Документальный анализ и его использование правоохранительными органами.
С помощью документального анализа выявляются документальные несоответствия. Виды несоответствий:
1. В отдельно взятом документе. Методы выявления:
1. Формальная проверка: состоит во внешнем осмотре документа с целью анализа его формы и изучения реквизитов документа. Выявляются признаки недоброкачественности документа:
- выполнение документа на бланке неустановленной формы или неустановленным способом
- отсутствие каких – либо реквизитов
- наличие сомнительных реквизитов (подчистки, дописки)
- наличие излишних реквизитов в документе (посторонние записи)
- слишком «хорошие документы», которые не соответствуют реальной обстановке их составления, использования или хранения
- противоречия между реквизитами документов.
Существую факторы, от которых зависит успешное применение формальной проверки:
1. знания о порядке заполнения документов
2. Применение опробированных практикой приемов распознания недоброкачественности документов
3. Знание слабых звеньев у учетном процессе.
2. Нормативная проверка: проверка содержания документа, его соответствие нормам, правилам и инструкциям. С помощью данной проверки устанавливаются признаки недоброкачественности документа:
1. Применение иных измерителей хозяйственных операций в рамках признанных правил
2. Использование в качестве основания иных норм и правил
3. Нарушение графика документооборота, то есть отсутствие сведений о промежуточных операциях. Данный график показывает сколько экземпляров документа составляется, кто его оформляет, проверяет, обрабатывает. Дает разрешение на проведение операции, какие подразделения направляются соответствующие копии, где хранятся и в течении какого времени.
Факторы, которые ограничивают применение данного метода правоохранительные органы:
1. Наличие большого числа действующих правил оформления различных учетных документов
2. Необходимость изучения нормативного материала, которые относится кроме бухгалтерского учета, к товароведению, технологии производства.
Арифметическая проверка состоит в правильности подсчета показателей по графам документа, например, сложение по вертикали, горизонтали, вычисление процентов. С помощью арифметической проверки можно установить следующие виды подлога:
1. Заведомое механическое завышение или занижение итоговых сумм по горизонтальным строкам и вертикальным графам (это интеллектуальный подлог).
2. Последующие дописки штрихов и цифр, как в итоговой сумме, так и в отдельных строчках и колонках (материальный подлог).
Факторы, которые ограничивают применение арифметической проверки сотрудниками ПО:
1. Необходимость использования процентов, индексов, различных нормативов, знания которых доступно только специалисту
2. Существование в ряде случаев специальных правил выведения итоговых сумм, например, с нарастающим итогом составляется отчет о прибылях и убытках.
2.Методы проверки взаимосвязанных документов:
1. Встречная проверка, метод заключается в сопоставлении разных экземпляров одного и того де документа. Существуют факторы успешного применения данного метода:
· Знание графика документооборота
· Уровень взаимодействия с работниками ПО, находящихся в другом регионе или обслуживающих предприятия, где находятся представляющие интерес документы
· Наличие возможного сговора между работниками проверяемого и иных предприятий, которые могут принести к уничтожению документа или утрате следов преступления в нем
Ситуации эффективного использования данного метода:
v Когда преступники уничтожили свой экземпляр документа, а другие экземпляры сохранились
v Когда в результате совершения подлога появились расхождения в содержании разных экземпляров одного и того же документа или его частей
Случаи, которые ограничивают применение данного метода:
1. Не все бухгалтерские документы составляются в нескольких экземплярах, например, расходный кассовый ордер, карточка складского учета, инвентарная карточка по учету основных средств
2. Когда преступники совершили подлоги во всех экземплярах одного и того же документа, например, при оформлении бестоварных документов
3. На некоторых предприятиях один экземпляр документа выдается на руки тем или иным лицам безвозвратно, в первую очередь это относиться к предприятиям бытового обслуживания.
2.Метод взаимного контроля – заключается в сопоставлении самых различных документов прямо или косвенно отражающих проверяемую хозяйственную операцию.
Основные задачи, которые решаются с помощью данного метода:
1. Определение круга участников преступления
2. Выявление подложных документов
3. Моделирование утраченного или искаженного документа
Создание модели документа при помощи метода взаимного контроля позволяет установить:
v Действительное содержание документа со всеми его реквизитами
v Какие реквизиты документа побудили преступников его уничтожить или фальсифицировать
v Какие следы хозяйственной операции указанной в утраченном или искаженном документе могут найти отражение в иных носителях информации (цепочка документов или круг документов)
Признаки подлога в документах, которые выявляются с помощью данного метода:
· Отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв цепочки документов)
· Противоречие в содержании взаимосвязанных документах
Основные приемы взаимного контроля:
1. Сопоставление данных документов отражающих выдачу денежных средств и материальных ценностей с данными документов, которые являются основанием для начисления и выплаты денежных сумм или выдачи материальных ценностей
2. Это проверка соответствия данных учетных регистров (книги, журналы, карточки, ведомости накопительные) данным первичных документов
3. Сопоставление данных о перемещенных товарно-материальных ценностях с данными о таре, в которой они перевозились
4. Сопоставление данных приходно–расходных документов непосредственно отражающих движение ценностей с данными других документов, отражающих те же операции, но в других аспектах (сопоставление банковской и кассовой операции). Это сопоставление бухгалтерских документов с любыми другими не бухгалтерскими документами, которые отражают отдельную операцию. Это пропуска, транспортные документы, картотека производства, картотека склада.
5. Сопоставление данных бухгалтерского учета с данными оперативного учета, статистического учета
Факторы, которые влияют на эффективность применения методов взаимного контроля:
· Знание специфики документального оформления хозяйственных операций по движению материальных ценностей на каждом этапе, участке производства (заготовка, транспортировка, хранение, изготовление, сбыт)
· Ознакомление со спецификой движения ценностей в сфере материального производства, при осуществлении коммерческой или банковской деятельности
· Реализация специфики документального оформления в виде графика документооборота на конкретном предприятии или группе предприятий
· Предварительное выдвижение версий о предмете преступного посягательства и способе его изъятия
3.Методы проверки документов, отображающих однородные операции:
1. восстановление учетных записей по документам. Данный метод применяется в случаях:
· При запущенности бухгалтерского (синтетического и аналитического) или оперативно-технического учета, чаще всего складского, объектного учета
· При умышленном или случайном уничтожении регистров бухгалтерского или оперативного учета, когда первичная документация сохранилась
· Когда первичная документация имеется в полном объеме, однако аналитический учет не велся в целях сокращения учетной работы или в связи с особыми правилами и условиями документального оформления некоторых хозяйственных операций, например, в строительстве, в розничной торговле
· При наличии достоверных данных о подложности записей в аналитическом учете
2.Метод обратной калькуляции. Данный метод может иметь название контрольный пересчет готовых изделий в сырье. Применяется в случаях:
1. когда преступления совершаются за счет нарушения технологии производства путем недовложения или замены одних компонентов другими менее качественными
2. когда преступления связаны с ценообразованием, например, завышение стоимости единицы изделия с целью создания суммовых излишков готовой продукции либо излишков сырья
3. когда преступление связано с изъятием изготовленной не учтенной продукции из учтенного сырья
3.Хронологический анализ связан с тем, что документы изучаются в хронологической последовательности совершения хозяйственных операций
4. Сравнительный анализ связан с сопоставлением деятельности предприятий, организаций, участков, которые производят одну и ту же продукцию, работу, услуги.
С помощью хронологического и сравнительного анализа можно установить следующие подлоги:
1. Странные закономерности в деятельности предприятия, которые используются в качестве поисковых признаков, а иногда и доказательств события преступления
Чтобы выявить признаки подлогов необходимо изучение нормативного материала относящегося помимо бухгалтерского учета к технологиям, товароведению, экономике.
Методы фактической проверки хозяйственных операций, содержащихся в документах:
1. Инвентаризация выборочная
2. Контрольные обмеры фактически выполненных объемов работ (строительные, ремонтные работы)
3. Проведение контрольных операций (контрольная закупка, контрольный запуск сырья в производство)
4. Лабораторный анализ качества сырья, материалов и готовой продукции
5. Получение письменных объяснений от лиц, подписавших проверяемый документ, либо принимавших участие в хозяйственных операциях
6. Получение письменных справок от различных организаций по поводу содержания документа
7. Наблюдение
8. Осмотр
9. Опрос