2; Дебет 97 Кредит 01-1; Дебет 91 Кредит 01-1; Дебет 91 Кредит 51?

7. Какие проводки по дооценке объекта основных средств в бухгалтерском
учете выполнены правильно:

а) Дебет 01 Кредит 83; б) Дебет 01 Кредит 84; в) Дебет 01 Кредит 91; Дебет 83 Кредит 02; Дебет 84 Кредит 02; Дебет 91 Кредит 02?

8. Как учитываются затраты на ремонт основных средств?