Назовите основные эпохи дипломатической истории мира

Предварительные замечания

Заключение

Источники и литература курса

Предварительные замечания

План

Лекция первая (вводная)

Кафедра Истории зарубежных стран в новое и новейшее время

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

 

 

Проф. В.П. Золотарев

 

Выдающиеся дипломаты мировой истории

(Курс лекций)

 

Сыктывкар 2009


Понятие «выдающиеся дипломаты»

Источники и литература курса

 

2. Основные черты, присущие личности, называемой «выдающийся дипломат»

3. «Ядро» выдающихся дипломатов – остов настоящего курса лекций

Предварительные замечания следует, пожалуй, начать с ознакомления результатов социологического опроса студентов специальности «международные отношения» исторического факультета СыктГУ, проведенного 24 декабря 2008 г.

Им было предложено ответить на три вопроса:

 

2. Напишите имена выдающихся дипломатов России/СССР и зарубежных стран

3. Какими, по-вашему, личностными и профессиональными качествами должен обладать выдающийся дипломат?

 

В опросе приняли участие 19 студентов из списочного состава 24 (≈80%).

Из 19 опрошенных ответило:

–на все 3 вопроса (хотя и допустили некоторые неточности и ошибки) – 13 студентов (≈70%);

– ответило на 2 вопроса (кроме первого) – 4 человека (более 20%);

– ответило лишь на 1 вопрос – 2 человека (один только на 2 вопроса и один только на 3 вопроса) - чуть более 10%.

Наибольшее затруднение вызвал первый вопрос анкеты, поскольку студенты не назвали принципы периодизации дипломатической истории мира. Кроме того, один из них написал: «Дипломатия не делится на эпохи, она была всегда и будет всегда. Если делить на эпохи, совпадет с основными эпохами истории мира. Классификация [?] зависит от автора». Нетрудно заметить: автор не совсем понял вопрос. К тому же, написанное им требует поправки с точки зрения требования русского языка.

Второй вопрос вызвал у опрашиваемых активный интерес. Были названы следующие имена дипломатов:


1. Горчаков – 7.

2. Громыко – 6.

3. Талейран – 4.

4. Молотов – 5.

5. Лавров – 9.

6. Александр I – 1.

7. К. Райс – 7.

8. Бестужев – 1.

9. Меньшиков – 1.

10. Голицын – 1.

11. Добрынин – 1.

12. Чичерин – 2.

13. Тэтчер – 3.

14. Примаков – 7.

15. Иванов – 6.

16. Наполеон – 1.

17. Рузвельт – 1.

18. Остерман – 2.

19. Потемкин – 3.

20. Бисмарк – 2.

21. Фишер – 4.

22. Шеварднадзе – 3.

23. Рибентроп – 3.

24. В. Чуркин – 3.

25. Литвинов – 2.

26. Шредер – 1.


 

Всего было названо 26 имен дипломатов (кроме того, 3 фамилии написаны неразборчиво).

Из них 17 отечественных дипломатов и 9 зарубежных стран. Наибольшее количество раз были упомянуты:

Лавров – министр иностранных дел РФ назван 9 студентами.

За ним следует Горчаков – министр иностранных дел Российской империи – 7.

Примаков – министр иностранных дел РФ – 7.

Громыко – министр иностранных дел СССР – 6.

Молотов – нарком, министр иностранных дел СССР – 5.

Иванов – министр иностранных дел РФ – 6.

В. Чуркин – представитель РФ в ООН – набрал – 3.

Из дипломатов зарубежных стран первенствует К. Райс – 7, затем Йошка Фишер – 4 и М. Тэтчер – 3.

Остальные 7 дипломатов упомянуты от одного до трех раз.

Третий вопрос. Чаще других упоминалось такое профессиональное качество дипломата как знание им нескольких иностранных языков. Лишь 4 раза (из 19) названа такая черта выдающегося дипломата, как его способность отстаивать интересы своей Родины в той стране (или организации), в которой он аккредитован. Убедительный факт – деятельность Виталия Чуркина в Совбезе в августе 2008 г., когда в этой организации рассматривался конфликт между Грузией, Абхазией и Южной Осетии.

Чаще студенты упомянули личностные качества дипломата: ум, умение держать себя в самых разных ситуациях, гибкость и т.д.

Какие выводы вытекают из только что приведенной картины анкетирования?

Положительным надо считать то, что 70% опрошенных в целом правильно ответили на вопросы анкеты. Хорошо также, что было названо около 30 имен дипломатов разных стран. Но среди них мало тех, которых можно причислить к выдающимся дипломатическим деятелям зарубежной и отечественной истории. Те же из них, кто был упомянут, являются нашими современниками, бывшими (или являющимися) руководителями государственных дипломатических учреждений (С. Лавров, К. Райс, Е. Примаков и др.).

Мало выдающихся дипломатов прошлого упомянуто в анкетах, что не может не свидетельствовать о том, что студентам необходимо много работать, чтобы основательно изучить историю как зарубежную, так и свою, родную, отечественную историю. Ибо без глубокого знания истории человек вряд ли сможет профессионально выполнять возложенную на него дипломатическую работу, поскольку без знаний истории он не освоит богатейший опыт дипломатии, оставленный нам многими поколениями ушедших времен.

Что же касается затруднений, вызванных у студентов в процессе ответа на первый (теоретический) вопрос анкеты, то они проистекают из того, что самое сложное в умственной деятельности – это уметь концептуально мыслить, то есть подходить к каждому вопросу, проблеме системно. Этот трудный опыт, а опыт, по словам А.С. Пушкина, - «дитя ошибок трудных», - можно освоить только много работая, самостоятельно изучая наследие недюжинных деятелей прошлого и современности, чему в большей степени и посвящен наш курс лекций.

А теперь коснемся проблемы, которая у респондентов вызвала большие затруднения – об эпохах дипломатической истории мира. Она не имеет однозначного решения. Приведем один из взглядов.

Профессор Университета в Бристоле (Великобритания) Моуат (R.B. Mowat) в своей книге «Diplomacy and the World» («Дипломатия и мир», Лондон, 1935), наметил три эпохи в развитии теории дипломатии в Европе. Под дипломатической теорией следует понимать общепринятые принципы и методы международного общения и переговоров.

Первая эпоха охватывает, по его мнению, время с 476 г. по 1475 г., когда дипломатия была не организована.

Вторая эпоха продолжалась более 400 лет – с 1475 г. по 1914 г. Этот период представляет ту фазу в истории, когда дипломатическая теория отражала систему политики, известной как «European systema» (система европейских государств).

Третья эпоха была открыта в 1918 г. президентом США В. Вильсоном (Wilson) (Томас) Вудро (1856-1924; 1913-1921 гг. – президент США) и в результате появилась так иногда называется «демократическая дипломатия», что является спорным, имея в виду его доктрину «Четырнадцать пунктов Вильсона».

Дополним периодизацию истории дипломатии проф. Моуата.

Третья эпоха продолжалась до начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 г. Она длилась около 20 лет.

Четвертая эпоха охватывает годы второй мировой войны (1939-1945) и окончилась речью У. Черчилля 5 марта 1946 г. «Мускулы мира» в Фултоне (США). Эта речь открыла пятую эпоху «холодной войны» (The Cold War – анг.): 1946 г. – 8 декабря 1991 г., Беловежское совещание – Ельцина – Кравчука – Шушкевича – приняло решение о роспуске СССР, и 25 декабря М.С. Горбачев ушел с поста президента СССР.

Мы живем, можно сказать в шестой эпохе дипломатической истории, начавшейся в декабре 1991 г. ликвидацией биполярного мира.

В историко-дипломатической литературе существует и иная периодизация дипломатической истории мира. Она включает в себя следующие эпохи: [1] Довестфальская, [2] Вестфальская, [3] Венская, [4] Версальско-Вашингтонская, [5] Ялтинско-Потсдамская, [6] Хельсинская. Основной принцип ее периодизации – принятие и следование государств договорным актам, которые определяли основу международных отношений.

 

2. Основные черты, присущие личности, называемой «выдающийся дипломат»

Откроем «Толковый словарь русского языка» под редакцией проф. Д.Н. Ушакова на интересующем нас слове. Читаем: «Выдающийся…отличный, превосходный, выделяющийся среди других».[1] Далее приводятся примеры – выдающийся художник. Выдающиеся способности. Словарь не объясняет, какими чертами должен обладать человек, деятель, называемый «выдающимся», чем он должен «выделяться среди других».

На наш взгляд, черты, присущие выдающемуся дипломату должны быть следующими.

Честность, порядочность. Нередко можно прочитать и услышать: политика – дело грязное, тем более политика дипломатическая. С этим нельзя согласиться потому, что у грязных деятелей – грязная политика, нечестный человек не может быть честным ни в жизни, ни в политике, если он, не дай Бог, получает государственные должности. Вспомните выдающегося князя Древней Руси Святослава (945-972), сына Игоря и Ольги. Он никогда не нападал на врага врасплох, но всегда заранее предупреждал его: «Хочю на вы ити».[2] Н.М. Карамзин, передавая летописное сказание, приводит фразу Святослава в форме: «Иду на вас!».[3] Крылатость фразы закрепилась в редакции: «Иду на Вы!». Этот факт давнишний. Приведем другой факт из истории современной. Вероятно, мало кто из думающих людей будет оспаривать тот факт, что советский народ и его Красная Армия победили фашистскую Германию в Отечественной войне 1941-1945 гг. во многом благодаря тому, что высшее руководство СССР (И.В. Сталин, В.М. Молотов) решительно проводило честную внешнюю политику, направленную на достижение победы над врагом.

Решительность, твердость характера – непременная черта выдающегося дипломата, помогающая ему в любых условиях отстаивать национальные интересы своей страны. Можно привести много примеров из дипломатической истории. Однако ограничусь лишь одним. В годы Отечественной войны 1812 г. к русскому императору Александру I Наполеон Бонапарт прислал в С.-Петербург своего посланника с предложением немедленно заключить сепаратный мир (у французского полководца дела в России пошли плохо). Русский государь выслушал нарочного Наполеона, подумал и затем произнес: «Ступайте и скажите своему повелителю: Я никогда не соглашусь на мир. Отращу бороду, уйду с мужиками в Сибирь, и буду бороться с врагами России до тех пор, пока не выброшу их за пределы России».[4]

Выдающийся дипломат – это человек, беспредельно преданный своему народу, готовый на все для защиты его национальных интересов. Он – патриот с большой буквы. Для подкрепления высказанного умозаключения можно назвать немало дипломатов нашей страны и зарубежных стран. Турецкие султаны не раз и не два сажали послов России в казематы, склоняя их к предательству, но ни один из них не предал свою Родину. Назову лишь одну фамилию – Петр Андреевич Толстой, посланник Петра I в Османской империи.

Выдающийся дипломат – это человек, наделенный глубоким умом, обладающий широчайшими знаниями истории, культуры, искусства, владеющий в совершенстве языком страны пребывания. Кроме того, он должен в совершенстве знать дипломатическую историю мира и своей страны, владеть опытом дипломатов прошлого и современности. Наркомом иностранных дел Советской России, а затем и Советского Союза с 1918 по 1930 г. был Г.В. Чичерин. На мирной конференции в Генуе (1922 г.) Чичерин свою речь произнес на трех европейских зыках: английском, французском и немецком. Это произвело сильное впечатление на участников той конференции.

Самообладание (способность владеть собой), выдержка и хладнокровие, способность мгновенно сориентироваться в любой, даже самой неожиданной ситуации – непременные черты недюжинного дипломата. Пример: быстрая реакция Александра I на предложение мира посланником Наполеона, который был приведен ранее.

Умение использовать слабые стороны оппонентов в дипломатических переговорах для достижения стратегических и тактических задач.Эти черты весьма ярко проявились в деятельности многих дипломатов, в особенности восточные люди падки на подарки (особенно татаро-монголы времен их владычества на Руси) и Александр Невский, отправляясь в Орду, всегда вез обозы с подарками для ханов и их челяди. Не в последнюю очередь богатые дары (меха, золото, серебро, драгоценные камни и т.д.) помогали князю успешно заканчивать свои вызовы в Орду.

Непременный учет особенностей и традиций народа страны пребывания.В русской дипломатической службе непременным требованием к дипломатам-послам было их глубокое знание страны – пребывания: ее истории, природы, культуры, традиций, быта народа, руководителей государства. Ярким представителем в этом плане является Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в США (1961-1986), заслуженный работник дипломатической службы РФ Анатолий Федорович Добрынин. Он работал послом рекордное количество лет (25) при 6 президентах США: Кеннеди, Джонсоне, Никсоне, Форде, Картере и Рейгане.

Вряд ли кто будет оспаривать то, что дипломатическая работа государственного деятеля оцениваетсяее результатами. Если они внушительны и исторически оправданы, то такой дипломат вполне может быть назван «выдающимся».

В русской истории было немало таких деятелей. Назовем их. Александр Невский (1220-1263), Петр Первый (1672-1725), Екатерина Вторая (1741-1796), И.В. Сталин (1879-1953), А.А. Громыко (1909-1989) и другие.

Теперь можно убедиться, что выдающимся дипломатам присущи многие характеристистические черты – личностные и профессиональные.

Ими мы и руководствовались, чтобы очертить «ядро выдающихся дипломатов», жизнь и деятельность которых составит основное содержание предлагаемого вам курса.

 


3. «Ядро» выдающихся дипломатов – остов настоящего курса лекций

Автор предложит вашему вниманию освещение жизни и дипломатической деятельности десяти выдающихся людей. Из них семь отечественных и три зарубежных дипломата. Такое соотношение объяснимо и понятно: российские студенты обязаны прежде всего знать дипломатический опыт своих, русских деятелей.

Вот их портретные изображения.

 
 


                 
     
Ришелье (1585-1642) 1622-1642
 
     
 
 
   
 


А.М. Горчаков (1798-1883) 1856 -1882

 
 
И.В. Сталин (1879-1953) 1922 -1953