Материал лекции
Модуль № 1.
Профессиональное музыкальное образование: методология, теория, история
Роль музыкального искусства в современном социуме. Преподавание музыкальных дисциплин как специфический вид художественно-образовательной деятельности.
Тема 1. Социальные функции музыкального искусства. Философско-эстетические и психолого-педагогические обоснования музыкального воспитания и образования.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества. В сб. Новое педагогическое мышление. М., 1989
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
3. Гершунский Б.С. Философия образования /статус, проблемы, перспективы/. М., 1992.
4. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.
5. Декарт Р. Компедиум музыки. Сборник.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1971.
6. Каган М.С. Музыка в мире искусств. М., 1996.
7. Киященко Н.И. Государственная модель эстетического воспитания в современной России. Эстетико-воспитательный «портрет» конца XX века.
8. Клюев А.С. Философия музыки. Спб., 2008.
9. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией. Журнал Педагогика, 1994, № 6.
10. Панаиотиди Э.Г. Философия музыкального воспитания Б. Реймера: «за» и «против». В сб. Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998
11. Плутарх Херонейский. О музыке. - В кн.: Античная музыкальная эстетика.
12. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. Под. ред. Г.М. Цыпина. – 2003.
13. Роллан Р. Музыканты наших дней. – Пг., 1923.
14. Сборник «Д.Шостакович о времени и о себе». – М., 1980.
15. Сборник.: Современные концепции эстетического воспитания. - М., 1998.
16. Тельчарова-Куренкова Р.А. Методологические и теоретические проблемы музыкального образования. В сб. Вопросы подготовки музыканта-педагога. Магнитогорск, 1997.
17. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта. М., 1998
18. Фишер М.И. Образование в России: философия, идеология, политика. Журнал Педагогика, 1994, №6.
19. Щербакова А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта. М., 2007.
20. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация. Вопросы теории и практики управления. Москва-Новосибирск, 1993
Музыка трактуется большинством российских и зарубежных специалистов как вид искусства, воссоздающий внешний /объективный/ и внутренний /субъективный/ мир человека посредством определённым образом организованных звуковых структур. Музыка, по словам А.Веберна, это природа и человек, взятые в бесконечном множестве их звуковых модификаций и постигаемые через наши слуховые ощущения. Основное в музыке – это художественный образ, являющийся носителем /концентратом/ того или иного содержания.
Объектами, находящими специфическое воплощение в музыкальной образности, могут быть самые разнообразные явления и феномены окружающей действительности – жизненные реалии, события, картины природы и т.д., – которые получают субъективное, индивидуально-личностное отражение во внутренней, психической среде человека. Искусство вообще, и музыкальное искусство, в частности, «существенным образом преломляет явления действительности через внутренний субъективный мир художника и обращено к внутреннему же миру и субъективному опыту каждого из воспринимающих».[1]
Большое количество музыкальных произведений воссоздает «картины» внутренней, психической жизни человека, повествует о состояниях радости, тревоги, надежды, печали, душевного смятения, лёгкой грусти, бурного ликования, и т.д., и т.п. Существуют десятки, если не сотни вербальных определений внутренних состояний и переживаний человека, получивших отражение в музыке, скорее всего, таких определений могло бы быть бесчисленное множество. Ставя вопрос в принципиальном плане, число их неограниченно. Практически все составляющие эмоционального спектра человека, всё многообразие душевных движений, красок, нюансов, переливов чувства и т.д. находит свои эквиваленты в музыке, которую вследствие этого называют нередко «зеркалом души» человека.
Однако масштабы действия музыки не ограничиваются эмоциями. Область, в которой она /музыка/ функционирует и проявляет себя, значительно шире. Музыка ценна своей способностью к обобщению, на что не раз указывал Д.Д.Шостакович и другие выдающиеся музыканты. Её сфера, наряду с чувствами – это «мысли, идеи».[2] Она раскрывает жизнь в наиболее сложных её проявлениях, хотя делает это и не напрямую, а опосредовано, через передачу-отражение в звуках тех или иных субъективных реакций индивидуума, его внутренних состояний, отношений, переживаний и т.д.
Своеобразная познавательная (гносеологическая) функция музыки уже отмечалась многими философами, искусствоведами, музыкантами различных специальностей. Как одну из высших и вполне самостоятельных форм человеческого познания рассматривал музыку О.Шпенглер; тонким, единственным в своём роде инструментом постижения мира и человека в нём считали искусство /в том числе и музыкальное/ А.Н.Серов, В.В.Стасов, Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский. Разумеется, познание средствами искусства отличается от научного познания, выстраивающего сложные, «многоярусные» системы объективных знаний об окружающей действительности, оперирующего чаще всего теоретическими абстракциями, схемами, формулами, интеллектуальными категориями. Музыкальное «познание» обращено своим остриём к внутреннему миру человека, к психическому, к сфере эмоций, фиксируя происходящие в этой сфере колебания, изменения, сдвиги, разного рода метаморфозы.
Незаменима музыка в качестве инструмента самопознания человека, осмысления им собственных душевных состояний и движений, аналогом которых, согласно меткому определению современного российского философа Н.И.Киященко, и является музыка.
Звучащую музыку нередко сравнивают с речью. Сопоставления такого рода если и допустимы, то лишь в виде метафоры, не более того. От обычной человеческой речи музыкальная «речь» отличается по ряду существенных признаков. Ей не дано однозначно и конкретно определять те или иные феномены, явления, категории, сущности и проч. окружающего мира. Воздействие музыки на сознание и подсознание индивидуума осуществляется, главным образом, посредством ассоциативных механизмов, через систему специфически музыкальных смыслов, влияющих непосредственно на эмоциональную сферу, на психофизиологические рецепторы, на фантазию и воображение человека. Носителями же этих «смыслов», согласно учению Б.В.Асафьева, которое, к слову, не утратило своей приоритетной роли в отечественном музыкознании, является интонация. Она – «первостепенной важности фактор: ... музыкальная мысль, чтобы стать выраженной посредством звуков, становится интонацией, интонируется... Без интонации и вне интонирования музыки нет». /Б.В.Асафьев/.[3]
Из вышеприведённого высказывания Б.В.Асафьева явствует, помимо остального и прочего, что музыка как таковая существует для подавляющего большинства людей лишь в живом, реальном звучании, т.е. когда она исполняется музыкантом /пианистом, скрипачом, певцом и т.д./ или группой, коллективом музыкантов /ансамблем, хором, оркестром/. Именно в ходе исполнения /интерпретации/ музыка интонируется, обнаруживая свой скрытый в нотном тексте смысл. «Композитор – исполнитель – слушатель» – такова триада, необходимая для нормального «жизнеобеспечения» музыки, её реального бытия в социуме.
Роль и значение музыки в цивилизованном обществе исключительно велики. Музыка служит уникальным по своей природе средством общения, коммуникации в социуме; она транслирует в мировом /или национальном/ сообществе мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои и прослойки населения. Такова, например, музыка, исполняющаяся в храмах, при церковном богослужении; аналогичную функцию выполняет военно-патриотическая музыка – она сплачивает, объединяет, заражает общим настроем. Музыкант, по образному выражению Д.Д.Шостаковича, «может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества».[4]
Еще одна характерная особенность музыки: в ней отражаются вкусы, запросы, эстетические предпочтения самых различных групп в сообществе людей. Тем самым проводятся разделительные линии в их художественно-эстетических склонностях и приоритетах /к примеру, молодёжная музыка – и музыка, предпочитаемая людьми старшего возраста; городская музыка – сельская, и т.д./. Разделительные линии можно провести и между различными национальными музыкальными культурами; не менее, если не более, очевидны отличия так называемой «серьёзной», классической музыки – от «лёгкой», эстрадной, развлекательной музыки.
В своё время А.Н.Серов классифицировал музыку по четырём основным жанровым направлениям, взяв за основу традиционные сферы их бытования в обществе. Получалось, по А.Н.Серову, что музыка звучит: 1. в церкви, 2. в театре, 3.в концертном зале, 4. в домашнем обиходе. В наши дни музыка звучит, помимо театров, концертов и богослужебных церемоний, также в радио и телепередачах, на военных парадах, народных празднествах и т.д. Сфера её функционирования неизмеримо расширилась по сравнению с предыдущими эпохами. «Сохраняя свои позиции в филармонический и эстрадных залах, на сцене музыкальных театров и усиливая их благодаря радио, телевидению и бытовой звуковоспроизводящей аппаратуре, музыка одновременно всё шире проникает в самые различные сферы практической жизни. В результате всего этого современная музыкальная культура не исчерпывается концертной и театральной формами, но включает и жанры народной /фольклорной/ музыки и обширнейший массив городской самодеятельной музыки; и музыку производственную /функциональную/, спортивную, оформляющую различные социальные процессы, и музыку бытовую и радио-, кино- и телевизионную музыку... Только охватывая во всей полноте, небывалом разнообразии форм и плотности проникновения в быт современную музыку можно понять действительное место, занимаемое ею ныне в культуре».[5]
Значение музыки в современном мире как никогда велико, влияние её на общественное сознание очевидно, функции и социокультурные роли столь же многообразны, сколь и контрастны, несхожи друг с другом. При всём том – и это ключевой момент с позиций философии музыкального образования – основная функция музыки, социальное предназначение её – эстетически воспитывать, просвещать людей, приобщать их к высокой культуре. Цивилизованному обществу нужна разная музыка – и так называемая «серьёзная» /классическая/, и эстрадно-танцевальная, и обрядовая, и военно-патриотическая, и др., но, прежде всего, нужна музыка, которая просветляла бы быт, облагораживала его, формировала бы эстетические вкусы и высокие художественные запросы.
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многое препятствует утверждению такой музыки в российской социокультурной практике. И тотальная коммерциализация сферы культуры, и неприкрытая агрессия со стороны «поп-арта», и заметное ослабление морально-этических устоев в российском обществе, и проч., – всё это создаёт далеко не лучшие условия для функционирования высокохудожественной музыки. И то, что музыкальной продукции самой по себе сегодня количественно много, не улучшает, а, напротив, усложняет, ухудшает ситуацию. Р.Роллан в своё время писал: «Я не думаю, чтобы для искусства могло бы существовать худшее бедствие, нежели беспорядочное его изобилие».[6] Это высказывание полностью применимо к сегодняшней российской действительности.
Мутный поток массовой культуры (субкультуры рок-групп, самодеятельных эстрадных «ансамблей» и т.д./ калечит, развращает художественное сознание российской молодёжи; факт этот хорошо известен и не требует доказательств. Известно и то, что спрос рождает предложение: чем проще, примитивнее музыкальные запросы слушательской аудитории, тем больше пространство, принадлежащие «поп-арту», тем шире поток третьесортной музыкальной продукции.
Философия музыкального образования исходит из того, что изменить ситуацию к лучшему – пусть не кардинальным образом, а лишь частично, в определённой мере и степени, – могут и должны профессиональные музыкальные учебные заведения /училища, колледжи, консерватории, институты и т.д./. Они располагают, как правило, вполне квалифицированным контингентом музыкантов различных специальностей, их художественно-творческий потенциал достаточно велик. На периферии они зачастую являются единственными форпостами музыкальной культуры. Дело лишь за тем, чтобы музыкально-воспитательная, художественно-просветительская работа рассматривалась бы, – наряду с собственно учебной, музыкально-образовательной деятельностью, – в качестве одного из приоритетов в практической жизнедеятельности данных учебных заведений.
Утверждая принципиально важную роль музыкальных учебных заведений в современном социуме, в деле массового эстетического воспитания, философия музыкального образования исходит из богатого и поучительного исторического опыта.
О широких воспитательных возможностях музыки знали еще в древней Греции. Можно напомнить, что Аристотель рассматривал мелодику и ритм как средства, способные определённым образом влиять на внутренний мир человека, производить в нем некие изменения морально-этического, нравственного свойства. Музыка, по Аристотелю, олицетворяет движение, действия; последние же – «суть знаки этических свойств».[7]
Музыка, указывал Аристотель в своей «Политике», выявляет себя по разным направлениям, она, говоря современным языком, многофункциональна. Будучи способной доставлять чувственное наслаждение, она, одновременно, «очищает» область аффектов, вызывает благородные, возвышенные страсти, содействует нравственно-этическому воспитанию и приносит интеллектуальные радости. Каково же реальное воздействие музыки, и какой стороной /или сторонами/ она обращается к слушателю, зависит, по Аристотелю, от уровня развитости самого слушателя. Чувственное /мы сказали бы: психофизиологическое/ удовольствие музыка может доставлять практически всем, вплоть до простолюдинов, – исключения тут невелики, – но зато высокие, интеллектуальные «музыкальные радости» – удел избранных, элиты, «лучших граждан», утверждал Аристотель.
Музыке в Греции обучали в обязательном порядке /естественно, речь в данном случае о свободных гражданах, представителях привилегированных слоев общества/. Считалось, что человек, соприкоснувшийся в личном опыте с «музыкально прекрасным и возвышенным ... не запятнает себя никаким неблагородным поступком, но, стяжав, благодаря музыке, величайшую пользу, он будет полезен и себе, и родине, не допуская никакого нарушения гармонии ни словом, ни делом, но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок».[8]
Разумеется, по нашим сегодняшним представлениям подобные утверждения достаточно наивны. Однако, оценивая их в историческом ракурсе, следует признать, что значение их велико. Именно такие утверждения, такие взгляды на музыку и предопределили дальнейшее развитие философско-эстетической мысли, её интенсиональную специфику, что и послужило основой для последующих учений; не считаться с ними современная философия музыкального образования не может.
Наряду с Аристотелем, а также Платоном и Аристоксеном, свой вклад в осмысление онтологической сущности музыкального искусства внесли наиболее крупные представители философских школ Индии, Китая /Конфуций, Мэн-цзы/, а также других, ушедших в прошлое цивилизаций. Варьируя постулаты о практически полезных и важных в воспитательном отношении функциях музыки, они высказывали немало интересных, хотя и достаточно наивных, прямолинейных суждений на эту тему. Впрочем, основная идея оставалась при этом вполне очевидной: музыкальное воспитание и образование суть благо для каждого отдельного индивида и общества в целом.
Последующие концепции музыкального воспитания и образования /Средневековье, Возрождение, Семнадцатый век. Эпоха Просвещения, Русская национальная культура XVIII-XIX в.в./, как правило, реставрировали, варьировали, дополняли и развивали положения, выдвигавшиеся в пору античности, не опровергая их по существу. Оставив в стороне ряд исторических периодов /эпох/ в развитии мировой цивилизации, обратим внимание на XVII век и последующие времена, когда было выдвинуто немало интересных идей и суждений по рассматриваемой проблеме.
«Цель музыки – доставлять нам наслаждение и возбуждать в нас разнообразные аффекты»,[9] утверждал Декарт, едва ли не дословно цитируя Аристотеля. Но есть у него и любопытные новации.
Декарт, например, высказывает прозорливые суждения об ассоциативной природе музыки: «... Один и тот же мотив, от звуков которого одним хочется тотчас пуститься в пляс, у других может вызвать слёзы. Ибо всё здесь зависит исключительно от того, какие представления оживляет мотив в нашей памяти».[10]
Близки идеи «ассоцианизма», высказывавшиеся Декартом применительно к музыке, и другому видному учёному XVII в. М.Марсенну. Мотивы, созданные композитором, писал Марсенн, могут вызывать представление о «движении моря, неба, всего, что существует в нашем мире. Интервалы в музыке в свою очередь могут отобразить движения тела, души, первоэлементов и небес».[11] Главное, чтобы музыкальная речь не была бы излишне мудрёной, вычурной, малопонятной слушателю, ибо тогда, по Марсенну, она теряет свои природные качества, утрачивает силу воздействия на окружающих: «Мы знаем по опыту, что больше удовольствия нам доставляют вещи понятные с первого взгляда, а не те, от которых получается впечатление смутное и неясное».[12]
Воздействовать на широкую публику музыкант может не только говоря ясно и понятно, но и при условии, что он обращается к слушателям на родном и близком им национальном языке, продолжал линию Декарта и Марсенна немецкий учёный А.Кирхер. Пожалуй, именно ему принадлежат первые попытки теоретического обоснования категории национального стиля в искусстве: «Музыкальный стиль, находящий себе распространение где-либо, соответствует природному складу людей и особому устройству каждой данной местности».[13]
Социокультурная функция музыки для А.Кирхера несомненна, однако конкретные звуковые формы «под одним небом будут выглядеть так-то, а под другим – иначе».
Задумывались в XVII-XVIII вв. и о «механизмах», путях и способах влияния музыки на «умы и сердца» людей. Да, воздействие очевидно и результаты, следствия его тоже вполне различимы. Но что даёт такую силу музыке, чем объяснить неотъемлемо присущую ей «власть над людьми», как выражались философы XVII-XVIII веков?
А.Кирхер склонен искать объяснение феноменологическим свойствам музыки в мистике, в метафизических основаниях. Это искусство, обладающее «чарами магнетизма» – таков его вывод. Стоит заметить, что теория магнетизма, магии, иррациональных начал, присущих искусству музыки, нашла в дальнейшем, после А.Кирхера, многочисленных последователей и приверженцев /Г.В.Лейбниц, А.Баумгартен, И.Зульцер и др./.
В рамках одной лекции невозможно рассмотреть все ответвления и извивы мировой философско-эстетической и музыкально-социологической мысли относительно места и роли искусства музыки в обществе, /а здесь и гегелевское учение о «духовном содержании» музыки, и теория А.Шопенгауера о «мировой воле», сконцентрированной в лучших образцах музыкального искусства, и плодотворные суждения о музыке Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, В.Ф.Одоевского, А.Н.Серова, Г.А. Лароша, В.В.Стасова и др./.
Обратимся к нынешней ситуации в России – к проблемам сегодняшнего дня, какими они видятся в аспекте философии музыкального образования.
Значение музыки в современном социуме трудно переоценить и российская действительность – наглядное тому подтверждение. Музыкальное искусство полифункционально, его роли, как и стоящие перед ним задачи, с трудом поддаются учёту и систематизации. И, тем не менее, основное и главное может быть выделено, определено, иерархизировано.
Музыка, как следует из всего ранее сказанного, призвана сделать свой существенный вклад в формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Человек, игнорирующий соприкосновение с музыкальным искусством в лучших его образцах, наносит самый серьёзный, невосполнимый ущерб своему «Я».
Основным «строительным материалом» в процессах художественно-эстетического воспитания и образования должна быть классическая музыка, доказавшая на протяжении десятилетий и столетий свою непреходящую художественную ценность. «Базовым компонентом» формирования культуры индивида, справедливо замечает Н.И.Киященко, «может и должна выступать музыка И.С.Баха, В.Моцарта, Э.Грига, Д.Верди, П.Чайковского, А.Лядова, Л.Бетховена, М.Мусоргского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Д.Кабалевского и других выдающихся музыкантов. Тем самым не отметается ни народная музыка, ни современное песенное творчество, ни молодёжная, ни эстрадная музыка, но лишь подводится под весь процесс музыкального воспитания и образования подрастающих поколений прочный фундамент классики, обладающей такой силой духовного воздействия, которая не зависит от кратковременных и особенно конъюнктурных веяний времени, преходящей моды в её исполнении, подаче и т.п.»[14]
Цель музыкально-воспитательных и образовательных процессов – формирование у человека музыкально-эстетического сознания т.е. выработка в ходе соответствующей деятельности эстетических вкусов, стремлений, запросов, идеалов; цель, иными словами, в формировании тонкого и сложного по структуре умения воспринимать и оценивать мир по законам красоты – и не только воспринимать, оценивать и т.д., но действовать в соответствии и согласии с этими законами.
Музыкальное воспитание и образование неизбежно сопрягается с духовным становлением личности. Духовность – категория достаточно аморфная, трактуемая разными мыслителями по-разному; семантическая структура её интерпретируется в разных школах и направлениях неодинаково. Обычно принято считать, что духовность означает примат идеального над материальным, духа над вещественной природой; духовность несводима ни к «психическому», ни к «интеллектуальному», ни к «эмоциональному», являясь, скорее, их интегралом. И, что важно в данном случае, духовность «вбирает», растворяет в себе и подлинно высокую культуру, и морально-этические, нравственные начала. «Духовность – оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность – отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы».[15]
Есть основания утверждать, что именно музыка создаёт наиболее благоприятные условия для вхождения-проникновения индивидуума в сферу духовности, «облучения» духовностью. Музыка, в отличие от других искусств, в наименьшей степени воплощает конкретную, «вещественную» реальность; она, в известной степени, суть «криптограмма» невыразимых словом душевных состояний и движений человека.
Там, где кончаются слова, начинается музыка, – это известное высказывание Ф.Мендельсона достаточно точно передаёт существо дела. «Содержание музыки определяется проникновением в глубины человеческих переживаний; благодаря этому, музыка обладает такими возможностями познания духовной жизни человека, каких нет ни у одного другого искусства» /М.С. Каган/.[16] Духовное, как отмечалось ранее, включает в себя эмоциональное /хотя и не сводится к нему/. Музыка не просто развивает, активизирует эмоциональность человека; музыка вводит чуткого, отзывчивого слушателя в такие заповедники переживаний и страстей, где он сам, не выходя за рамки своего жизненного повседневного обихода, никогда не смог бы побывать. Раскалённые душевные коллизии бетховенской «Аппассионаты» или тихая, умиротворённая лирика «Времён года» /«Осенная песня», «Баркарола» и др/ Чайковского, возвышенная религиозная философичность Баха или трепетно-возбуждённое, нервно-экзальтированное мировосприятие Скрябина, – всё это многообразие чувств, эмоциональных состояний, душевных реакций и проч. открывается человеку благодаря музыке. Причём она имеет дело не с сырыми, грубо-натуральными эмоциями, так сказать, «эмоциями-полуфабрикатами», – а с художественными, эстетическими эмоциями, конденсирующими суть, сердцевину человеческих переживании и отсекающими всё вульгарное, низменное, недостойное называться искусством.
Благодаря этим качествам музыка действует катарсически, возвышая и очищая людские души, «раскрывая и вызывая к жизни огромные и до того подавленные и стеснённые силы» /Л.С.Выготский/.[17]
Последнее обстоятельство, отмеченное Л.С.Выготским, также заслуживает внимания. Общение с музыкой, прежде всего реальное, «предметное» общение /сочинение музыкальных произведений, осуществляющееся даже на любительском уровне, исполнение музыки, как индивидуальное, так и коллективное/ инициирует творческие проявления личности, даёт толчок процессам фантазии и воображения, актуализирует художественно-образное мышление. Это, по мнению многих специалистов, увеличивает общий энергетический потенциал индивидуума, делая этот индивидуум более жизнеспособным, позволяя ему успешно проявлять себя в областях, не связанных непосредственно с музыкой. Иначе говоря, эстетическое, в частности, музыкальное воспитание, имеет высокий «интеграционный потенциал и может своими средствами выполнять задачу всех видов воспитания,.. готовить каждого воспитуемого к оптимальному и адекватному чувственно-эмоциональному и интеллектуальному включению в реальную жизнь своего общества и всего человечества».[18]
И, наконец, нельзя не упомянуть о том, что музыкально-эстетическое воспитание вкупе с другими факторами влияет на формирование мировоззренческих позиций человека. Притом, что влияние это, разумеется, опосредованное и косвенное, оно, тем не менее, вполне реально по своим последствиям. Всё, о чём говорилось выше – и «облучение» духовностью, и выработка многоцветного эмоционального спектра, и наличие развитого эстетического сознания, и т.д. – воздействует в большей или меньшей степени на отношение человека к миру и самому себе, на систему его взглядов, принципов, установок, убеждений, идеалов. Импульсы, исходящие от искусства – от литературы и музыки, от живописи и театра, – обостряют, утончают восприятие человеком окружающей среды, усложняют и углубляют его реакции на явления, факты, процессы, происходящие в мире, усиливают аксиологический аспект в его внутреннем видении мира. Можно согласиться с Б.М.Целковниковым, утверждающим, что «мировоззрение как феномен сознания личности отличается не только целостной, но и ценностной природой, поскольку так или иначе всегда отражает особенности отношения личности к многообразным аспектам бытия. В этом феномене и конденсируется эмоциональный, нравственный, интеллектуальный опыт личности, находят выражение самые разнообразные духовные и практические способы её жизнедеятельности».[19]
По поводу понятия «философия образования» ведутся оживлённые диспуты, высказываются различные, зачастую несовпадающие суждения. С точки зрения одних учёных, философия образования – это идеи, воззрения, общие принципы и концептуальные подходы к теории и практике образовательного процесса; это своего рода «рефлексия над самим явлением «образование», его конкретно-историческими формами, состояниями, проблемами и противоречиями".[20] Объектом этой философской рефлексии является «связь наиболее широких представлений о мире, обществе и месте человека в нём - с педагогической действительностью» /В.В. Краевский/.[21]
По мнению других специалистов, объектом философии образования следует признать «систему и процесс воспитания, обучения и развития человека; содержание, методы, средства и организационные формы воспитательно-образовательной деятельности, ориентированные на достижение социально и личностно, детерминированных целей образования». /Б.С. Гершунский/.[22]
Разность подходов и толкований – налицо. В первом случае имеют место достаточно свободные и нестеснённые какими-либо формальными рамками размышления о смысле, сущностных основах и целеполагании образования. Во втором – вполне конкретные педагогические категории, объекты и проч., непосредственно связанные с учебно-воспитательным процессом.
Нельзя ставить вопрос о большей или меньшей правомерности того либо иного подхода; принцип альтернативы /«или – или»/ здесь не уместен. Особенность философии – как вида духовно-творческой деятельности человека – в том, что она допускает различные толкования её сущностных основ, её природы и методологии. Понятие «философия» оперирует скорее мировоззренческими категориями и идеями, нежели точными методологическими постулатами, опирается в большей мере на убеждения и воззрения, чем на твердые знания, предпочитает общие подходы разного рода нормативам, твёрдым установкам или жёстким определениям.
В большинстве западноевропейских стран в отличие от России, в США и Японии, философии музыкального образования уделяется достаточно серьёзное внимание. Что такое музыка, и какова её роль в социуме? В чём сущность музыкальной образности, как определить её специфику? Какими должны быть цели и задачи музыкального воспитания и образования, какие средства здесь предпочтительнее? Что может дать классическая музыка современному человеку? Ответы на эти /и другие/ вопросы пытаются найти многие зарубежные специалисты – представители гуманитарных отраслей науки и искусства.
Различается несколько концептуальных направлений в подходе к этой проблематике. Одно из них доктор филологических наук, Р.А.Тельчарова-Куренкова определяет как философию музыкального утилитаризма.
Музыка рассматривается в рамках этого направления как действенный инструмент всестороннего и универсального воспитания человека; она влияет на «эстетическое, нравственное, культурное развитие индивида и, таким образом, содействует воспитанию достойного гражданина».[23] Для адептов этого направления музыка важна и ценна не сама по себе, не как уникальный эстетический феномен, а как средство воздействия на индивида.
«Бесспорно, в такого рода «утилитаристских» концепциях философии музыкального воспитания признаются отдельные самоценные стороны музыкального искусства, но связь «индивид – музыка – общество» является главной и определяющей».[24] В таком подходе угадываются идеи мыслителей древности, хотя они и выступают, естественно, в преображенном, «осовремененном» виде.
В противоположность утилитаризму, приверженцы философского направления, именуемого Р.А.Тульчаровой-Куренковой дидактическим, исходят из самоценности и самодостаточности музыкального материала как такового, из необходимости его изучения, усвоения и ассимиляции в сознании учащегося вне зависимости от каких-либо воспитательных и образовательных целей.
Музыка трактуется представителями этой философии не в качестве социально-ангажированного средства воспитания. С их точки зрения музыка вполне достойна того, чтобы «утверждать собственные приоритеты»; познание её важно само по себе, а не как «побочный продукт обучения в виде живых человеческих качеств».[25] К сказанному можно добавить, что этот философский и методологический подход свойственен, в основном, немецкой культуре и генетически связанной с ней музыкальной педагогике.
Наконец, третье направление в современной философии Музыки, распространенное, прежде всего в США и Японии, получило название «музыкальный эстетизм».
Адепты этого направления полагают, что в эпоху тотального техницизма, глобальной индустриализации общества, музыка, наряду с другими искусствами, должна пробуждать в человеке чувство прекрасного, приобщать его к гармонии и классической соразмерности, воспитывать в нём способность видеть, слышать и /главное!/ реагировать на красоту в различных её проявлениях. Считается при этом, что человек с развитым эстетическим чувством в любой отрасли производственной деятельности будет стремиться действовать по законам соразмерности, строгой упорядоченности, гармонии и красоты; иными словами, деятельность его будет максимально эффективной. В качестве обоснования приводится известное положение Д.Дьюи об эстетическом опыте как модели любого другого человеческого опыта.
Прагматизм такого подхода к проблемам музыкального воспитания и образования достаточно очевиден. Вполне закономерно, что представители этого направления часто ссылаются и на Ч.Пирса, и на У.Джемса, и на других философов-«прагматиков».
Комментируя это обстоятельство, Р.А.Тельчарова-Куренкова пишет: «Концепция музыкального эстетизма не случайно возникла в США. Страна индивидуального предпринимательства и рынка, конкуренции и институтов собственности, демократии и индивидуализма в философских теориях и на практике сделала основной акцент на самоценности индивида, на его свободе и автономии, на его праве и реальной возможности самому определять свои интересы и направления своей деятельности... Музыка стала рассматриваться, прежде всего, как эстетический стимул человеческой деятельности, а не как социальный инструмент».[26]
Безусловно, определённый прагматизм философских установок, основывавшихся на идейном наследии Ч.Пирса, У.Джемса и Д.Дьюи, несколько сужает концепцию музыкального эстетизма, обедняет её содержание. Вместе с тем, нельзя не отдать должного целому ряду положений, выдвигавшихся в рамках этой концепции и оказавшихся созвучными передовым устремлениям музыкально-педагогической мысли второй половины XX столетия. В качестве примера можно указать на тезис, утверждавший важную роль музыкального искусства в процессах воспитания и образования молодёжи, ибо оно /искусство музыки/ «будит творческую мысль и выявляет таланты». Говорилось приверженцами музыкального эстетизма и о музыке как «идеальном» средстве достижения баланса между эмоциональным и интеллектуальным в психике современного человека; о преподавании музыки как деятельности глубоко творческой и индивидуально-личностной по своему характеру.
Разработкой проблем музыкального воспитания и образования в Европе, США и Японии занималась и продолжает заниматься многочисленная когорта учёных. Среди них есть имя, которое нельзя обойти молчанием. Это имя Беннета Реймера /США/, чья книга «Философия музыкального образования», выходившая двумя изданиями /в 1970 и 1989 г.г./, знаменовала собой важный этап развития научно-педагогической мысли в рассматриваемой области.
Яркий представитель эстетического направления в американской философии, Б.Реймер обосновал – с современных позиций и на основе современных данных – идею о полноценном, многогранном эстетическом воспитании и образовании индивидуума как непременном условии его гармоничного развития. Музыка, указывает Б.Реймер, есть своеобразный «символ» эмоционального опыта человека и, одновременно, средство расширения, пополнения этого опыта; благодаря музыке человек познаёт себя, проникает в глубины собственного «Я». «Искусство, таким образом, есть единственное средство познания человеческих чувств или субъективной реальности, неподвластной словам и другим знаковым системам, и его высшая функция – объективация, постижение этой реальности через презентацию образцов человеческого чувства». В соответствии с этим Б.Реймером формулируется главная цель эстетического образования: сделать доступным проникновение в мир человеческих чувств. Другими словами, его назначение – воспитание чувств. Это относится во всей полноте и к музыкальному образованию. Его высшая ценность заключается в том, чтобы «расширять границы познания природы человеческих чувств, обогащая тем самым жизнь людей, воспитывать их чувства, совершенствуя отзывчивость на эстетические свойства звука» /Э.Г.Панаиотиди/.[27]
Б.Реймер существенно расширил – в теоретическом и практическом плане – художественно-образовательное пространство, очерченное ранее последователями Д.Дьюи, наметил пути дальнейшего повышения эффективности освоения этого пространства. Что же касается собственно музыкального воспитания и образования, то Б.Реймер еще раз подтвердил на современном исследовательском материале, что в нём заинтересованы не только отдельные индивидуумы, но и общество в целом, – если оно желает сохранить своё духовно-нравственное здоровье и статус подлинно цивилизованного общества.
В России нет сегодня цельной, системно выстроенной философии музыкального воспитания и образования. Есть определённые технологии обучения музыке /игре на различных музыкальных инструментах, пению, дирижированию и т.д./; есть традиции преподавания, которыми по праву дорожат отечественные музыканты; есть, наконец, апробированные, утвердившиеся в музыкально-педагогическом «быту» приёмы и способы соответствующей деятельности – то, что понимается обобщённо под методикой учебной работы.
С другой стороны, отечественными учёными выдвинут ряд интересных, глубоких по содержанию философско-эстетических положений, которые, однако, зачастую существуют как бы сами по себе, в замкнутом теоретическом пространстве, в отрыве от живой практики преподавания музыкальных и других художественно-творческих дисциплин.
Наконец, есть общая педагогика с её специфическим понятийным аппаратом, её теоретическими постулатами и проч., также как и психология, педагогика представлена в структуре дисциплин, подлежащих изучению в профессиональных музыкальных учебных заведениях. Объём часов, выделяемых на эти дисциплины в типовых учебных планах, достаточно велик. В то же время, приходится признать, к сожалению, что влияние психолого-педагогического блока на сознание студентов-музыкантов, как правило, весьма невелико. Причина в оторванности этого блока, – каким он преподносится музыкальной молодёжи – от её практических нужд и запросов; в том, иными словами, что педагогика и психология фигурируют в музыкальных учебных заведениях как бы сами по себе, вне контекста будущей профессиональной деятельности обучающихся. Специфика этой деятельности не учитывается, отсюда и очевидное снижение интереса студентов-музыкантов к «не своим» дисциплинам.
Итак, разобщённость, «несостыкованность» отраслей знания, которые должны были бы совместно воздействовать на профессиональное сознание обучающихся в музыкальных учебных заведениях, имеет весьма негативные последствия. Ибо без философско-эстетических и психолого-педагогических обоснований преподавание музыки сегодня обойтись не может – они своего рода регулятивы учебного процесса, который в отсутствие таких регулятивов неизбежно /сколь бы совершенными не были конкретные методики/ опускается на упрощённо-ремесленнический уровень.
Ситуация несомненно изменится к лучшему, если будет создана и утвердится в общественном сознании философия музыкального образования, которая:
а/ ответит на запросы и потребности времени в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в стране;
б/ объединит философско-эстетические, психолого-педагогические и музыковедческие подходы в музыкально-образовательном процессе, что возведёт его на более высокую творческую ступень;
в/ выявит и поставит акцент на основных, принципиально важных элементах в системе «учитель – ученик»; позволит преодолеть «технократизм» и узкопрофессиональную направленность мышления значительной части преподавателей и обучающихся; утвердит гуманистическую, нравственно-этическую доминанту в занятиях музыкой;
г/ наметит в качестве главного ориентира в музыкально-воспитательной и музыкально-образовательной работе формирование всесторонне развитой, духовно-богатой личности, интересной не только в профессиональном, но и в сугубо «человеческом» плане; ликвидирует явно выраженный дефицит духовности в сегодняшней музыкальной педагогике;
д/ наполнит новым содержанием различные виды и формы учебной работы с учащимися-музыкантами; приведёт к большему разнообразию и контрастности этой работы; активизирует интерес учащихся к занятиям, раскрепостит сущностные силы молодых людей, инициирует процессы самодвижения и саморазвития в обучении;
е/ найдёт понимание, одобрение и поддержку в широких кругах музыкантов-педагогов и студентов средних и высших музыкальных учебных заведений.
Последнее обстоятельство более чем существенно. Ибо вне глубокого философского осмысления сути и смысла своей профессиональной деятельности весьма затруднительно возвыситься над привычным «обиходом», увидеть отдалённые перспективы собственной жизнедеятельности, трудно осознать и внутренне оправдать своё место в мире, выработать адекватную самооценку, наметить стратегические целевые ориентиры.
Бесспорно, создание философской концепции музыкального образования, способной «де-факто» подтвердить свою жизнестойкость и – что не менее существенно – дать импульс к дальнейшему поступательному движению человеческой мысли в этой области, – создание такой концепции не под силу одному автору. Тут потребуются совместные усилия многих специалистов – музыкантов, педагогов, философов, искусствоведов, психологов. Надо надеяться, что задача, в конце концов, будет решена. В этом одно из непременных условий преодоления кризиса российской музыкально-образовательной системы, разрешения присущих ей ныне противоречий.
[1] Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М., 1997, С. 11.
[2] Цит. по сб.: «Д.Шостакович о времени и о себе». М., 1980, С. 276.
[3] Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л-д, 1971, С. 198, 211.
[4] Цит. по сб.: «Музыка и современность», вып. 10, М., 1976, С. 10.
[5] Каган М.С. О месте музыки в современной культуре. Журн. Советская музыка. 1985, № 11, С.С. 6,7.
[6] Роллан Р. Музыканты наших дней. - Пг., 1923, С. 192-193.
[7] См.: Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов А.Ф. Лосева. М., 1960, С. 172.
[8] Плутарх Херонейский. О музыке. - В кн.: Античная музыкальная эстетика. С. 291.
[9] Декарт Р. Компедиум музыки. Цит. по сб.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1971, С. 342.
[10] Там же. С. 352.
[11] Марсенн М. Универсальная гармония. В сб.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. С. 363.
[12] Там же. С. 371.
[13] Кирхер А. Мусургия универсалис. В сб.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. С. 189.
[14] Киященко Н.И. Государственная модель эстетического воспитания в современной России. - Цит. по сб.: Современные концепции эстетического воспитания. - М., 1998, С. 30.
[15] Цит. по: Современный философский словарь. М., 1996, С. 60.
[16] Каган М.С. Музыка в мире искусств. М., 1996, С. 60
[17] Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968, С. 320.
[18] Киященко Н.И. Эстетико-воспитательный «портрет» конца XX века. В сб. Современные концепции эстетического воспитания. С. 295.
[19] Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта. М., 1998, С.52.
[20] Фишер М.И. Образование в России: философия, идеология, политика. Цит. по: журн. Педагогика, 1994, №6, С. 18.
[21] Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией. Цит. по журн. Педагогика, 1994, №6, С. 26,27
[22] Гершунский Б.С. Философия образования /статус, проблемы, перспективы/. М., 1992, С. 11.
[23] Тельчарова-Куренкова Р.А. Методологические и теоретические проблемы музыкального образования. В сб. Вопросы подготовки музыканта-педагога. Магнитогорск, 1997. С. 15.
[24] Там же. С. 15,16.
[25] Тельчарова-Куренкова Р.А. Методологические и теоретические проблемы музыкального образования. В сб. Вопросы подготовки музыканта-педагога. Магнитогорск, 1997. С. 17.
[26] Тельчарова-Куренкова Р.А. Методологические и теоретические проблемы музыкального образования. В сб. Вопросы подготовки музыканта-педагога. Магнитогорск, 1997. С. 19.
[27] Цит. по: Панаиотиди Э.Г. Философия музыкального воспитания Б. Реймера: «за» и «против». В сб. Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998, С. 163.